Дидактические материалы к работе над текстом романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
тест по литературе (9 класс)
Дидактические материалы помогут учителю литературы проверить знания обучающихся по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_k_glave_bela.docx | 20.67 КБ |
voprosy_k_glave_maksim_maksimovich.docx | 17.22 КБ |
voprosy_k_glave_knyazhna_meri_1.docx | 20.24 КБ |
voprosy_k_glave_knyazhna_meri_2.docx | 17.92 КБ |
voprosy_k_glave_knyazhna_meri_3.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ «БЭЛА» РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
1.Из какого города ехал на перекладных автор-рассказчик?
2. Узнайте героя по описанию:
«За моею тележкою четверка быков тащила другую ... За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма»
3. В каком звании был Максим Максимыч?
4. Назовите полное имя сослуживца Максима Максимыча, о котором он рассказывал.
5. В чём заключалась «странность» Печорина, по словам М.М.
6. В каком звании был Печорин?
7. Узнайте героя по описанию:
«…мальчик лет пятнадцати… А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо:
ужасно падок был на деньги…»
8. Узнайте героя по описанию:
«…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу …»
9. Узнайте героя по описанию:
«…рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре …»
10. Чему «завидовали все наездники и не раз пытались …украсть»?
11. Как звали коня Казбича?
12. Что предлагал Азамат Казбичу, в обмен на его скакуна?
13. Какую сделку предложил Печорин Азамату?
14. Что произошло с Азаматом после совершённой сделки?
15. Какой аргумент привёл Печорин в разговоре с Максимом Максимычем, объясняя, почему её нельзя возвращать отцу?
16. Чего не делал Печорин, чтобы «приручить Бэлу»?
- увёз её в другой край, далеко от родительского дома;
- выучил её язык;
- каждый день дарил ей подарки;
- пугал, что если она вздумает вернуться домой, отец её возненавидит и убьёт;
- убеждал, что мусульманский бог не может запретить ей любить христианина, так как этот христианин (Печорин) уже любит её;
- сказал, что уезжает, а Бэла свободна и, если хочет, может либо остаться в крепости, либо возвратиться к отцу.
17. Что произошло с отцом Бэлы?
18. Максим Максимыч вспоминает:
«Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, - так теперь уж, знаете, и не к лицу; я и рад был, что нашел кого баловать. Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку... А уж как плясала! видал я наших губернских барышень, я раз был-с и в Москве в благородном собрании, лет двадцать тому назад, - только куда им! совсем не то!.. Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял; и она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала...»
Как долго продолжалась такая жизнь в крепости?
19. Какая «чёрная кошка пробежала» между Печориным и Бэлой?
20. Кого Максим Максимыч и Бэла однажды увидели у стен крепости?
21. Какое определение дал своему характеру сам Печорин?
22. Печорин рассказал Максиму Максимычу о своей прошлой жизни, о том, что чувствует в данный момент, о своих планах на будущее. Изложите все основные пункты этого рассказа:
а) когда я вышел из опеки родных,…
б) пустился я в большой свет, …
в) влюблялся в светских красавиц и был любим, …
г) Я стал читать, учиться -
д) Вскоре перевели меня на Кавказ… Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями
е) Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою...
ж) мне осталось одно средство: …
23. Что произошло с Бэлой в то время, когда Печорин и Максим Максимыч уезжали охотиться на кабана?
24. Что произошло с Печориным после того, как он потерял Бэлу?
25. После того, как Максим Максимыч закончил свой рассказ о Печорине и Бэле, они с автором-рассказчиком расстались, больше не надеясь никогда встретиться. Почему?
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ» РОМАНА
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- Как назывался населённый пункт, где после недавнего расставания автор-рассказчик вновь встретился с Максимом Максимычем?
- Что такое «оказия», которую вынужден был ждать автор-рассказчик?
- Сколько автор-рассказчик должен был ждать оказию и почему это непременно было нужно делать?
- Где остановился автор-рассказчик в ожидании оказии, и чем это место было примечательно?
- Как получилось, что автор-рассказчик вновь встретился с Максимом Максимычем, и что он ему предложил?
- Как Максим Максимыч «спас» автора-рассказчика от «сухоядения»?
- Какую новость Максим Максимыч узнал от человека, описанного в романе следующим образом: «…человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея; в его звании нельзя было ошибиться, видя ухарскую замашку, с которой он вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика. Он был явно балованный слуга ленивого барина - нечто вроде русского Фигаро»?
- Почему Максим Максимыч очень долго не ложился спать в тот вечер и, вернувшись в гостиницу очень поздно, «…бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, шевырять в печи, наконец лег, но долго кашлял, плевал, ворочался...»?
- Опираясь на текст романа, расскажите о том, как автор-рассказчик описывал Печорина:
а) его рост и телосложение
б) его одежду
в) его манеру ходить и сидеть
в) его внешность
- Перечислите три особенности глаз описываемого выше человека:
- Куда ехал Печорин, которого Максим Максимыч с рассказчиком встретили в этой главе?
- Что Максим Максимыч собирался передать Печорину, и как тот отреагировал на это?
- Почему Максим Максимыч так себя повёл после отъезда Печорина: «…он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами…»?
- Что Максим Максимыч сделал с бумагами Печорина?
- Как расстались рассказчик и Максим Максимыч?
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ «КНЯЖНА МЕРИ»
РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- Где происходит действие главы «Княжна Мери»?
- Кто это? «…они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись»
- Кто это? «…они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности»
- Откуда Печорин знает Грушницкого?
- Чьи анекдоты и насмешки отвлекли внимание от княжны Лиговской?
- Кто это? «Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор... Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо».
- Кто это? «человек замечательный по многим причинам. Он скептик и Материалист,… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов... Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком…».
- Расскажите о происшествии со стаканом.
- Кто и про кого говорит: «У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не
отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно!..»
- О ком идет речь? «Цель его – сделаться героем романа».
- О ком идет речь? «Последнюю половину жизни она провела в Москве и тут на покое растолстела….Она мне объявила, что дочь ее невинна как голубь»
- Кто это? «…Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой… (Он) был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем…»
- Кто это? «…ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…»
- Кто это? «…две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! На второй было закрытое платье gris de perles1, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce2 стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины»
- Расскажите о Грушницком: как давно он на службе, в каком он звании, во что одевается, какие имеет награды.
- Расскажите о происшествии со стаканом.
- Чьи анекдоты и насмешки отвлекли внимание от княжны Лиговской?
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ «КНЯЖНА МЕРИ» (21,22,23,24 мая, 3 июня)
РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- Что предложила Печорину Вера, для того чтобы видеться с ним?
- Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?
- Что Печорин предпринял для сближения с княжной?
- Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?
- «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков... Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны...» Чьи это слова? Объясните их значение.
- С кем встретился Печорин после бала?
- Чем развлекала княжна Мери гостей в своем доме?
- Что предложила Печорину Вера, для того чтобы видеться с ним?
- Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?
- Что Печорин предпринял для сближения с княжной?
- Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?
- Кто подстроил это происшествие и почему?
- Как Печорин «спас» княжну Мери?
- «Я сделал три тура. Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое ». Назовите героиню?
- Что предложила Печорину Вера, для того чтобы видеться с ним?
- Как смотрели на княгиню и княжну Лиговских многие дамы водяного общества и почему?
- Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?
- «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков... Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны...» Чьи это слова? Объясните их значение.
- Этот герой был довольно смешон в этом геройском облачении: сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов. Кто он? Напишите ФИО.
- «Я сделал три тура. Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое ». Назовите героиню?
- Чем развлекала княжна Мери гостей в своем доме?
- Какое происшествие на балу в зале Благородного собрания заставило княжну Мери смутиться и испугаться?
- Кто подстроил это происшествие и почему?
- «Она решительно не хочет, чтобы я познакомился с ее мужем…она вышла за него для сына». Кто и о ком говорит эти слова?
Чтобы она заскучала без общения с ним.
- Этот герой был довольно смешон в этом геройском облачении: сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов. Кто он? Напишите ФИО.
- «Я сделал три тура. Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое ». Назовите героиню?
- С кем встретился Печорин после бала?
- Чем развлекала княжна Мери гостей в своем доме?
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ «КНЯЖНА МЕРИ» (4-14 июня)
РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- «Вера все это заметила: на ее болезненном лице изображалась глубокая грусть; она сидела в тени у окна, погружаясь в широкие кресла... Мне стало жаль ее...» Как Печорин сумел заставить Веру «простить… кокетство с княжной»?
- Описывая Грушницкого в новеньком мундире, Печорин едва сдерживался, чтобы не расхохотаться. Что смешного было во внешнем виде Грушницкого?
- Как княжна Мери восприняла офицерский мундир Грушницкого?
- За что Грушницкий собирался отомстить княжне Мери?
- Как Печорин воспринимает своих врагов?
- Кто принёс Печорину слух, что он женится на княжне Мери?
- Про какой город эти слова и откуда строки, которые вспоминает Печорин? «Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь.
Но смешивать два эти ремесла
Есть тьма охотников - я не из их числа.»
- Как Печорин рассуждает о женщинах?
- Расскажите о происшествии на реке Подкумок?
- Что Печорин ответил княжне Мери на её вопрос: «…вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?..»
- Как Печорин узнал о готовящемся против него заговоре?
- В чём заключался первоначальный план заговорщиков?
- Перескажите сцену объяснения княжны Мери и Печорина?
.
- За что Печорин иногда презирает себя?
- Что имеет в виду Печорин, когда говорит: «…сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту..»?
- Какое воспоминание из детства вызывает у Печорина «непреодолимое отвращение»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)
Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....
Итоговая проверочная работа по тексту романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
итоговая работа представляет собой вопросы с вариантами ответов, с открытой формой ответа и с развернутым ответом по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....
Вопросы для письменной работы по тексту романа "Преступление и наказание"
Сроки проведения работы - заключительные уроки изучения романа....
Конрольная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Контрольная работа Герой нашего времени Лермонтов...
Проверочная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе
Данная работа позволяет проверить усвоение материала....
Материалы к уроку по теме "М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава "Бэла"
Вопросы и задания...