Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А. Зинина.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Сонина Наталья Владимировна

Планирование составлено для работы с учебником: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных              учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. - (ФГОС. Инновационная школа), содержит темы и количество часов на них,  характеристику деятельности учащихся, предметные, метапредметные и личностные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_kl._kalend._tem.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные (по элементам системы знаний)

Метапред

метные

Личностные

1

3

4

5

6

1

Своеобразие курса.

Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.

1

Знакомство с учебником, беседа

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

Владение литературоведческими терминами лирика, эпос, драма

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей 

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

2

3

4

5

Былины.  Былина «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь в былине, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».  Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

А.К. Толстой.«Илья Муромец». Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.

Русские народные песни.

Песни свадебные, лирические и лиро-эпические

1

1

1

1

Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины

Урок художественного восприятия произведения

Анализ былины, творческая работа

Анализ песенного жанра в фольклоре

Ученик научится понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

Коммуникативные УУД:

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

Коммуникативные УУД:

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

6

7

Из «Повести временных лет»  («И вспомнил Олег коня своего»).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность.  

1

1

Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы

Выявление исторической основы летописной записи, параллельных сюжетов о смерти от коня в мировой литературе; особенностей языка летописи.

Выявление особенностей жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских», символического значения образов змееборца и премудрой девы

Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

8

9

10

11

12

13

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре.

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного.

«Ода на день восшествия...»Мысли о просвещении, о русском языке; вера в творческие способности народа.

Особенность поэтического языка оды

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Особенность поэтического языка лирического стихотворения; поэтические образы.

Теория о «трёх штилях» (отрывки).

Краткие сведения о Г.Р. Державине.

Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

«Недоросль». Образы  комедии.  Основной конфликт пьесы и её проблематика.

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума.

«Недоросль». Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.

 Социальные вопросы в комедии; позиция писателя.  

1

1

1

1

1

1

Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам

Проверка знания  наизусть текстов М.Ломоносова;

Беседа о его заслугах перед наукой.

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

Воссоздание атмосферы эпохи, выявление особенностей классицизма как литературного направления

Выявление значения научного наследия М.В. Ломоносова

Владение литературоведческими терминами: ода

Выявление роли теории «трёх штилей» М.В. Ломоносова в решении языковых проблем времени

Выявление сущности понятия «просвещённый абсолютизм», значения деятельности Екатерины II

Понимание

связи литературных произведений с эпохой их написания; выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Формирование собственного отношения к произведениям русской литературы

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления роли науки в жизни современного общества.

Духовная эволюция как условие торжества человечности в отношениях личности и государства

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми

14

15

16

17

18

19

А.С. Пушкин. После лицея. А.С. Пушкин в Петербурге.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях

А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...».

 

А.С. Пушкин.Любовь к родине, уважение к предкам в стихотворении «Два чувства дивны близки нам...».

А.С. Пушкин. Тема власти, жестокости, зла в стихотворении «Анчар».Человек и природа в стихотворении«Туча».

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.

Поэма «Полтава».  Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме.

Своеобразие поэтического языка.  

Р.р. Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Полтава»

6

Выступление учащихся, литературоведчес

кий анализ Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

Выступление учащихся, литературоведчес

кий анализ

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

Развитие речи

Выявление особенностей творчества поэта петербургского периода.

Выявление художественной идеи стихотворений.

Воссоздание исторической атмосферы эпохи восстания декабристов; причин, побудивших А.С. Пушкина обратиться  к опальным декабристам.

Выявление художественной идеи стихотворений.

Выявление художественной идеи баллады, различий между летописным фрагментом и произведением А.С. Пушкина.

Выявление смысла противопоставления образа Петра I и Карла XII.

Умение анализировать литературное произведение: определять его  принадлежность к одному из литературных родов и жанров

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра

Познавательные УУД: – осуществлять анализ и синтез;

Осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

20

21

22

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.

М.Ю. Лермонтов-художник.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Родина».Образ родины в лирическом  произведении.

«Песня про... купца Калашникова». Проблематика, основные мотивы.

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

3

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение

Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

Формирование представлений о многогранности таланта

М.Ю. Лермонтова, нашедшей отражение в живописном наследии поэта.

Выявление значения библейской символики стихотворений, авторской позиции.

Выявление различий между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозногов изображении М. Ю. Лермонтова, выявление художественной идеи произведения

Познавательные УУД:

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Коммуникативные УУД:

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

23

24

25

26

Н.В. Гоголь в Петербурге.

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича.

Повесть «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника».

Рассказ «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении

И.С. Тургенева.

«Певцы». Тема искусства в рассказе.

«Нищий».Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.  

2

2

Комментированное чтение, словарная работа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Владение литературоведческими терминами: стихотворение в прозе

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее  России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  российского общества

27

28

29

Краткие сведения о

Н.А. Некрасове. Стихотворение«Вчерашний день, в часу шестом...».  Своеобразие поэтической музы

Н.А. Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда».  Доля

народная — основная тема произведений поэта.

Проблематика  стихотворения  «Железная дорога».

«Русские женщины»: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость. Тест.

3

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Ученик научится  соотносить представления, полученные при чтении художественного произведения, со сведениями из истории, сопоставлять иллюстрации и картину художника, тематически близкую стихотворению, формулировать вывод, определять отношение автора к изображаемым событиям

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

30

31

Краткие сведения о

М.Е. Салтыкове-Щедрине.

«Как один мужик двух генералов прокормил».Своеобразие сюжета; проблематика сказки. Позиция писателя.

«Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки; приёмы создания образа помещика.

2

Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Выявление особенностей сатиры на общественное устройство современной Салтыкову-Щедрину России; пародии на цивилизацию, на представления о блаженном существовании «естетвенных людей» - дикарей

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; талант, способность восхищаться красотой окружающего мира, трудолюбие — качества творческого человека

32

33

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя.

Творческая история «Севастопольских рассказов».

Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

2

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Владение литературоведческими терминами: рассказ, портрет.  Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Воспитание патротизма,  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края

34

35

Краткие сведения о

Н.С. Лескове.

«Лесков — писатель будущего».

Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея.

Образный мир произведения.

2

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Ученик научится выполнять краткий выборочный пересказ текста, сопоставлять характеры персонажей по заранее составленнному плану, давать письменный отзыв на эпизод, участвовать в дискуссии; выявлять сюжетную основу произведения, особенности языка и жанра сказа, способы создания образов Александра I и Николая I, позицию автора и рассказчика

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД:

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем , формирование  нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

36

Краткие сведения о

Ф.И. Тютчеве. Философская лирика.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан». Тема человека и природы.

1

Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование 

Ученик научится  выбирать из предложенных произведений стихотворение, наиболее соответствующее собственному мироощущению и объяснять свой выбор, подбирать ключевые слова, сочетания слов и составлять небольшие тезисы для рассуждения, находить в тексте стихотворения образно-выразительные средства и определять их роль

Познавательные УУД:

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя  в этом мире. гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения

Коммуникативные УУД:

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

Формулирование вывода, основанного на личных впечатлениях от прочитанного.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

37

38

Краткие сведения об А.А. Фете.

Русская природа в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом...».

Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые, красота земли.

А.А. Фет.«Вечер» -

стихотворение-медитация.

Произведения русских поэтов XIX века о России.

2

Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование

Ученик научится выразительно читать стихи А.А. Фета о природе, давать письменный отзыв о поэтическом тексте, подбирать ключевые слова для ответа, выявлять ведущий художественный прием и характеризовать его роль в тексте

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

39

40

А.П. Чехов в воспоминаниях современников.

Рассказ «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания. Способы создания образов.

«Смерть чиновника».  Социальная направленность рассказа; позиция писателя.

2

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Ученик научится готовить рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала, определять тематику юмористических рассказов писателя, характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказах Чехова, находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

41

42

Краткие сведения об

И.А. Бунине. Стихотворение  «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах

И.А. Бунина, размышления о своеобразии поэзии.

«Кукушка». Смысл названия, образный мир рассказа.

2

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Ученик научится характеризовать образ-пейзаж, определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей, определять характеры главных героев произведения, составлять цитатный план, определять особенности стихотворения-размышления

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

Формирование основ экологической культуры, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

43

44

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

А.И. Куприн. Рассказ  «Allez!». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

2

Комментированное чтение, беседа

Комментированное чтение, беседа

Ученик научится характеризовать тематику и   проблематику рассказа, находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя, составлять тезисы для последующего рассказа-размышления  о герое

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

45

46

Краткие сведения о

М. Горьком.

Повесть «Детство».  Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера мальчика.

Гуманистическая направленность повести.

«Легенда о Данко». Проблематика рассказаи авторская позиция.

2

Комментированное чтение, беседа

Ученик научится пересказывать произведение с заменой лица, характеризовать образы и сюжет рассказа, определять значение слов по контексту и с помощью словарей, выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе

Регулятивные УУД:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

47

 А. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса». Творческая история произведения.

Романтические традиции. Экранизации повести.

1

Комментированное чтение, беседа

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

осуществлять анализ и синтез;

Ученик научится внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту

48

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:проблематика , приёмы создания образов, художественное своеобразие стихотворения.

1

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа

Ученик научится выразительно читать стихи В.В. Маяковского,  характеризовать образно-поэтический язык одного из стихотворений поэта

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях

49

50

Краткие сведения о

С.А. Есенине.

Стихотворения : «Гой ты, Русь, моя родная...»,  «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

Стихотворение«Отговорила роща золотая...». Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

2

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа

Ученик научится  самостоятельно находить произведения писателей родного края о природе, формировать вывод о богатстве изображения природы в творчестве писателей России XX века

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

51

52

Краткие сведения об И.С. Шмелёве. «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне»(глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера.

2

Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

Ученик научится  характеризовать творческую историю произведения, формулировать микровыводы и выводы об основных прблемах, поставленных в рассказе: о смысле жизни, справедливости, свободе, неволе; сопоставлять характеры центральных героев рассказа , формулировать идею произведения, определять способы выражения авторского отношения к событиям и героям

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

53

Краткие сведения о М.М. Пришвине. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль.  Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

1

Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

Ученик научится  составлять план статьи учебника, готовить комментарии к книжной выставке, готовить аннотации к представленным на выставке книгам

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Формирование   осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

54

Краткие сведения о

К.Г. Паустовском.

Повесть «Мещерская сторона».Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

1

Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведе ния

Ученик научится  составлять развернутые тезисы, определять образно-выразительные средства произведения, понимать важность внимательного отношения к природе

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; постижение истоков чувств, переживаний, рождающих привязанность к родным местам

55

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея.  

1

Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Ученик научится участвовать в диспуте «Что есть доброта?», самостоятельно сопоставлять изучаемое произведение с ранее почитанными и формулировать выводы

Регулятивные УУД:

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

56

57

Краткие сведения об А.Т. Твардовском.

Стихотворения:  «Прощаемся мы с матерями...»(из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...».

Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы  военной лирики и эпоса

 А.Т. Твардовского. Тест.

2

Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Эстетическое восприятие произведенией литературы; формирование эстетического вкуса.

Умение вести диалог

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

58

Краткие сведения о Б.Л. Васильеве. «Экспонат №...». Название  рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа 

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Эстетическое восприятие произведенией литературы; формирование эстетического вкуса

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма

59

Краткие сведения о В.М. Шукшине.

«Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.  

1

Знакомство с творчеством автора,

аналитическая работа

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД: осуществлять анализ и синтез;

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности

60

Р.р. Сочинение по произведениям русской литературы XX века.

1

Развитие речи

Умение создавать устные и письменные монологические высказывания разного типа

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

61

Краткие сведения об

У. Шекспире. Сонеты.  Темы и мотивы.

1

Чтение сонета, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами

Ученик научится выявлять художественное своеобразие сонетов Шекспира, особенности переводов

С.Я. Маршака

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

62

Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку.

1

Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

Ученик научится выявлять особенности структуры хокку, смысловую нагрузку строк хокку, эстетические принципы сложения хокку, особенности эволюции жанра

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Формирование целостного мировоззрения

63

Краткие сведения о

Р. Бёрнсе.Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1

Выразительное чтение стихотворений  анализ

Ученик научится готовить сообщение о писателе и его герое, выразительно читать по ролям, рассказывать о приключениях героев

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Ученик научится соотносить  характер героя с собственными чертами характера

64

Краткие сведения о

Р. Стивенсоне. Роман «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

Ученик научится готовить сообщение о писателе, составлять цитатный план по материалам отдельных глав книги, комментировать иллюстрации в учебнике

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора

65-66

Краткие сведения об А. де Сент Экзюпери. Повесть  «Планета людей».

Сказка«Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

2

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

Ученик научится давать оценку обстоятельствам и поступкам героев, создавать устный и письменный портрет героя, находить в тексте нужный эпизод

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Формирование у  учащихся высоких нравственных качеств

67

Р. Брэдбери. Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

Ученик научится характеризовать тематику и   проблематику рассказа, находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя, составлять тезисы для последующего рассказа-размышления  о герое

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

68

Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся».

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Формирование представлений о мире, и международном сотрудничестве

69-70

Итоговый урок. Рекомендации на лето. Повторение

2

словарная работа, творческая работа

Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Познавательные УУД: – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)

Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )

Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю)  в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...

рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев

Настоящая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,  Примерной программы основного общего о...

рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику Чалмаева В.А., Зинина С.А.

Рабочая программа по литературе для 11 класса на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А. и др. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа ...

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина

Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику В.И.Сахаров, С.А. Зинин.

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику В.И.Сахаров, С.А. Зинин. (136 часов, 4 часа в неделю)...