Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Богодухова Екатерина Евгеньевна

Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произведений».

В 7-м классе она предлагает изучать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения.      Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Тема урока: Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Класс: 7-й.

Цели:

1. Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Молитва». Развивать навыки анализа; анализировать лирическое произведение.

2. Продолжить формирование умений выразительного чтения стихотворения, умения определять тему и идею произведения, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении, умение работать со справочной литературой. Формировать культуру устного ответа.

3. Обогащать словарный запас учащихся; создавать условия для воспитания уважения к вере, верующим людям, способствовать эстетическому воспитанию.

Оснащение урока: портрет М.Ю. Лермонтова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, Толковый словарь, Этимологический словарь, карточки с заданиями.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.

1. Мобилизация.

 Педагог: послушайте произведение:

«Господи и владыко живота моего!

Дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зреть мои прегрешенияи не осуждать брата моего, яко благослови еси во веки веков.

Аминь».

Педагог: Что я сейчас прочитала?

(Вы прочитали молитву)

- Давайте подумаем все вместе: о чем просит человек в молитве?

(Человек просит у Бога помощи.)

- Я только что прочитала вам молитву Ефрема Сирина – выдающегося деятеля христианской церкви четвертого века. Современники прозвали его Сирин (от слова Сирия), соловей. Как бы вы описали, что такое молитва? Действительно, описать это своими словами непросто. Давайте обратимся к словарям.

(Ученики получают карточки с заданиями: определить значение слов, пользуясь Толковым словарем и Этимологическими словарями).

2. Целеполагание.

Педагог: Итак, молитва – обращение верующего к Богу. А почему человек молится?

(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)

Педагог: Теперь вы можете сформулировать тем нашего урока?

(Молитва)

Педагог: Верно, мы будет говорить о молитве. Но не о религиозной, а о стихотворной. На уроке мы будем говорить с вами о чудной молитве знаменитого поэта, о той минуте, когда поэт, не находя жизненной опоры в себе, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?

В 1939 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение «Молитва»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть. 

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них. 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко... 

3. Этап выявления первоначального восприятия.

Педагог: Как вам понравилось стихотворение? Какие эмоции оно вызывает – тоску, грусть, радость?

Педагог: Какие слова нам непонятны? Как нам определить лексическое значение слова «благодатная»?

(Посмотреть в словаре)

Дети зачитывают определение слова в Толковом словаре:

«Благодатная – дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро».

«Благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека».

4. Создание проблемной ситуации.

Педагог: Итак, благодать – это обещание спасения души. Поэтому «Сила благодатная» – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Значит, молитва – это далеко не только просьба о помощи.

А разве могут слова быть живыми?

(Словами человек передает свои мысли, чувства, поэтому они (слова) могут быть живыми.)

5. Коммуникация (поиск новых знаний).

Педагог: сейчас мы разобьемся на четыре группы. Я дам вам три минуты, подумайте: о чем это стихотворение? Через три минуты каждая группа должна прийти к общему заключению.

(Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)

- Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?

- Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.

На доске написаны слова:

светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное

(Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце поэта - грусть.)

- Что показано в первой строфе?

(В первой строфе показано описание состояния души человека)

- Прочитайте вторую строфу.

Главные слова в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть». Эти слова связаны с верой, с христианской традицией. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека». Что хочет сказать поэт?

(Лермонтов показывает, что слова молитвы действуют на человека)

- Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?

(Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.)

- Скажите, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?

(Лермонтов использует антонимы: тьмы и света, печали и радости, трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится)

- Заглянем снова в словарь. Что слово «бремя» и выражение «бремя скатится»?

(Слово бремя означает в этимологическом словаре: «нести, несу, ноша». Выражение «бремя скатится» означает: ноша упадет, то есть человеку станет легко на душе. Если в начале произведения герою тяжело, печально, то после молитвы на душе стало легко).

- Поэт хочет  обратиться к нашим чувствам. Он желает, чтобы мы вместе с ним пережили это движение души от грусти тоски – к надежде и вере. В его стихотворении все живет, движется и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

- От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов – звуки. Прочитает еще раз первую строфу:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть. 

- Давайте обратим внимание, какой гласный создает звуковой фон первой строфы?

(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у».)

- Как вы воспринимаете этот звук?

(Этот звук угрожающий, темный, ночной.)

- Прочитаем еще раз вторую строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них. 

- Как изменяется все под действием слов молитвы? Какие гласные звучат чаще всего?

(Открытые звуки «а» и «э»)

- Почему поэт выбрал именно эти звуки? Что они выражают?

(Они символизируют открытость души человека).

- Обратим внимание на звуки третьей строфы:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...         

 (Открытые звуки «е» и «а»).

- Определим размер стихотворения.

Стихотворение написано ямбом. Во второй и третьей строфах строки стали «легкие» (в них по два ударения). Это позволяет понять,  и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, умиротворения, ощутить почти физически это расстояние от «до» и «после» молитвы.

- Посмотрите, что даже синтаксические конструкции подчинены общему движению молитвы и передают это движение. Прочитайте предложения первой и второй строфы. Найдите глаголы и определите их лицо. Что они описывают?

(Единственный глагол в форме первого лица «я твержу» – это единственное действие героя. Он твeрдит молитву, он обращается к Богу. Все остальное происходит с ним без его участия)

- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?

(Поэт использует безличные глаголы: «и верится, и плачется»).

Легко – категория состояния – описание состояния души героя.

6. Проверка.

- Итак, какова идея произведения?

(Человеку после молитвы становится легко)

- Что получает человек после прочтения молитвы?

(Он обретает веру, надежду)

- О чем не просят в молитве?

(В молитве не просят о деньгах или чем-то похожем)

7. Рефлексия.

Педагог: давайте подведем итоги.

Тема стихотворения – рассказ о молитве.

Главные слова: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть».

Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.

Начало стихотворения мрачноватое: «трудная минута – на сердце грусть». Первая строфа – это описание состояния души лирического героя, причин его обращения к молитве. Глагол «теснится» подчеркивает ощущение печали, тоски, тяжести.

Вторая строфа – описание силы слов всей молитвы. Значение имеют эпитеты: «сила благодатная», «созвучье слов живых», «святая прелесть». Слово благодатная – кульминация в лирической композиции стихотворения. Переход от тьмы к свету. Олицетворение «дышит непонятная святая прелесть в них» показывает воздействие молитвы на человека.

Третья строфа рассказывает о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томление, их сменяют вера, надежда.

Если в начале произведения герою тяжело на душе, печально, то после молитвы становится легко.

Звуковой фон первой строфы создает повторяющийся «у», который передает мрачное настроение. В последней строфе звучат открытые звуки: «а» и «э». Все это даёт нам трогательные моменты,  вместе с поэтом мы испытываем чувство облегчения, покоя.

Стихотворение написано ямбом.

Личные предложения в начале стихотворения передают состояние души, силу слов, обращенных к богу. Единственное действие героя – «я твержу». Все остальное происходящее с ним это действие живых слов, силы благодатной.

Две последние строки: «и верится, и плачется» – безличные предложения.

Педагог: Итак, мы выполнили с вами анализ лирического произведения.

Что мы узнали нового?

Что запомнилось, какие новые понятия?

8. Объяснение домашнего задания.

Педагог: домашнее задание – найдите в творчестве М.Ю. Лермонтова или других русских поэтов стихотворения, которые близки по теме к молитве. На следующем уроке познакомьте с этими стихотворными молитвами своих одноклассников, мы сравним, кто и какие произведения нашел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки-практикумы по анализу лирического произведения

Представлен материал к анализу стихотворений, работа с текстом, заполнение таблицы...

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...

Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)

Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...

Анализ лирического произведения. Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой "Молитва".

Вопросы, предложенные одиннадцатиклассникам, помогут не только глубже понять внутренний мир лирической героини Цветаевой, но и ощутить драматизм всего творчества поэта. Кроме того, стихотворение"Молит...