Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Савинкова Ольга Николаевна

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

               произвести подробный анализ текста;

               прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к  

               историческому прошлому своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka_literatury_7_klass.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                Сценарий урока литературы 7 класс

Тема:  Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина

                                  « Полтава».

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

               произвести подробный анализ текста;

               прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к  

               историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование:  портрет Петра I,  Карла 12,  текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и целей.

2.Изучение нового материала.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

 (1700 -1721 ) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

      Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

                                      А. С. Пушкин « Медный всадник »

Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над  шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:

( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

Слово учителя.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой  песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора  к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

3 Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

План:

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Передышка в бою.
  4. Образ Петра и Карла.
  5. Битва  в разгаре.
  6. Победа.
  7. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани роковое?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»?

( У древних римлян Марс  - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

( В донном сражении он покровительствует русским).

 - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

 Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

( Чтение отрывка наизусть)

-Какое впечатление он на вас производит?

( впечатление силы, величия, красоты)

- Как  поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:  

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

 Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  - дело народное , трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?

( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.

Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).

Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».

Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII  в Полтавском сражении.  Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.

Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев»  «Полтавский бой».

Описание победы.

Какие чувства  победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час!  О славный вид!

 Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4  Вывод:   Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,

 подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.

Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Кем же является Петр I  в поэме?  ( героем, так же , как и его народ)

5.Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.

6. Выставление оценок.

Литература:

  1. Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
  2. Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
  3. Коровина В. Я. « Пушкин в школе»  М. 1999
  4. Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
  5. Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
  6. «Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
  7. Пушкин А. С.  « Сочинения» т.5., М. 1994
  8. Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...

Статья «Образ Петра Великого в романе Юрия Германа «Россия молодая».

Конференция«Пётр I: личность, эпоха, историческая память. К 350-летию со дня рождения»...

Внеклассное мероприятие "Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина"

Внеклассное мероприятие "Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина"...