Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.
рабочая программа по литературе (7, 8 класс)
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором) задавая вопросы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 50.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смысловое чтение и работа с текстом»
Объем 68 часов
7-8 классы
Учитель русского языка и литературы:
Короткова Надежда Романовна
МБОУ «Мигнинская СОШ»,
Ермаковского района, Красноярского края
Пояснительная записка.
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании.; на основе междисциплинарной программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделяет отдельным умением «смысловое чтение».
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Цель: формирование навыков смыслового чтение и работы с содержащейся в текстах информацией; вызов интереса к языковым средствам, которыми пользуются авторы для усиления действенности высказывания, для помощи ученикам в овладении ими на практике.
Задачи:
- Научить осознанному чтению литературных, учебных, научно-познавательных текстов и инструкций, соответствующих возрасту
- Сформировать элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно символической форме.
- Обучить навыкам работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
- Создать условия для овладения системой познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий.
Общая характеристика курса
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором) задавая вопросы.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов того, о чѐм говорится.
Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чѐм говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
Приемы стратегии смыслового чтения
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. «Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счѐт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Данная программа относится к метапредметной образовательной области, изучается в течение 5-9 классов, 1 раз в неделю – 34 часа в год.
Технологии реализации программы
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
- Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
- Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Технология критического мышления
Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи: активизации познавательной деятельности обучающегося; развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент самообразования человека. Учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учащихся между собой, а также между учителем и учениками. Учебное занятие, разработанное учителем по технологии развития критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление»-«рефлексия».
«Вызов» Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.
«Осмысление» На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно: восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно; осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации; любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.
«Рефлексия» Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания. Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» « Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту.
Особенности технологии: Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения. Она дает учащимся инструмент, научает их способам самостоятельной работы с новой информацией. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю — пишу - проговариваю) и поочередно - в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работе в команде.
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
Приемы работы с текстом по технологии РКМЧП
SMS – сообщение
- Напишите SMS – сообщение учителю, передающее основную мысль текста.
- Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр.
Досье на слово
В досье кратко излагается самый разнообразный, он занимает немного места на листе. Получается некий конспект, но помимо текстовой информации на эту страницу необходимо поместить или схему, или табличку, или рисунок.
- использование различных видов информации (историческая, культурная, научная) по теме, проблеме, вопросу.
- Применение различных форма подачи информации ( текст, схема, графики, иллюстрации, таблицы…).
- Полнота подачи информации для раскрытия темы, проблемы, вопроса.
- Наличие логики в расположении информации (чтение информации сверху вниз).
- Вывод в виде суждения, обобщения.
Псевдотекст
Псевдотекст должен быть у каждого учащегося. В ходе обсуждения из «разноголосицы» ученики выбирают предложения, принадлежащие лишь одному конкретному автору и имеющие отношение к одному конкретному тексту. Разбирая текст в соответствии с его лингвистическими особенностями, конструируя из «кусочков» текст-оригинал, школьник тренирует умение занимать позиции читателя и критика.
- Можно ли понять основную мысль?
- Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Какие законы нарушены?
- Сколько авторов в лжетексте?
- Как вы определили авторов?
«Телеграмма» или «Кто короче?»
Инсерт – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:
«V» - помечается то, что уже известно.
«-» - помечается то, что противоречит представлению учащихся.
«+» - помечается то, что является для него интересным.
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше. А затем учащиеся систематизирует материал в таблице.
Мозговая атака – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВ.
1 этап. Уч-ся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
2 этап – Обмен информацией.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Групповая дискуссия – исследование, коллективный разбор, обсуждение. Главное: совместный поиск конструктивного решения вопроса. Понятие конфликта (противоречия) воспринимается как отправная точка решения проблемы.
Форма работы: групповая.
Чтение с остановками и вопросы Блума. Текст делится учителем на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:
- на «перевод» и интерпретацию
– перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями.
- на развитие памяти
- узнавание и вызов полученной информации;
- на развитие оценочных навыков
- личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- на аналитическую деятельность;
- на применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Кластеры Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Синквейн Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Характеристика УУД | Ресурсы |
1. | Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Особенности обучения в 6 классе. | ||
1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |||
2. | Текст. Виды текста. | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему, общую цель или назначение текста; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; • находить в тексте требуемую информацию • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: - определять назначение разных видов текстов; - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - различать темы и подтемы специального текста; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; - прогнозировать последовательность изложения идей текста; - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. | |
3. | Назначение текста | ||
4. | Основная тема и микротемы. | ||
5. | Композиция текста. | ||
6. | Проблемы, их формулировка. | ||
7. | Поиск информации в тексте. | ||
8. | Сюжет текста. | ||
9. | Избыточная информация в тексте. | ||
10. | Идеи текста, последовательность изложения идей. | ||
11. | Авторская мысль и точка зрения читателя. | ||
12. | Изобразительно-выразительные средства, их функции. | ||
13. | Стилевые особенности текста. | ||
2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |||
14. | Оглавление. | -структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; - обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; - делать выводы из сформулированных посылок; - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | |
15. | Ссылки и сноски в тексте. | ||
16. | Нумерация страниц. | ||
17. | Преобразование текста. | ||
18. | Интерпретация текста. | ||
19. | Обобщение информации, данной в тексте. | ||
20. | Рецензия. | ||
21. | Отзыв. | ||
22. | Эссе. | ||
23. | Сочинение. | ||
24. | Изложение. | ||
25. | Статья. | ||
3 модуль Работа с текстом: оценка информации | |||
26. | Форма и содержание текста. | -откликаться на содержание текста:
-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения. | |
27. | Читатель и его жизненный опыт. | ||
28. | Авторская мысль в тексте. | ||
29. | Дебаты. | ||
30. | Критерии оценки текста. | ||
31. | Логические связи в тексте. | ||
32. | Особенности авторской лексики. | ||
33. | Авторские ремарки, их назначение. | ||
34- | Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа. |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Характеристика УУД | Ресурсы | Домашнее задание | |
1. | Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Особенности обучения в 7 классе. | ||||
1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |||||
2. | Текст. Виды текста. | Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; организовывать поиск информации: -приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. | |||
3. | Назначение текста | ||||
4. | Основная тема и микротемы. | ||||
5. | Композиция текста. | ||||
6. | Проблемы, их формулировка. | ||||
7. | Поиск информации в тексте. | ||||
8. | Сюжет текста. Фабула. | ||||
9. | Избыточная информация в тексте и ее интерпретация. | ||||
10. | Последовательность изложения в тексте авторских идей. | ||||
11. | Авторская мысль и точка зрения читателя. | ||||
12. | Критические статьи. | ||||
13. | Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм. | ||||
2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |||||
14. | Оглавление. | -структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | |||
15. | Ссылки и сноски в тексте. | ||||
16. | Нумерация страниц. Главы и параграфы. | ||||
17. | Преобразование текста в таблицы и схемы. | http://gymnasium7.com/zolotoy-fond-gimnazii/nmo/metodicheskaya-kopilka/nmo-mat-fiz-inf/tablica/ | представить информ.текста в виде табл. | ||
18. | Иллюстрирование текста. | ||||
19. | Обобщение информации, данной в тексте. | ||||
20. | Рецензия. Особенности жанра. | ||||
21. | Отзыв. | ||||
22. | Эссе. | ||||
23. | Буктрейлер. | ||||
24. | Литературоведческий анализ текста. | ||||
25. | Лингвистический анализ текста. | ||||
3 модуль Работа с текстом: оценка информации | |||||
26. | Форма и содержание текста. | На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или с несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию. | |||
27. | Читатель и его жизненный опыт. | ||||
28. | Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте. | ||||
29. | Герои и персонажи в тексте. | ||||
30. | Критерии оценки текста. | ||||
31. | Логические связи в тексте. | ||||
32. | Особенности авторской лексики. | ||||
33. | Авторские ремарки, их назначение. | ||||
34. | Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа. |
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
5.Междисциплинарная Программа Смысловое чтение http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
6.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематический план уроков английского языка, 5 класс, ФГОС
КТП соответствует ФГОС и составлен к учебнику М.Вербицкой "Forward". План имеет расширенный формат в соответствии с требованиями ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чтение- вот лучшее учение".( 5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Чтение – вот лучшее учение» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнен...
Программа "Основы смыслового чтения и работа с текстом"
Система работы по формированию навыков читательской грамоты...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Чтение. Работа с текстом»...