Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина, А. И. Куприна, поэтому на многие особенности реализма изучаемого периода ребята уже обращали внимание ранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_literatury_s_11_klasse_s_ispolzovaniem_eor.doc | 68 КБ |
prilozhenie_no2.ppt | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы в 11 классе с использованием ЭОР
ФИО (полностью) | Кириенко Надежда Викторовна | |
Место работы | ГБОУ СОШ №266 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
nvkirienko@rambler.ru | ||
Предмет | литература | |
Класс | 11 | |
Раздел и номер урока в теме | Реализм конца 19 - начала 20 вв. | |
Базовый учебник | Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений \ В.П.Журавлев. - М.: «Просвещение», 2016 г. |
Тема урока: Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Цель урока:
Познакомить с философской позицией М. Горького на примере его романтического рассказа «Старуха Изергиль»
Задачи:
- обучающие
Знать особенности реализма конца 19 века на примере романтических рассказов М. Горького; знать об особенностях повествовательной манеры Горького, его философскую позицию
-развивающие
Развивать навыки анализа литературного произведения, устную речь учащихся, навыки самоконтроля и самооценки
-воспитательные
Прививать любовь к людям, сочувствие, понимание, толерантность
Тип урока
Комбинированный, с использованием ЭОР
Формы работы учащихся
Индивидуальная, фронтальная, в парах
Необходимое техническое оборудование
Компьютер, высокоскоростной интернет, мультимедийная установка
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Включает аудиофрагмент | Прослушива ние аудиофрагментов | 3 мин. | |
2. | Актуализация знаний | Мультимедийная презентация урока (№2) | Фронтальная работа с классом по высказыванию М. Горького, представленному на слайде «Есть две формы жизни: тление и горение» | Анализ смысла высказывания, представление своего понимания с примерами из жизни, литературы; работа в тетради с эпиграфом к уроку | 5 мин. |
4. | Формулировка темы и целей урока | Мультимедийная презентация урока (№2) | Чем займёмся на уроке? | Формулируют тему, цели урока; работа в тетради | 2 мин |
3. | Проверка домашнего задания | Мультимедийная презентация урока (№2) | Проецирует на экран мини-тест на знание содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | Отвечают на вопросы текста по содержанию; работая в парах, осуществляют взаимопроверку | 5 мин. |
4. | Работа с текстом произведения | Проецирует фрагменты рассказа на экран (Легенды о Ларе и Данко) В чём заключается смысл противопоставления Лары и Данко? | Индивидуальная работа в тетради; отдельные ответы озвучиваются | 5 мин. | |
5. | Изучение нового материала | (№ 3) Мультимедийная презентация (№ 2) | В жизни мы практически не встречаемся ни с Ларой, ни с Данко: это герои легенд. Но жизнь неизмеримо богаче - мы встречаемся с такими необычными людьми , как М. Горький и Изергиль. Каковы их взгляды на жизнь? Проецирует на экран таблицу | Работа с фрагментами текста рассказа, заполнение таблицы в тетради. Работа в парах. | 10 минут |
Промежуточ ные итоги | Включает фрагмент аудиокниги (финал рассказа старухи о своей жизни) Почему такая полная жизнь старухи вызывает у автора сочувствие, ему жаль Изергиль? Фронтальная работа с классом | Фронтальная работа с учителем с опорой на содержание таблицы | 5 мин. | ||
6. | Итоги урока | Мультимедийная презентация (№ 2) | Каковы жизненные ценности М. Горького и старухи? В чём заключается смысл жизни, по представлениям М. Горького? | Работа в тетради | 5 мин. |
7. | Домашнее задание | Мультимедийная презентация (№2 ) | Домашнее задание - познакомиться с 1-2 рассказами из цикла М. Горького «По Руси», проанализировать особенности реализма М. Горького и особенности его повествовательной манеры. | Озвучивают ответы, записывают домашнее задание. Рефлексия. Делают выводы из урока применительно к себе (Я узнал, понял, решил, сумел) | 5 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
3. | Электронная библиотека | ЭОР | текст | |
4. | Аудиокнига | ЭОР | аудиофрагменты | |
1. | Музыкальный | ЭОР | аудиофрагменты | |
2. | Мультимедийная презентация | ЭОР | Презентация (Приложение №2) | Личная копилка учителя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть две формы жизни : тление и горение … М. Горький
В чём смысл человеческой жизни?
Будем искать ответ на вопрос в тексте рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Будем анализировать фрагменты Будем перечитывать важные части Будем размышлять, философствовать вместе с писателем Будем делать записи в тетради
Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей? Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa? О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»? Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?
Ответы на вопросы мини-теста. Взаимопроверка и контроль Старуха Изергиль Три Сердцем Убийство Ларра Старуха Изергиль
Критерии оценивания «5» - ? баллов «4» - ? баллов «3» - ? балла «2» - ? балла
В чём заключается смысл противопоставления Ларры и Данко?
Каковы их взгляды на жизнь?
Заполните таблицу высказываниями героев Жизнь старухи Изергиль наполнена… Жизнь Максима Горького, героя рассказа, полна… 1. 1. 2. 2. 3. 3.
Почему такая полная жизнь старухи вызывает у автора сочувствие, ему жаль Изергиль?
Каковы жизненные ценности М. Горького и старухи? М. Горький ..., А старуха … ? … И … В чём заключается смысл жизни, по представлениям М. Горького?
Домашнее задание: Прочитать 2-3 рассказа из цикла М. Горького «По Руси» Спасибо за работу!!!
Выводы урока: 1. Я узнал(а)… 2. Я сумел (а)… 3. Я решил (а)… 4. Я понял (а)…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Презентация к уроку - размышлению по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" для учащихся 11 класса...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...
Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....
Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.
Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко....