Тематическое планирование к рабочей программе по литературе 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы
Рабочая программа по литературе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 35 Г.о. Подольск.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской⎫ Федерации»; требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного⎫ общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644); с учетом: примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы по литературе.
Рабочая программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает:
• В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература – 5, ч.1, 2. ОАО «Издательство «Просвещение», 2018;
• В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. / Под ред. В.Я.Коровиной Литература – 6 в 2 ч. ОАО «Издательство «Просвещение», 2016;
• В.Я.Коровина Литература – 7, ч.1,2 М.: Просвещение, 2014.
• В.Я.Коровина Литература – 8, ч.1,2 М.: Просвещение, 2017.
• В.Я.Коровина Литература – 9, ч.1,2 М.: Просвещение, 20014.
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, рефлексии, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает для достижения этих целей необходимый фундамент. Основным объектом изучения литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность). Особенности программы по литературе Программа по литературе строится с учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания литературы; − традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике; − традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям учащихся; − требований современного исторического контекста; − количества учебного времени, отведенного на изучение литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit_5_kl_2023.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора Директор школы
Протокол № ___ по УВР ________ /И.Е.Руднюк/
от ________2022 г. _______ /Л.И. Махмудова/ Приказ № ____
Руководитель ШМО ________2022 г. от _________2022 г.
__________ / Н. Н. Железнова/
Тематическое планирование
к рабочей программе
по литературе
для 5 «А» класса
(уровень: базовый)
Учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 3
Количество часов в год - 102
Учитель Ерёмина Ирина Алексеевна
Квалификационная категория – высшая
Г. о. Подольск
2022 – 2023 учебный год
5 «А»
№ урока | Тема урока | Дата фактического проведения | Примечание |
Введение – 1 час | |||
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | ||
Устное народное творчество – 10 часов | |||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | ||
3. | Детский фольклор. | ||
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | ||
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | ||
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. | ||
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | ||
8. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания | ||
9. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | ||
10. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | ||
11. | Р.Р. Обучение написанию сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки». | ||
Из древнерусской литературы – 2 часа | |||
12. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | ||
13. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | ||
Из литературы XVIII века – 1 час | |||
14. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру» | ||
Из литературы XIXвека – 40 часов | |||
15. | Русские басни. Басня как литературный жанр. | ||
16. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | ||
17. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | ||
18. | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | ||
19. | В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | ||
20. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | ||
21. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | ||
22. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | ||
23. | Самостоятельная работа по теме «От народного творчества до авторской литературы» | ||
24. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | ||
25. | А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | ||
26. | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | ||
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои | ||
28. | Р/р Победа добра над злом. | ||
29. | В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | ||
30. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | ||
31. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание. | ||
32. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | ||
33. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | ||
34. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место». | ||
35. | Реальное и фантастическое в сюжете повести. | ||
36. | В/ч Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | ||
37. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | ||
38. | Н.А.Некрасов. Судьба народа в произведениях поэта. | ||
39. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасова. | ||
40. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | ||
41. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Портреты героев. | ||
42. | Герасим и Муму. Счастливый год. | ||
43. | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима. Сочинение | ||
44. | Контрольная работа за 1 полугодие. | ||
45. | А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». «Чудные картины» русской природы. | ||
46. | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | ||
47. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | ||
48. | Дружба в жизни героев рассказа «Кавказский пленник» | ||
49. | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | ||
50. | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». | ||
51. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». | ||
52. | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | ||
53. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев. | ||
54. | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | ||
Из литературы XXвека – 31 час | |||
55. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». | ||
56. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». | ||
57. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | ||
58. | «Дурное общество» и «дурные дела» | ||
59. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | ||
60. | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | ||
61. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | ||
62. | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Учимся анализировать поэтическое произведение. | ||
63. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». | ||
64. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | ||
65. | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | ||
66. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | ||
67. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | ||
68. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | ||
69. | Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского. | ||
70. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | ||
71. | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | ||
72. | Роды и жанры литературы. | ||
73. | Тестовая работа по творчеству писателей первой половины XX века. | ||
74. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | ||
75. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | ||
76. | Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро» | ||
77. | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | ||
78. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | ||
79. | Подвиг бойцов крепости Брест. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | ||
80. | Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | ||
81. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | ||
82. | Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка». Опыт сопоставительного анализа | ||
83. | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы». | ||
84. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. | ||
85. | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | ||
86. 87. | Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». | ||
88. 89. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | ||
90. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Реальность и фантастика. | ||
91. | Два мира сказки «Снежная королева». «Что есть красота?» | ||
92. 93. | В/ч Писатели-сказочники и их герои. | ||
94. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя. | ||
95. | Том Сойер и его друзья. | ||
96. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | ||
Повторение – 6 часов | |||
97. | Обобщение изученного материала за курс 5 класса | ||
98. | Контрольная работа за 2 полугодие. | ||
99. | Анализ контрольной работы. | ||
100. 101. | В/ч. Мои любимые произведения русской и зарубежной литературы. | ||
102. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения.
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения....
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 5 класса к учебнику Р.Н.Бунеева
Календарно-тематическое планирование....
Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС
Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А. Зинина.
Планирование составлено для работы с учебником: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ...
Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 10 «Б» класса
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе следующих нормативных документов:Федерального государственного образовательного стандарта СОО;Програ...
Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 5 класса
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классыРабочая программа по литературе является составной частью ос...
Тематическое планирование к рабочей программе по литературе (10 класс)
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе следующих нормативных документов:Федерального государственного образовательного стандарта СОО;Програ...