Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
методическая разработка по литературе (8 класс)
В данной работе рассматривается один из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра Гринева и Емельяна Пугачева. Это не совсем конспект урока, это методические рекомендации, как можно рассмотреть и сопоставить этих героев. Применение технологиии проблемного обучения как раз и позволяет четко определить и проблему произведения и пути ее решения .Аналитическое чтение отдельных глав помогает, опираясь на литературный материал ,найти ключевые эпизоды , помогающие раскрыть образ героев, Сопоставление литературного героя и исторического персонажа помогают понять замысел произведения, оценить историческую правду произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavitelnyy_analiz_geroev.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока: Урок -дискуссия
Цель: Учиться сопоставлять поступки исторического персонажа и литературного героя, рассматривать психологические портреты героев
Задачи: Целевые установки.
1. Предметные:
- познакомить обучающихся с главами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где ярко представлены действующие лица.
-развивать умение анализировать содержание текста; находить и сопоставлять детали характера героев; находить художественные средства для характеристики образа Гринева и Пугачева
2. Метапредметные:
-развивать умение извлекать факты из прочитанного текста , характеризующие героев и их поступки;
-развивать умение слушать и слышать, анализировать , делать логические выводы, исходя из предложенных фактов
-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, отстаивать свое видение проблемы, опираясь на художественное произведение
3. Личностные:
-развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции,
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4. Здоровьесберегающие:
- оптимизировать формы и виды деятельности на уроке, использовать здоровьесберегающие технологии.
Методы: самостоятельная работа, анализ, беседа, применение технологии проблемного обучения
УМК: Рыжкова Т.В. Литература: учебник для 8 класс общеобразовательных организаций: основное общее образование: в 2ч. Ч.1/Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс; под ред. И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия»,2014
Ход урока.
#1054;рг.момент.
II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация в романе.
- В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие судьбы других героев, а это помогает понять замысел и идею автора. На прошлом уроке мы проанализировали образы Швабрина, Мироновых, Гриневых, Савельича, а сегодня мы рассмотрим образы Пугачева и Петруши Гринева.
На уроке мы с вами рассмотрим отдельные тезисы - размышления, содержащие основные рассуждения, помогающие раскрыть все особенности взаимоотношений Петра Гринева и Емельяна Пугачева. Каждый тезис мы будем соотносить с эпизодами из отдельных глав романа.
#1045;мельян Пугачев – по мнению общественности преступный элемент XVIII века. Пушкин же показывает его незаурядным человеком. Писатель для этого использует прием контраста: первая встреча с Пугачевым (гл.II «Вожатый» ),где Пугачев не имеет даже имени и вторая встреча- уже в крепости( по гл. Глава VII «Приступ»),… «лицо его показалось мне знакомым», т.е. Гринев не узнал вожатого. Аналитическое чтение главы. II «Вожатый».
#1040;.С. Пушкин придумывает странную историю дружбы Пугачева и дворянина. Сквозь эту дружбу показана психологическая незаурядность Пугачева – вожака. Пугачев – это тот человек, который , не задумываясь, решает судьбу людей, используя прием насилия. Такая власть у этого человека, что он повелевает и жизнью, и смертью. И это не значит, что Пушкин это одобряет. Он сосредоточил внимание на том, как Пугачев относится к женщине.(Глава VII «Приступ». Эпизод: Василиса Егоровна на крыльце видит повешенного Ивана Кузьмича. Аналитическое чтение главы «Приступ»
#1052;ало кто знает, но у "Капитанской дочки" есть "Пропущенная глава", которая сохранилась только в черновом варианте. По идее она должна была находиться между главой 13 и главой 14, недалеко от места, где говорится про русский бунт, Глава эта не включена в окончательную редакцию «Капитанской дочки» и сохранилась в черновой рукописи, где названа «Пропущенная глава». В тексте этой главы Гринев именуется Буланиным, а Зурин — Гриневым.
«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Для Пушкина очевидно, бунт как форма изменения жизни не может привести к справедливости. Только жестокая несправедливость всегда будет преследовать бунт.
Аналитическое чтение «Пропущенной главы»
4. Для Пушкина очевидно, бунт как форма изменения жизни не может привести к справедливости. Только жестокая несправедливость всегда будет преследовать бунт. Что же тогда? И Пушкин приходит к выводу: что только разговор «на равных» может привести к справедливому решению.
Аналитическое чтение XIV главы «Суд». Именно в этой главе простой разговор императрицы и Маши Мироновой приводит к освобождению Петра Гринева.: «Я рада , что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу…Я убеждена в невиновности вашего жениха».
III. Рефлексия. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
«Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»». (подготовка к сочинению).
Методическая разработка урока по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Материал подготовлен мною в соавторстве с учителем русского языка и литературы Корбут Н.В....
Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности. Тема данн...
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерн...
презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...
Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...