Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Ерёмина Ирина Алексеевна

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы

Рабочая программа по литературе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 35 Г.о. Подольск.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской⎫ Федерации»;  требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного⎫ общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644); с учетом:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы по литературе.

Рабочая программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает:

• В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература – 5, ч.1, 2. ОАО «Издательство «Просвещение», 2018;

• В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. / Под ред. В.Я.Коровиной Литература – 6 в 2 ч. ОАО «Издательство «Просвещение», 2016;

 • В.Я.Коровина Литература – 7, ч.1,2 М.: Просвещение, 2014.

• В.Я.Коровина Литература – 8, ч.1,2 М.: Просвещение, 2017.

• В.Я.Коровина Литература – 9, ч.1,2 М.: Просвещение, 20014.

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, рефлексии, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает для достижения этих целей необходимый фундамент. Основным объектом изучения литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

 • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

 • формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность). Особенности программы по литературе Программа по литературе строится с учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания литературы; − традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике; − традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям учащихся; − требований современного исторического контекста; − количества учебного времени, отведенного на изучение литературы.

Программа дает автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки.

В соответствии с действующим законодательством «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Это значит, что конкретный учитель, опираясь на ФГОС и примерную программу, разрабатывает собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Он может также воспользоваться программами других авторов (например, авторов того или иного учебника), при необходимости доработав их. При этом он имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учета положений данной примерной образовательной программы.

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Количество часов на изучение предмета: 5, 6, 9 классы: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа; 7, 8 классы: в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit_5_kl_2023.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»

РАССМОТРЕНО                                 СОГЛАСОВАНО                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                              Зам. директора                                        Директор школы                      

Протокол № ___                                    по УВР                                                    ________ /И.Е.Руднюк/                                            

от ________2022 г.                                _______ /Л.И. Махмудова/               Приказ № ____

Руководитель ШМО                             ________2022 г.                                      от _________2022 г.

__________ / Н. Н. Железнова/

Тематическое планирование

к рабочей программе

по литературе

для         5  «А»  класса

(уровень: базовый)

  

Учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 3

Количество часов в год - 102

Учитель Ерёмина Ирина Алексеевна

Квалификационная категория – высшая

Г. о. Подольск

2022 – 2023 учебный год

5 «А»

№ урока

Тема урока

Дата

фактического

проведения

Примечание

Введение – 1 час

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Устное народное творчество – 10 часов

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

3.

Детский фольклор.

4.

Сказка как особый жанр фольклора.

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев.

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

8.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

9.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

10.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

11.

Р.Р. Обучение написанию сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки».

Из древнерусской литературы – 2 часа

12.

Возникновение древнерусской литературы.

 «Повесть временных лет».

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из литературы XVIII века – 1 час

14.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»

Из литературы XIXвека – 40 часов

15.

Русские басни. Басня как литературный жанр.

16.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

17.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

18.

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

19.

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

20.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

21.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

22.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

23.

Самостоятельная работа по теме «От народного творчества до авторской литературы»

24.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

25.

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

26.

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои

28.

Р/р Победа добра над злом.

29.

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

30.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

31.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

32.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

33.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

34.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место».

35.

Реальное и фантастическое в сюжете повести.

36.

В/ч Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

37.

  Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

38.

Н.А.Некрасов. Судьба народа в произведениях поэта.

39.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасова.

40.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

41.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Портреты героев.

42.

Герасим и Муму. Счастливый год.

43.

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима. Сочинение

44.

Контрольная работа     за 1 полугодие.

 45.

А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». «Чудные картины» русской природы.

46.

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

47.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

48.

Дружба в жизни героев рассказа «Кавказский пленник»

49.

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

50.

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы».

51.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».

52.

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

53.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев.

54.

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

Из литературы XXвека – 31 час

55.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы».

56.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

57.

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе».

58.

«Дурное общество» и «дурные дела»

59.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

60.

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

61.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

62.

Р/р Стихотворение                 «С добрым утром!». Учимся анализировать поэтическое произведение.

63.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка».

64.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

65.

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

66.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

67.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

68.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

69.

Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского.

70.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

71.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

72.

Роды и жанры литературы.

73.

Тестовая работа  по творчеству писателей первой половины XX века.

74.

А.П.Платонов. Слово о писателе.  Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

75.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.

76.

Человек и природа                   в рассказе «Васюткино озеро»

77.

Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

78.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

79.

Подвиг бойцов крепости Брест. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

80.

Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

81.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

82.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка». Опыт сопоставительного анализа

83.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы».

 84.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

85.

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

86.

87.

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».

88.

89.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

90.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Реальность и фантастика.

91.

Два мира сказки «Снежная королева». «Что есть красота?»

92.

93.

В/ч Писатели-сказочники и их герои.

94.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

95.

Том Сойер и его друзья.

96.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

Повторение – 6 часов

97.

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

98.

Контрольная работа  за 2 полугодие.

99.

Анализ контрольной работы.

100.

101.

В/ч. Мои любимые произведения русской и зарубежной литературы.

102.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование и рабочая программа по биологии 6 класс

развернутое планирование по учебнику Н. И. Сонина 6класс...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...

Тематическое планирование и рабочая программа курса алгебры в 7 классе

Материал содержит рабочую программу по алгебре (7 класс), составленную на основе Государственного стандарта, ориентированную на учебник под редакцией С.А.Теляковского (2008 год издания). Тематическое ...

Тематическое планирование и рабочая программа по геометрии, 7 класс

Материал содержит рабочую программу и тематическое планирование, ориентированное на учебник Л.С.Атанасяна, по варианту 2 ч в неделю со 2 четверти, всего 50 часов в год....

Тематическое планирование и рабочая программа по геометрии в 10 классе

Материал представляет собой рабочую программу и тематическое планирование по геометрии в 10 классе по учебнику Л.С.Атанасяна "Геометрия, 10-11". Планирование подробное, ориентировано на базовый уровен...

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения.

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения....

Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС

Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....