Внеурочная деятельность. Смысловое чтение
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Игра – квест «Чтение - вот лучшее учение» |
Формирование читательской компетентности учащихся в области детской литературы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 57.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе.
Литературный квест «Чтение - вот лучшее учение!»
Внеурочная деятельность | Смысловое чтение |
Дата проведения | 01.12.22 |
Класс | 5 |
Тема | Игра – квест «Чтение - вот лучшее учение» |
Цель: | Формирование читательской компетентности учащихся в области детской литературы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации. |
Планируемые результаты | Личностные: готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Метапредметные: использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; Предметные: использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования. |
Оборудование: | портреты писателей, выставка книг, телевизор, презентация эмблемы команд, карточки-задания |
Ход занятия.
Слово учителя. Тема сегодняшней нашей игры – квеста «Чтение - вот лучшее учение» это высказывание А.С. Пушкина.
Наше занятие я хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:
Ах, как много в жизни
Мы читаем разных книг,
Ах, как мало
В результате помним!
Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира – все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.
Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы умеете читать. Я приглашаю всех вас принять участие в квесте. Звучит музыка П. И. Чайковский «Август».
Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.
Класс делится на 3 команды.
Станция «Устное народное творчество».
- «Назови пословицу о чтении или книге» (примерные ответы детей)
Книги читай, а дела не забывай.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книги книгой, да и своим умом двигай.
Испокон века книги растит человека.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто работает без книг, решетом воду черпает.
Кто много читает, тот много знает.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга – зеркало жизни.
Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
Кто много читает, тот много знает.
Книга – твой друг, без нее как без рук
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Грамотею и книга в руки.
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
Ему и книги в руки.
Книги читать – не в ладушки играть.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Ум без книги, как птица без крыльев.
- «Собери пословицу»
Прочёл книгу – встретился с другом.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Хорошая книга – лучший друг.
- Что такое пословица? (Пословица – жанр устного народного творчества; яркое народное изречение, имеющее поучительный смысл).
- Первый собиратель русских пословиц. ( Владимир Иванович Даль 1801-1872).
- В чем отличие пословицы и поговорки? (Поговорка – часть суждения, незаконченное выражение).
- Друг в беде есть настоящий друг. Это английская пословица замени её русской. ( Друг познается в беде.)
Команды за правильный ответ получают пазлы
3. Станция «Сказки».
- Назовите виды народных сказок. (Сказки о животных, волшебные и бытовые.)
- Чьи это слова:
«Оттого что мы не доверяем друг другу, и тебе и мне только тяжелей живется, что проку во вражде? Лучше будем добрыми соседями! Поклянемся перед лицом великого Ра, что если один из нас отправится за кормом для своих детей, другой не причинит им никакого зла» (Коршун обратился к кошке в египетской сказке «Коршун и кошка».)
- Чем Солнышко угощало старика в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (Блинами)
4. Чьи это слова:
Мы спим – не спим, думу думаем,
Что хотят нас всех порезати,
Огни кладут калиновые,
Котлы висят кипучие,
Ножи точат булатные!
(Заморышек (русская сказка «Белая уточка»)
5. Как называется эта картина и кто её автор? (В.М. Васнецов «Царевна-лягушка».)
4. Станция «Отгадай героя по описанию».
1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим ее в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л.Кэролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»).
2. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актером или даже главным режиссером. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как зовут мальчишку и директора театра? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
3. Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: соткать ковер за ночь, сшить рубаху, испечь хлеб. Она бывает Премудрой и Прекрасной. (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок).
4. Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. (Доктор Айболит из одноименной сказки К.Чуковского).
5. Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землей побывала. (Дюймовочка из одноименной сказки Х.К.Андерсена).
6. Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала принцессой. (Золушка из одноименной сказки Ш.Перро).
7. Самый загадочный герой русской народной сказки: батон – не батон, пирог – не пирог, что-то вроде сухой булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой доброго ничего не сделал. А все его жалеют. (Колобок из русской народной сказки)
8. Он самый непослушный, самый любопытный, самый упрямый и самый задиристый. Сам учился писать стихи, ездить на автомобиле, летать на воздушном шаре, управлять волшебной палочкой. Это получалось. Правда не очень хорошо, но заканчивалось счастливо. (Незнайка. Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»)
5. Станция «Классическая литература»
А.С. Пушкин
- Из какого произведения следующие строки:
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;…» («Руслан и Людмила»)
- Большое стихотворное произведение с историко-героическим, мифологическим или сказочным сюжетом называется…. Назовите жанр, который так нравился Пушкину. (Поэма)
- Кто из современников Пушкина сказал следующие слова: «Победителю-ученику – от побежденного учителя». (Жуковский).
М.Ю. Лермонтов
4. Из какого произведения взяты эти строки?
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана?».
«Бородино»
5. Назовите имение, в котором прошло детство поэта. (Тарханы)
6. Как называется небольшое произведение в стихотворной форме?
( стихотворение).
И.А. Крылов
- Как называется иносказательное нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки. (Басня).
- Из какой басни следующая мораль:
«Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.» («Свинья под дубом»).
- Как называется басня Крылова о музыкальном произведении для 4 исполнителей? (« Квартет»).
- Из какой басни следующие строки:
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим…» («Волк и ягненок»).
- Как называется басня, героиня которой не может справиться с аппаратом для зрения? ( «Мартышка и очки»).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
6. Станция «Приключений и фантастики».
- Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).
- Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).
- Назовите поэму А.С.Пушкина, прочитав которую В.А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).
- Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж .Родари «Приключения Чипполино»).
- Кто автор книги «Приключения Тома Сойера и Гельберри Финна» (Марк Твен)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
7. Станция «Музыка и книга».
- Вспомните автора и название произведения, в котором рассказывается, что звери решили сыграть на музыкальных инструментах, но у них ничего не получилось? (И. А.Крылов «Квартет»).
- В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).
- Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки , ворчалки, считалки и т.д. (Винни- Пух).
- Писатель Э.Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В.Шаинский).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
8. Станция «Корзина с потерянными вещами».
У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?
- В сказке Г.Х. Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).
- Расколешь лед – возьмешь серебро.
Разрежешь серебро –возьмешь золото. (Яйцо).
- Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).
- Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
9. Станция «Актерское мастерство».
Команды показывают инсценированные отрывки из басен И.А.Крылова.
Команды за выступление получают пазлы.
10. Станция эрудитов
Команды по очереди отвечают на вопросы.
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
- Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
- Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
- Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
- Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)
Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» М. Горький, недостающие фрагменты подберите по смыслу, попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.
Рефлексия. Приём «Газета мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от мероприятия.
Например, «Чтение - вот лучшее умение!», «Книга – лучший друг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом".
.программа рассчитана на обучающихся 5-6 х классов. Закладывает основы грамотного чтения, развивая навыки работы с текстами различной направленности. Содержит тематическое планирование, диагностически...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...
Программа внеурочной деятельности "Час чтения на английском языке"
Программа внеурочной деятельности "Час чтения на английском языке" предназначена для учащихся 6 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ и ПИСЬМА"
Составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Искусство письма»О.С.Бордовских, О.А.Шитикова. .- М.: Просвещение, 2010. Учебно-методическое пособие [Элек...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпрет...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Выразительное чтение"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Выразительое чтение" (8 класс)...