Тематическое планирование к рабочей программе по литературе 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Еремина Ирина Алексеевна

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы

Рабочая программа по литературе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 35 Г.о. Подольск.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644); с учетом:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы по литературе.

Рабочая программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает:

• В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература – 5, ч.1, 2. ОАО «Издательство «Просвещение», 2018;

• В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. / Под ред. В.Я.Коровиной Литература – 6 в 2 ч. ОАО «Издательство «Просвещение», 2016;

 • В.Я.Коровина Литература – 7, ч.1,2 М.: Просвещение, 2014.

• В.Я.Коровина Литература – 8, ч.1,2 М.: Просвещение, 2017.

• В.Я.Коровина Литература – 9, ч.1,2 М.: Просвещение, 20014.

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, рефлексии, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает для достижения этих целей необходимый фундамент. Основным объектом изучения литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

 • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

 • формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность). Особенности программы по литературе Программа по литературе строится с учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания литературы; − традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике; − традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям учащихся; − требований современного исторического контекста; − количества учебного времени, отведенного на изучение литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit_5_kl_2023.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»

РАССМОТРЕНО                                 СОГЛАСОВАНО                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                              Зам. директора                                        Директор школы                      

Протокол № ___                                    по УВР                                                    ________ /И.Е.Руднюк/                                            

от ________2022 г.                                _______ /Л.И. Махмудова/               Приказ № ____

Руководитель ШМО                             ________2022 г.                                      от _________2022 г.

__________ / Н. Н. Железнова/

Тематическое планирование

к рабочей программе

по литературе

для         5  «А»  класса

(уровень: базовый)

  

Учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 3

Количество часов в год - 102

Учитель Ерёмина Ирина Алексеевна

Квалификационная категория – высшая

Г. о. Подольск

2022 – 2023 учебный год

5 «А»

№ урока

Тема урока

Дата

фактического

проведения

Примечание

Введение – 1 час

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Устное народное творчество – 10 часов

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

3.

Детский фольклор.

4.

Сказка как особый жанр фольклора.

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев.

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

8.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

9.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

10.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

11.

Р.Р. Обучение написанию сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки».

Из древнерусской литературы – 2 часа

12.

Возникновение древнерусской литературы.

 «Повесть временных лет».

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из литературы XVIII века – 1 час

14.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»

Из литературы XIXвека – 40 часов

15.

Русские басни. Басня как литературный жанр.

16.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

17.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

18.

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

19.

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

20.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

21.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

22.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

23.

Самостоятельная работа по теме «От народного творчества до авторской литературы»

24.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

25.

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

26.

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои

28.

Р/р Победа добра над злом.

29.

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

30.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

31.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

32.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

33.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

34.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место».

35.

Реальное и фантастическое в сюжете повести.

36.

В/ч Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

37.

  Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

38.

Н.А.Некрасов. Судьба народа в произведениях поэта.

39.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасова.

40.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

41.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Портреты героев.

42.

Герасим и Муму. Счастливый год.

43.

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима. Сочинение

44.

Контрольная работа     за 1 полугодие.

 45.

А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». «Чудные картины» русской природы.

46.

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

47.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

48.

Дружба в жизни героев рассказа «Кавказский пленник»

49.

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

50.

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы».

51.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».

52.

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

53.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев.

54.

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

Из литературы XXвека – 31 час

55.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы».

56.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

57.

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе».

58.

«Дурное общество» и «дурные дела»

59.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

60.

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

61.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

62.

Р/р Стихотворение                 «С добрым утром!». Учимся анализировать поэтическое произведение.

63.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка».

64.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

65.

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

66.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

67.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

68.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

69.

Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского.

70.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

71.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

72.

Роды и жанры литературы.

73.

Тестовая работа  по творчеству писателей первой половины XX века.

74.

А.П.Платонов. Слово о писателе.  Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

75.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.

76.

Человек и природа                   в рассказе «Васюткино озеро»

77.

Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

78.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

79.

Подвиг бойцов крепости Брест. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

80.

Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

81.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

82.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка». Опыт сопоставительного анализа

83.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы».

 84.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

85.

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

86.

87.

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».

88.

89.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

90.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Реальность и фантастика.

91.

Два мира сказки «Снежная королева». «Что есть красота?»

92.

93.

В/ч Писатели-сказочники и их герои.

94.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

95.

Том Сойер и его друзья.

96.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

Повторение – 6 часов

97.

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

98.

Контрольная работа  за 2 полугодие.

99.

Анализ контрольной работы.

100.

101.

В/ч. Мои любимые произведения русской и зарубежной литературы.

102.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения.

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения....

Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС

Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А. Зинина.

Планирование составлено для работы с учебником: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных              учреждений: в 2 ...

Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 10 «Б» класса

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе следующих нормативных документов:Федерального     государственного образовательного стандарта СОО;Програ...

Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 5 класса

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классыРабочая программа по литературе является составной частью ос...

Тематическое планирование к рабочей программе по литературе (10 класс)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе следующих нормативных документов:Федерального     государственного образовательного стандарта СОО;Програ...