Внеклассное мероприятие "Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Теплова Светлана Алексеевна

Внеклассное мероприятие "Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_petra_velikogo_v_proizvedeniyah_pushkina_2.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-8 классов

МБОУ «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

городской округ Кашира Московской области

Теплова Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Методическая разработка

«Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина»

Цель: раскрыть образ Петра I через призму произведений Александра Сергеевича Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

Задачи:

  • выявление интереса поэта к историческому прошлому страны;
  • раскрытие позиции автора к главному герою – Петру Великому;
  • воспитание гражданских качеств личности и патриотизма на примерах деятельности великих людей в историческом прошлом своей страны.

Условия: 7, 8 классы делятся на 2 группы, каждая из которых получает домашнее задание – подготовить справки и презентацию об историческом времени и образе Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

Форма: литературная гостиная с элементами интеллектуальной игры.

Оборудование: интерактивная доска; конверты с заданиями; презентация по произведению «Полтава», презентация по произведению «Медный всадник».

УЧИТЕЛЬ:

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни. 

Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой. 

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье. 

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. 

Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Уважаемые гости и участники нашей литературной гостиной. Я рада приветствовать вас. Вы услышали стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (о Петре I) Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы раскрыть образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

Ребята, у вас было задание: подготовить историческую справку и презентацию по данным произведениям.  Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы.

1 УЧАЩИЙСЯ:

          Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к тем редким писателям, следы которых не властно стереть даже время. Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя характер исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

2 УЧАЩИЙСЯ:

          Одним из любимых исторических деятелей Пушкина был Петр I. Поэт восхищался умом, волей, смелостью, целеустремленностью русского царя.

(выступление 1 команды по поэме «Полтава» + презентация №1).

1 УЧАЩИЙСЯ:

           О значении войн Петровской эпохи и о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

1 ВЕДУЩИЙ:

           Подвиг Полтавского сражения служил примером во время Отечественной войны 1812 года. В приказе по армии Александра I от 27 июня 1812 года говорилось: «Нынешний день, ознаменованный Полтавскою победою, да послужит вам примером! Память победоносных предков да возбудит к славнейшим подвигам!»

          Попробуем с помощью Пушкина перенестись в те далекие времена и почувствовать прелесть украинской тихой ночи, грохот, огонь и дым Полтавского боя.

УЧИТЕЛЬ:

… И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

УЧИТЕЛЬ:

         В поэме «Полтава» главным героем является Пётр I, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.

ЧТЕЦ:

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Ёе стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» из шатра,

Толпой любимцев окружённый…

1 УЧАЩИЙСЯ:  

         Петр I в поэме изображен как гениальный властитель, преобразователь России.

ЧТЕЦ:

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

 Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо видит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

2 ВЕДУЩИЙ:

          Петр I лично принимал участие в сражении вместе со своими воинами. Во время боя одна из пуль пробила у Петра I шляпу, другая – седло, третья попала в крест, висевший у него на груди. 

1 ВЕДУЩИЙ:

           Изображение Петра во время празднования победы тоже преисполнено гордости за славного императора и отважное русское войско:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего.

УЧИТЕЛЬ:

           Какие черты Петра Великого отметил А.С. Пушкин в произведении «Полтава» (Петр I – это полководец, автор восхищается великим императором, он лишен каких-либо отрицательных черт и недостатков.  Он храбрый, смелый, мужественный. Внешне Петр описывается в виде могучего человека с сияющими глазами и быстрыми движениями, напоминающего божию грозу своим ужасным ликом. В образе Петра воплощается энергия и сила российской страны.)

           Образ Петра выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстает вдохновенным военачальником-победителем, но и в произведении «Медный всадник». Образ Петра в этой поэме необычен. В ней действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот памятник неотделим от образа Петербурга, он является символом Северной столицы. Пётр I в поэме выступает как царь и одновременно как «кумир» - божественный покровитель города. Давайте посмотрим, как раскрыт образ Петра Великого в произведении «Медный всадник».

(выступление 2 команды по поэме «Медный всадник» + презентация №2).

1 ВЕДУЩИЙ:

         Исторический фон поэмы «Медный всадник» составляет описание и осуществление грандиозных замыслов Петра I – строительство города на Неве, открывающих перед Россией новые горизонты в развитии экономики, торговых и дипломатических связей, политических достижений. Подробно поэт описывает эти глухие и необжитые места, чтобы с еще большей силой восхищаться прекрасным городом, ставшим гордостью России. 

2 ВЕДУЩИЙ:

      Поэма «Медный всадник» - одно из величайших созданий А.С. Пушкина, в котором он поднимает сложную проблему взаимоотношений личности и государства. Государственное начало олицетворено в образе Петра I – медного всадника. Поэт начинает поэму восторженным гимном Петербургу.

ЧТЕЦ:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

1 ВЕДУЩИЙ:

                  Пушкин описывает зловещую двойственность этого прекрасного города, выросшего на «мшистых, топких берегах», беззащитного перед разбушевавшейся стихией. «Силой ветров» «перегражденная» от залива Нева затопляет город… Наводнение, случившееся 7 ноября 1824 года, было одним из самых сильных и разрушительных в истории города.

ЧТЕЦ:

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен…

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой.

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

2 УЧАЩИЙСЯ:

            В наводнении Евгений теряет все, что ему было дорого в жизни: любимую невесту, мечты о счастливой жизни и сам смысл ее. В своих бедах он винит Петра I, который из государственных соображений покорил природную стихию, взбунтовавшуюся теперь против такого насилия.

УЧИТЕЛЬ:

       Ребята, каким представлен образ Петра Великого в произведении «Медный всадник»? (Пётр I изображен как великий государственный деятель, который, завоевав в войне со шведами берега Финского залива, правильно учел всю важность постройки в устье Невы новой столицы государства, как требовали задачи внешней политики. Однако в образе Петра I представлены и отрицательные черты, такие как деспотичность, необдуманность действий, самовластие.)

УЧИТЕЛЬ:

          Ощущение древности, исторический колорит создается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» с помощью устаревших слов. Попробуйте объяснить их значение.

(Команды с помощью жребия разыгрывают конверты с заданиями на объяснение устаревших слов).

Конверт №1. Поэма «Медный всадник»

Чухонцы - … (дореволюционное название эстонцев), порфира - … (пурпурная мантия монарха), полнощных стран - … (северных стран), из топи блат - … (из топи болот), челн - … (маленькая лодка).

Конверт №2. Поэма «Полтава»

Хутор - … (загородный дом), внимал - … (слушать), бунчук и булава - … (знаки гетманского достоинства), взирал - … (смотреть, устремлять взор).

УЧИТЕЛЬ:

          А сейчас команды получают конверты с отрывками из поэм «Полтава» и «Медный всадник», в которых пропущены слова. Необходимо восстановить пушкинский текст.

Конверт №1.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой…, стройный вид,

Невы …теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор…,

Твоих …ночей

Прозрачный сумрак, блеск…,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны …громады

Пустынных улиц, и светла

… игла,

(строгий, державное, чугунный, задумчивых безлунный, спящие, Адмиралтейская)

Конверт №2.

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии ….

Она свежа, как … цвет,
Взлелеянный в тени  … .

Как тополь … высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя … вод
Напоминают … ход,
То лани … стремленья.

(Равной, вешний, дубравной, киевских, пустынных, плавный, быстрые)

1 ВЕДУЩИЙ:

        И в заключение команды должны составить синквейн на тему «Петр Великий».

УЧИТЕЛЬ:

          Дорогие мои участники, наше мероприятие подходит к концу, давайте подведем итоги. Итак, какие черты вы увидели в Петре Великом? (С одной стороны, это храбрый, трудолюбивый правитель, который завоевал уважение простых людей. С другой – это жесткий, идущий к своей цели, не обращая внимание на трудную жизнь народа.)

          Что узнали нового о жизни и деятельности Петра Великого? (Что он жил для пользы и славы государства и отечества, не жалел здоровья и самой жизни для общего блага, был настоящим патриотом.)

           Совпадает ли взгляд А.С. Пушкина с вашими взглядами на личность Петра Великого? (Да, совпадают.  На протяжении всей жизни А. С. Пушкин интересовался личностью Петра I, его историческим значением. Мы изучаем личность Петра I на уроках истории, литературы. Духовные качества, характеризующие выдающуюся личность Петра – это воля, энергия, любовь к своей стране, целеустремленность, невероятная работоспособность и желание постоянно узнавать что-то новое.)  

           В заключение хотелось бы сказать, что Петр Великий как государственный деятель и просто личность может являться для нас образцом истинного патриота.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эволюция образа Петра I в произведениях А. С. Пушкина"

Главная цель урока – сопоставительный анализ нескольких произведений с последующим обобщением и выводом. Для более полной разработки темы привлекается дополнительный материал, в том числе и произведен...

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить о...

Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...