Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему
МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель: Адамова Вероника Карловна
Тема: «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фета»
Тип урока: урок - практикум
Цель урока:
Регулятивные: способность участвовать в речевом общении.
Обучающие: познакомиться с основными фактами жизни и творчества, стихотворениями Сергея Есенина и Афанасия Фета, развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснить их роль в тексте, формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений
Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;
Личностные: прививать интерес к жизни и творчеству поэтов, способствовать эффективному накоплению собственного личного опыта.
Задачи:
- Самостоятельное прочтение учащимися статьи о жизни и творчестве двух поэтов разных веков, составление вопросов, ответы на вопросы;
- Выразительное чтение учащимися стихотворений о березе;
- Анализ стихотворений о березе, умение находить изобразительные средства языка и объяснение их роли в тексте;
- Сопоставление анализа лирических произведений;
- Творческая работа учащихся на тему береза.
Оборудование:
презентации на тему «Березы», «Портреты русских поэтов», «Сопоставительный анализ двух стихотворений»; классическая спокойная музыка, статьи о жизни и творчестве поэтов, тексты стихотворений, таблицы изобразительно – выразительных средств.
План урока:
- Орг. момент - 2 мин
- Актуализация знаний - 2 мин.
- Изучение жизни и творчества двух поэтов – 10 мин.
- Выразительное чтение стихотворений учащимися - 5 мин.
- Анализ стихотворения учащимися. 7 мин
- Сопоставительный анализ двух стихотворений. 5 мин.
- Творческая работа учащихся - 12мин.
- Рефлексия - 1 мин
- 9. Итог урока - 1 мин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_adamova_vk.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель: Адамова Вероника Карловна
Тема: «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фета»
Тип урока: урок - практикум
Цель урока:
Регулятивные: способность участвовать в речевом общении.
Обучающие: познакомиться с основными фактами жизни и творчества, стихотворениями Сергея Есенина и Афанасия Фета, развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснить их роль в тексте, формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений
Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;
Личностные: прививать интерес к жизни и творчеству поэтов, способствовать эффективному накоплению собственного личного опыта.
Задачи:
- Самостоятельное прочтение учащимися статьи о жизни и творчестве двух поэтов разных веков, составление вопросов, ответы на вопросы;
- Выразительное чтение учащимися стихотворений о березе;
- Анализ стихотворений о березе, умение находить изобразительные средства языка и объяснение их роли в тексте;
- Сопоставление анализа лирических произведений;
- Творческая работа учащихся на тему береза.
Оборудование:
презентации на тему «Березы», «Портреты русских поэтов», «Сопоставительный анализ двух стихотворений»; классическая спокойная музыка, статьи о жизни и творчестве поэтов, тексты стихотворений, таблицы изобразительно – выразительных средств.
План урока:
- Орг. момент - 2 мин
- Актуализация знаний - 2 мин.
- Изучение жизни и творчества двух поэтов – 10 мин.
- Выразительное чтение стихотворений учащимися - 5 мин.
- Анализ стихотворения учащимися. 7 мин
- Сопоставительный анализ двух стихотворений. 5 мин.
- Творческая работа учащихся - 12мин.
- Рефлексия - 1 мин
- 9. Итог урока - 1 мин
Ход урока:
1. Орг. момент - 2 мин
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя, позвольте представиться, меня зовут Вероника Карловна, я к вам приехала в гости из села Алтанцы Амгинского улуса. Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте поиграем в одну игру, которая поможет нам снять волнение и напряжение. Все закрываем глаза… представим, что находимся в очень красивом лесу… дует легкий ветер… поют птицы… где – то стучит дятел… Видим перед собой красивое, стройное дерево. Это ваше дерево. Оно вас будет всегда защищать, оберегать, даст вам силы и энергию. Откройте глаза. Какое дерево вы увидели?
Ответ: Мы увидели очень красивую березу (сосну, осину и т.п)
- Какое это дерево?
Ответ: красивое, высокое, стройное…
2. Актуализация знаний - 2 мин.
Слайд: березы
- Я думаю, нет наверное ни одного человека, который был бы равнодушен к своей родной природе, к лесу, к березе. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Это самое распространенное дерево, символ и гордость не только русского народа, но и у нас в Якутии. Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Таким образом, вы наверное уже догадались, что наш урок посвящен теме березы в стихотворениях русских поэтов разных веков Сергея Есенина и Афанасия Фета.
3. Изучение жизни и творчества двух поэтов. ( Чтение – 5 мин., составление вопросов – 2 мин, ответы на вопросы – 3 мин. Всего: 10 мин).
- Итак, слушаем задание: перед вами лежат статьи об основных моментах жизни и творчества двух великих мастеров слова Сергея Есенина и Афанасия Фета. После внимательного прочтения статей 1 группа составляет 4 вопроса о жизни и творчестве С. Есенина и задает 2 группе. А 2 группа составляет тоже 4 вопроса о жизни и творчестве А Фета и задает 1 группе.
- Ученики читают. Слайд: портреты поэтов
4. Выразительное чтение стихотворений учащимися - 5 мин.
- Русские поэты Сергей Есенин и Афанасий Фет очень любили свою родную природу. Они посвятили прекрасные стихотворения любимой красавице березе. Давайте послушаем стихотворение Сергея Есенина и представим себе его любимую березу.
- 1 ученик выразительно читает стихотворение. Остальные учащиеся следят за чтением. Звучит спокойная музыка. Слайд: зимняя береза
- 2 ученик выразительно читает стихотворение. Звучит спокойная музыка. Слайд: зимняя береза
5. Анализ стихотворения учащимися - 7 мин
- Итак, перед вами два прекрасных стихотворения о красавице – березе. На этом этапе урока вам предстоит сделать анализ стихотворений. Учащиеся из 1 группы внимательно читают еще раз стихотворение Есенина, определяют тему, основную мысль, находят изобразительно – выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении. Учащиеся из 2 группы внимательно читают еще раз стихотворение Фета, определяют тему, основную мысль, находят изобразительно – выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении. При затруднении выполнения задания можете пользоваться таблицей изобразительно – выразительных средств или можете позвать меня. Таблицы есть на каждой парте. Работаем сообща.
6. Сопоставительный анализ двух стихотворений. 5 мин.
Слайд : Таблица сопоставительного анализа двух стихотворений
7. Творческая работа учащихся. 12мин.
- Следующий этап урока – творческий этап. Сегодня мы учились у двух великих мастеров слова Сергея Есенина и Афанасия Фета. И сейчас мы попробуем словесно изобразить свою любимую белую березу. Это может быть и стихотворение, и краткое сочинение, как вам нравится. Стараемся использовать изобразительно – выразительные средства.
Учащиеся выполняют творческую работу. Звучит спокойная музыка. Слайд: березы
8. Рефлексия. 1 мин
Проведение мини – викторины по жизни и творчеству С. Есенина, А. Фета.
- Ребята, пожалуйста, докончите предложение:
На этом уроке я…
9. Итог урока 1 мин
- Ребята, молодцы, любите и берегите свою родную природу. Именно с этого начинается любовь к родине, чувство гордости своей родной землей, вы становитесь патриотами своей родины, наслега, улуса, республики. Сегодня мне очень приятно было с вами работать. Урок закончен, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века"
Урок литературы для учащихся 6-х классов...
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс
Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет: литератураКласс: 6Базовый...
Урок по теме: Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Урок по литературе для 6 класса с применением различных методов работы...
Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; формировать представление о разнообразии и выразительности образов род...
Образ Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков.
Перед Вами разработка урока литературы (родной литературы) для 9 класса. Тема урока - знакомство с многогранностью образа Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков (А.С. Пушкина, ...