Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности
Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»
Предмет: литература
Класс: 6
Базовый учебник: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П.: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. ФГОС. Просвещение. 2017.
Цель урока: выявить роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образа природы в стихотворениях С.А. Есенина, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, Н. М. Рубцова, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, пробудить интерес к изучению поэзии.
Формируемые предметные результаты
- Определение композиции произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии образа родной природы.
- Выявление и интерпретация авторской позиции, определение своего к ней отношения.
- Истолкование произведения, аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному.
- Сопоставление произведения словесного искусства (образ родной природы) и его воплощения в других видах искусствах (изобразительное искусство, музыка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_rodnaya_priroda_v_stihotvoreniyah_poetov_xx_veka.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности
Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»
Предмет: литература
Класс: 6
Базовый учебник: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П.: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. ФГОС. Просвещение. 2017.
Цель урока: выявить роль изобразительно-выразительных средств языка в создании образа природы в стихотворениях С.А. Есенина, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, Н. М. Рубцова, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, пробудить интерес к изучению поэзии.
Формируемые предметные результаты
- Определение композиции произведения, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии образа родной природы.
- Выявление и интерпретация авторской позиции, определение своего к ней отношения.
- Истолкование произведения, аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному.
- Сопоставление произведения словесного искусства (образ родной природы) и его воплощения в других видах искусствах (изобразительное искусство, музыка).
Формируемые метапредметные результаты (основные):
-регулятивные УУД
- Планирование деятельности
- Самоконтроль, взаимоконтроль
Навыки работы с информацией:
- Навык чтения.
- Выделение главной мысли текста.
- Извлечение информации.
- Интерпретация информации.
- познавательные УДД
Наблюдение, сравнение, обобщение, классификация.
- коммуникативные УДД
- Навыки сотрудничества
- Умение задавать вопросы
- Навыки учебного диалога
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся индивидуальная и фронтальная формы работы,
работа в группах (творческих мастерских)
Необходимое техническое оборудование:
ПК, проектор для демонстрации презентации
Структура и ход урока
№ | Этап урока, временные затраты | Планируемые действия учителя | Планируемые действия учащихся | Планируемые результаты в формировании УУД |
1 | Организационный момент Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: проверить готовность к уроку; -создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. 2 минуты | Создание положительного эмоционального настроя учащихся | Приветствие учителя Подготовка рабочих мест | Личностные: отношение к учебной деятельности, установление связи между учебной деятельностью и мотивом |
2 | Проверка выполнения домашнего задания (1 вариант) Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция. Задачи: проверить правильность выполнения домашнего задания; выявить пробелы и наметить пути их устранения. 2 минуты | Показатели достижения результата: проверены и скорректированы опорные знания учащихся. | ||
3 | Актуализация знаний и целеполагание (2 вариант) Цель: актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Задачи: актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала; зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии; определить границы знания и незнания; актуализировать опорные знания и изученные способы действий. 3 минуты | Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока. Организация при необходимости диалога в виде мозгового штурма или предложение к выполнению ряда заданий по ранее изученному материалу («Родная природа в поэзии 19 века»). Составление плана по достижению цели урока, самостоятельных планов действий выбора способов и средств решения учебной задачи. Работа по группам в творческих мастерских. | Составление плана (алгоритма) работы. Извлечение фактов, сведений из разных источников. Определение жанра литературного текста. Нахождение в тексте информации, подтверждающей высказанную мысль (закончить высказывания литературных критиков). Нахождение информации в тексте для краткого ответа на вопрос. | Личностные УУД: формирование нравственно- эстетических ценностей (бережное отношение к родной природе) Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную; планирование и решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий) Коммуникативные УУД: составлять и задавать вопросы по содержанию текста произведения Показатели достижения результата: актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы; выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений. |
4 | Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся. Применение теоретических положений при выполнения заданий. Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую, проектную деятельность по решению проблемы. 17 минут | Обеспечение учащихся необходимым методическим обеспечением, оборудованием для проведения исследования; распределение учащихся на группы, предъявление критерий оценки выполнения работ; обеспечение высокой степени самостоятельности учащихся при выполнении исследования; обеспечение по мере необходимости консультацией учащихся по ходу выполнения работы. Объяснение материала (использование презентации), фронтальный опрос, беседа. Использование технологий: проблемный диалог; информационно-коммуникативные технологии; исследовательская деятельность. Проектные задания по темам исследовательских проектов: «Роль метафор в поэзии С.А. Есенина». «Образ ночи в поэзии А.А. Блока». Концепт «весна» в поэтическом мире А.А. Ахматовой. Интонационное своеобразие стихотворений Н.М. Рубцова в раскрытии чувства любви к Родине. Символика цвета в раскрытии образа родной природы в произведениях С.А. Есенина. «Югра литературная» (подготовка экскурсионного проекта, виртуальной экскурсии). | Чтение художественных произведений. Определение темы и главной мысли текста. Выдвижение версий в ходе решения проектных задач. Интерпретация информации. Работа с тезисами, конспектом. Формулировка проблемы. Сравнение изобразительно-выразительных средств для создания образа родной природы в разных поэтических тексах. Осуществление межпредметных связей. Выполнение примерных заданий: Начало работы над составлением словаря метафор (вариант: иллюстрированный словарь метафор). Подбирать цитаты из текста к иллюстрациям (репродукциям картин). Выяснять значение незнакомых (устаревших) слов для понимания авторской позиции. Определять характер взаимоотношения человека с природой (на примере стихотворений русских поэтов 20 века). Составлять перечень использованных источников. | Регулятивные УУД: находить наиболее рациональные способы выполнения задания Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: находить в тексте аргументы, подтверждающие выводы; дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; составлять небольшие устные монологические высказывания, убедительно излагать свои мысли в устной форме, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства, планировать общие способы взаимодействия, понимать точку зрения собеседника |
5 | Динамическая пауза Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся (зрительного напряжения). Задачи: создать условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания; обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятия; обеспечить соблюдение гигиенических требований к проведению физкультминутки с применением ИКТ. 1 минута | Способы организации переключения внимания уч-ся | Ожидаемый результат: проведена обеспечен кратковременный активный отдых для учащихся во время занятия; в физкультминутке вовлечены все учащиеся; восстановлен тонус для дальнейшей работы. | |
6 | Творческое использование сформированных умений и навыков (решение практических задач). Презентация выполненных заданий, проектов Цель: организация презентации учащимися выполненных работ. Задачи: организовать презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы) 5 минут | Оценить (вместе с детьми) качество выполнения работ, выставить баллы, учитывая степень активности каждого учащегося; организовать обсуждение полученных результатов. | Формирование логических умений: выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепочек рассуждений. Индивидуальная работа: самостоятельный поиск решения с использованием различных источников. Творческая письменная работа Требования к презентации в качестве итогового продукта проектной деятельности 1.Композиция (заявление проблемы, подача событий и фактов); 2.Качество информации (достоверность, ее полнота и ссылки на литературные источник с обоснованиями, однозначность, определенность, современность, правильно выбранные пропорции информационных блоков, научность, логичность, завершенность); 3.Оформление (наглядность, соответствие информации законам восприятия, грамотность и доступность подачи, наличие иллюстраций, корректное использование ссылок. | Познавательные УУД: высказывать предположения, выявлять известное и неизвестное; использовать знаково-символические средства (модели и схемы) для решения задач Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Ожидаемый результат: организована презентация выполненных продуктов каждой группой; оценен труд каждого участника группы, степень активности в выполнении заданий и др. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: формирование целостной системы ключевых знаний по теме, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: закрепить изученный учебный материал; сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности; побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Цель: 5 минуты | Подведение итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности. | сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; - произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся; - объявлены критерии оценки домашнего задания. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи | |
8 | Рефлексия, подведение итога Цель: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Задачи: организовать рефлексию и самооценку учащихся; установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления. 5 минут | Создание ситуации успеха | Оценивание своей деятельности на уроке (самооценка деятельности по заранее оговорённым критериям), определение причин затруднения. . | Регулятивные УУД: Рефлексия деятельности Коммуникативные УУД: формулировать выводы Ожидаемый результат: подведен итог урока; проведена рефлексия учебной деятельности; проведен анализ достижения цели урока; получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...
Урок литературы в 6Б классе ТЕМА: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...
проверочная работа по теме Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века 6 класс
проверочная работа по окончанию изучения теы...
Урок по литературе в 6 классе на тему "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...
План – конспект урока литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Урок литературы для обучающихся 6 класса. Тема "Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века". Данный урок составлен на основе учебника Коровина....