Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом".
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
.программа рассчитана на обучающихся 5-6 х классов. Закладывает основы грамотного чтения, развивая навыки работы с текстами различной направленности. Содержит тематическое планирование, диагностические материалы, конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_smyslovoe_chtenie.docx | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУСОШ п. Юбилейный в с. Минцы
Хвойнинского района Новгородской области
Утверждено
____________
Программа внеурочной деятельности
«Смысловое чтение и работа с текстом»
Объем 34 часа
5, 6 классы
Автор: учитель истории
и обществознания
Германова Ольга Равыльевна
2014 год
Пояснительная записка.
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит ? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Актуальность темы подтверждают результаты диагностики, проведенной в 5 классе школы. Только 50% обучающихся смогли выполнить задания первых двух уровней грамотности, т.е. найти главную мысль, выделить составные части текста. Остальные допустили ошибки.
Администрацией школы проводятся срезы техники чтения в начальной и основной школе, которые, к сожалению, показывают не высокие результаты.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.
Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
- формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
- формирование выделять главную мысль в тексте;
- развитие воображения (умения прогнозировать);
- формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса, конспекта, схем и таблиц).
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
- описание (художественное и техническое);
- повествование (рассказ, отчет, репортаж);
- объяснение (рассуждение, интерпретация);
- аргументация (научный комментарий, обоснование);
- инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К несплошным текста можно отнести:
- формы (анкеты и др.);
- информационные листы (расписание и др.);
- таблицы и графики;
- диаграммы;
- таблицы;
- списки;
- карты.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором) задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного содержания, так и научно-публицистического.
Курс рассчитан на 34 часов для учащихся 5,6 классов.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.
Ученик научится:
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.
Содержание программы.
Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 5-6 классах обучение строится больше на научно-публицистических текстах, не исключая хужожественные.
Первый раздел посвящен приемам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.
Программа содержит следующие разделы.
Раздел 1. Приемы диалога с текстом.
- Слово.
- Заголовок и эпиграф.
- Прогнозирование.
- Вопрос к тексту.
- Выделение главной мысли.
- Воображение.
Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.
- План.
- Тезисы.
- Конспект.
- Пересказ.
- Графическое моделирование структуры текста.
- Защита проекта.
Итоговый контроль.
- Приемы диалога с текстом.
- Слово.
Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова, словосочетания. Незнание слова ведет к потере смысла текста или к обеднению его. Ребенок привыкает пропускать незнакомые слова, возникает иллюзия понимания текста. Рассуждения ребенка заключается в том, что «Ничего страшного не произойдет, если я в большом тексте не знаю пару слов». В результате такого схоластического подхода к тексту теряются тонкие эмоциональные связи между автором текста и читателем. Читатель-ребенок не видит все содержание текста, не может зачастую выделить главное, пересказать содержание.
Задания, направленные на работу со словом состоят из разбора состава слова, выявления значения слов, из умения предугадывать грамматическую конструкцию предложения или даже текста.
Задания.
- Заполнить в тексте пробелы (пропущенные слова).
- Найти значения слова.
- Найти в тексте слова в переносном смысле.
- Определить степень уверенности автора текста.
- Найти тексты-каламбуры (шутки).
- Восстановить обрывки фраз (например, в документе).
- Написать маленькие рассказы из предложений.
- Подобрать как можно больше однокоренных слов.
Критерии оценивания: умение объяснять значение слов, безошибочное выполнение задания, умение выстраивать рассказ, объясняя логику изложения.
- Заголовок и эпиграф.
Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан текст?». Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора, подготавливают читателя в осознанию текста, это самые первые прочитанные слова . Пусть ребенок сам почувствует как это важно – правильно придумать заголовок. Важно научить ребенка умению анализировать заголовки к тексту. Заголовки бывает разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония, противопоставления и т.д.
Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом – это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребенка подбирать эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.
Задания.
- Подобрать заголовки так, чтобы они выражали … (например, эмоциональное состояние автора, героя).
- Найти произведения с эпиграфами и объяснить смысл.
- Определить по заголовку жанр произведений.
Критерии оценивания: адекватность подбора заголовка, умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа, умение выделять и определять основную идею текста, умение аргументировать свой выбор.
- Прогнозирование.
Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той установки (ожидания), которую читатель прогнозировал. Чтобы установка не мешала чтению, необходимо обсуждать с детьми различные варианты прогноза на развивающиеся события в тексте. Смысловой и эмоциональный настрой читателя важен при работе с текстом. Все этапы - возникновение вопроса, прогнозирование, ожидания, самоконтроль – и есть диалог читателя с текстом. Важно объяснить ребенку все этапы и научить диалогу с текстом. Это приводит к осознанному чтению. Осознанное чтение подразумевает поиск причин, связей, сравнений, т.е. аналитических умственных операций. Для выявления причинно-следственных связей ребенка надо учить задавать вопросы и искать ответы. Следующий шаг искать сходства и различия.
Первый блок заданий на прогнозирование.
- Дописать словосочетания.
- Вставить пропущенные строчки.
- Составить пословицы из частей.
- Соединить текст по принципу сходства и противоположности.
- Придумать окончание истории.
- Собрать тексты (предложения, абзац, текст).
Критерии оценивания: умение прогнозировать развитие сюжета в художественном тексте, умение предвосхищать о чем пойдет речь и что будет сказано дальше в тексте, умение выделять фрагменты текста и определять связь между ними, умение аргументировать свой выбор.
- Работа с вопросами.
Задающий вопросы ребенок – это думающий ребенок. Вопросы побуждают к знанию, умению и творчеству. Диалог с текстом, понимания текста невозможно без вопросов. В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяют шесть типов вопросов:
- Простые вопросы. Отвечая на них нужно вспомнить какие-то факты, воспроизвести информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Если я правильно понял, то…?», «То есть речь идет о…?»
- Объясняющие вопросы. Начинаются со слов «Почему?». Такие вопросы восстанавливают причинно-следственные связи.
- Творческие вопросы с частичкой «бы». В его формулировке есть элемент условности, предположения, прогноза, фантазии: «Как выдумаете, как будут развиваться события дальше?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
- Практические вопросы. Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Задания.
- Вопросы на воспроизведение текста.
- Самостоятельная постановка вопроса.
- Задания, стимулирующие возникновение вопросов.
- Самостоятельное выявление скрытых вопросов и ответов.
Критерии оценивания: умение задавать точные и оригинальные вопросы, задавать вопросы о причинах и следствиях, о возможности и целесообразности подходов в решению проблем, умение выделять то, о чем говорится в тексте и что говорится в тексте (субъект и объект).
- Выделение главной мысли.
Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или несколькими предложениями) общий смысл текста. Для школьников такая задача самая сложная. Порой текст требует абстрагирования от конкретной ситуации, чего у многих детей не получается. Часто в тексте скрыты не один, а несколько смыслов. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия при выделении главного в тексте. Первое. Ребенок должен знать о поставленной цели. Задавать вопросы «Что главное в тексте?», «Что самое важное?», «Что хотел сказать автор?», «Для чего написан текст?». Второе. Вычерпать все возможные смыслы из каждого предложение, из каждого абзаца и более крупных смысловых единиц. Третье. Постоянно вести диалог с текстом: задавать вопросы, прогнозировать, контролировать свою работу.
Задания.
- Найти слова, выражающие главную мысль.
- Вывести главную мысль из содержания своими словами.
- Выразить содержание одним-двумя предложениями.
- Объяснить смысл пословиц, сказки.
- Сравнить пословицы разных народов.
Критерии оценивания: умение находить и вербально определять основную идею текста, умение выделять смысл пословиц, умение аргументировать свой выбор.
- Воображение.
Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создает образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче понимается текст. Задания не ставят целью научить воображению. Но активизировать воображение, привить желание создавать образы, искать иллюстрации, картины, создавать схемы, активно создавать и пользоваться таблицами – это реальная задача при работе с текстом.
Задания.
- Сочинение историй, сказок.
- Описать словами, изобразить небольшой текст, прочитанный учителем.
- Описать словами, изобразить текст, где есть что представить и то, что представит нельзя.
- Тексты на ассоциации.
Критерии оценивания: умение понимать основную мысль текста, умение прогнозировать развитие событий, умение интерпретировать текст, умение составлять оригинальные тексты.
- Приемы работы с научно-популярным текстом.
Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте. Информация в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости выделяют основную и дополнительную информацию, а по способу выражения – явной (прямой) и скрытой (подтекстовой). Как правило в официально-деловых, научных и публицистических текстах информация высказана прямо, позиция автора четкая. А в художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем следуем помнить, что первое предложение в абзаце как правило и есть основная фраза. А дальше идет разъяснение, комментарии к первой фразе.
Задания.
- Деление текста на абзацы.
- Поиск явной и скрытой информации в тексте (вопросы к тексту).
- Игровые ситуации направленные на поиск необходимой информации.
Критерии оценивания: умение выделить абзацы, ответить на вопросы к тексту, составление текста по разработанному алгоритму.
- План.
Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать следующую последовательность действий.
- Прочитай текст,
- выдели существенные мысли,
- проверь, как они соотносятся между собой,
- выдели главную мысль,
- раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей,
- по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана,
- сформулируй главные мысли кратко,
- озаглавь каждую часть,
- прочитай текст повторно, проверь, не пропущено ли что-то.
Требования к плану:
- В пунктах плана должно быть понятно о ком или о чем и что говориться,
- Пункты плана должны быть краткими,
- Пункты плана должны быть связаны между собой.
Задания.
- Детализировать пункты плана.
- Собрать рассыпанный план.
- Составить простой и сложный план своей проектной работы.
Критерии оценивания: умение составлять простой план, выделять главное в тексте, кратко формулирует (умение правильно и точно подобрать слова) заголовок пункта, умение объяснять связи между пунктами.
- Тезисы.
Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатом виде.
Виды:
- Простые (часто из цитат, выдержек текста),
- Основные (формулируются самостоятельно),
- Сложные (из простых и основных).
Структура тезисов: вступление (тезис), основная часть (аргументы), заключение (вывод).
Задания.
- По тексту составить тезисы.
- Составить тезисы для защиты своего проекта.
- Тезисный план «План – тезис».
Критерии оценивания: умение интерпретировать информацию в тексте, умение составлять сложные тезисы, выделение в готовых тезисах структурных частей.
2.3.Конспект.
Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый, текстуальный, тематический, свободный. Конспект как и другие способы обработки текста способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования лежит выделение главного содержания текста – существенных мыслей. Этапы конспектирования: отбор существенной информации и ее сокращение; перевод текста на свой язык с сокращением; запись сжатого текста.
Задания.
- Выделить опорные слова в предложении.
- Составить опорную фразу к абзацу.
- Написать свободный диктант.
- Пересказать несколько раз текст с перерывами между пересказами (например, на следующий день).
Критерии оценивания: умение выделять ключевые слова и фразы, объяснять связь между частями текста, умение использовать правила сокращения текста.
2.4. Пересказ.
Требования к пересказу:
- Пересказу должно предшествовать составление плана.
- Нельзя пропускать существенное.
- Пересказ текста должен быть не дословным, а своими словами.
- Отдельные мысли должны быть связаны между собой.
- Пересказ должен быть понятен другому человеку.
Задания.
- Поиск синонимов.
- Из назывных и вопросительных предложений составить повествовательные.
- Сформулировать по тексту «О чем я буду говорить?»
Критерии оценивания: адекватность и точность воспроизведения текста, умение планировать свой пересказ, умение проводить проверку своего пересказа.
2.5.Графическое моделирование структуры текста.
В современном мире информация все чаще представляется в виде графических форм: схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта. В данной программе предлагается научить ребенка преобразовывать текст в графическую форму. Во-первых, это наглядно показывает связь между элементами текста. Во-вторых, этот навык помогает выделять главное в содержании, анализировать текст, а в конечном итоге понимать. Умению графически моделировать текст обучаются на уроках информатики. Поэтому задания могут быть выполнены с использованием компьютерных программ.
Задания.
- Представить текст в виде схемы (выдели смысловые единицы, кратко сформулируй их, определи между ними с отношения и связи, изобрази графически).
- Составление таблиц: на сравнения, сводная таблица, таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.
- По схеме, таблице составить текст.
- Составление диаграмм.
Критерии оценивания: умение отображать связи между элементами текста, составляет таблицы (диаграммы), интерпретирует графическую форму текста.
2.6.Защита проекта.
Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной задачи (проблемы), на получение заранее спланированного результата. Критерии оценивания проекта разработать с учениками.
3.Итоговый контроль.
В соответствии с таблицей уровней грамотности чтения готовятся задания по тексту и предлагаются учащимся.
Форма контроля.
Оценивание результатов освоения курса осуществляется через следующие формы контроля.
- Стартовая и финишная диагностика. В начале года и в конце проводится диагностика по критериям уровней.
- Текущая диагностика. На каждом занятии выполняются контрольные задания.
- Защита итогового индивидуального проекта.
За основу диагностических измерений взята схема уровней грамотности, приведенная в книги Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.
Схема уровней грамотности чтения
1-ый уровень | ||
Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию | Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна | Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста. | ||
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст в несколько слов или фраз | ||
2-ой уровень | ||
Найти один или несколько отрывков информации. Работать с противоречивой информацией | Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях |
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим связям внутри части текста. | ||
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, либо объединить небольшие части информации из графика или таблицы. | ||
3-ий уровень | ||
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации. Работать с известной, но противоречивой информацией | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на известных знаниях |
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценивать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям. | ||
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах, в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод. | ||
4-ый уровень | ||
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Истолковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформированы в негативном контексте | Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста; найти, интерпретировать или оценивать неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского характера. | ||
Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их. | ||
5-ый уровень | ||
Работа с информацией | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией | Истолковать знания нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей | Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов |
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена. | ||
Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информации., внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же текста, например, сноски. |
На основе приведенной выше таблицы выделены критерии и их показатели уровней грамотности.
Показатели уровня грамотности.
Критерии и их показатели. | Балл |
1.Умеет выделять главную мысль в тексте. | 3 |
Находит ключевые слова Определяет ключевые предложения Определяет главную мысль – доминанту текста | |
2.Находит информацию в тексте, её интерпретирует, выделяет составные части текста. | 3 |
Выделяет составные части текста. Составляет простой план. Выделяет языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы. | |
3.Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы по своей работе над текстом. | 3 |
Выделяет причину и следствие Выделяет описание Выделяет тезис и аргументы | |
4.Критически оценивает текст, используя дополнительные знания; работает с идеями и гипотезами. | 3 |
Отвечает на вопросы к тексту Выявляет проблему (сюжет) текста Высказывает свою точку зрения. Приводит аргументы в защиту своей точки зрения | |
5.Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста. | 4 |
Задает вопросы к тексту как по содержанию так и повторному осмыслению (возвращение к прочитанному) Может дополнить новой информацией Определяет значение прочитанного для себя и для какой либо науки | |
Всего | 16 |
Уровень грамотности.
- Высокий – 14-16 баллов
- Средний - 10-13 баллов
- Низкий – 7-9 баллов
Каждый учитель имеет возможность разработать диагностические тексты по своему предмету. Пример вводного диагностического текста на общую тему для 5 класса приведен в Приложении №1 к программе.
Примерное планирование занятий
курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
№ | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности | Кол. часов |
1 | Слово. | Находить пропущенные слова в тексте. Определять однокоренные слова. | 1 |
2 | Значение слов в контексте прочитанного. | Определять значение слов. Создавать текст по одной фразе. Восстанавливать обрывки текста. | 1 |
3 | Мини тексты. Заголовок. | Определять главный смысл текста по заголовку. Соотносить заголовок с текстом. | 1 |
4 | Мини тексты. Эпиграф. | Раскрывать смысл применения эпиграфа. Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить рассказ по эпиграфу. | 1 |
5 | Прогнозирование. Сигналы прогноза. | Находить слова-сигналы, указывающие на вероятностное продолжение сюжета. Составлять предложения со словами-сигналами. | 1 |
6 | Принципы смыслового сцепления частей текста. | Объяснять вид смыслового сцепления. Раскрывать значение примененной связки. | 1 |
7 | Выделение главной мысли. Диалог с текстом. | Овладеть приемом «диалог с текстом». | 1 |
8 | Пословицы и басни. | Находить и объяснять главный смысл пословиц и басен. Сочинять историю по пословице. | 1 |
9 | Художественный и научно-публицистические тексты. Выделение главного. | Находить и формулировать главную мысль. Выделять иерархию мыслей. | 1 |
10 | Вопросы к тексту. | Составлять вопросы различного типа. | 1 |
11 | Игра «Задай вопрос!» | Слушать собеседника, задавать вопросы. | 1 |
12 | Воображение. | Описать картину возникающую во время чтения. Подбирать ассоциации к текстам. | 1 |
13 | Эмоциональное воображение. Стихи. | Показать эмоциональное содержание стихов. | 1 |
14 | Приемы работы с научно-публицистическим текстом. | Различать жанры текста. Объяснять деление на абзацы. | 1 |
15 | Что такое план? Виды планов. | Раскрывать значение плана при работе с текстом. Характеризовать виды планов. | 1 |
16 | Приемы составления плана. | Составлять простой и сложный планы. Объяснять принципы построения плана. | 1 |
17 | Составление тезисов. Что такое тезисы? | Применение приемов написания тезисов. | 1 |
18 | Напиши тезисы. Практическая работы. | Составлять простые и сложные тезисы. | 1 |
19 | План-тезис. | Объяснять различие тезисов от простого плана. Написать тезисный план. | 1 |
20 | Что такое конспект? Виды конспекта. | Объяснять значение применения конспекта. Характеризовать виды конспектов. | 1 |
21 | Как правильно составлять конспект. | Выделять главное в тексте. выделять опорные слова. Составлять несложный конспект. | 1 |
22 | Конференция «Конспектирование – это просто». | Давать оценки различным конспектам. Задавать вопросы по конспекту. | 1 |
23 | Пересказ. Игра в синонимы. | Подбирать синонимы к слову. Искать синонимическую замену предложения. | 1 |
24 | Главное и второстепенное в тексте. | Выделять главное и второстепенное содержание в тексте. Объяснять свои действия над текстом. | 1 |
25 | Практическая работа. Готовим пересказ. | Готовить краткий пересказ. Выделять структурные части пересказа. | 1 |
26 | Графическое представление текста. Формы представления информации в тексте. Таблицы. | Знать особенности составления таблиц различных типов. Составлять таблицы на сравнения. | 1 |
27 | Графики. Схемы. | Объяснять приемы составления графиков и схем. Применять на практике эти приемы. | 1 |
28 | Диаграммы. Виды диаграмм. | Читать диаграммы. Составлять текст по диаграммам. | 1 |
29 | Карта. Чтение карты. | Использовать карту для составления текста. Находить информацию по карте. | 1 |
30 | Фотографии и живопись как средства понимания текста. | Раскрывать значение художественных изображений для понимания текста. Составлять рассказы по картинам. | 1 |
31 | Проект по теме «Правильное чтение – как средство успешного обучения». Разработка этапов проекта. | Обосновать выбор темы проекта. Систематизировать информацию для проекта. | 1 |
32-33 | Защита проектов. | Представлять свой проект. Отвечать на вопросы. Оценивать выступающих, оценивать свою деятельность. | 2 |
34 | Итоговое занятие. | Применять навыки работы с текстом. | 1 |
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерствово образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
- Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.
- Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
- Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html
Приложение №1.
Примерный текст для вводной диагностики.
/Чудо это удивляет и радует людей. Чудо это не занимает много места. Невелико это чудо, но в нем может поместиться весь мир. /Чудо это не город, но в нем может жить много разных людей. Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. /Чудо это не кабинет ученого. Но если ты будешь постоянно заглядывать в это чудо, то станешь человеком образованным. /Чудо это может стать лучшим другом и помощником. /Тебе уже ясно, о чем идет речь? Ведь нет на свете чуда больше, чем хорошая, умная книга.
(А. Борисов)
№ | Задания к тексту по критериям | Варианты ответов | Оценка по критериям Балл |
1. | Умеет выделять главную мысль в тексте. | ||
Найди и выпиши в тексте ключевые слова | удивляет, невелико, много разных людей, заглядывать, образованным, друг и помощник, умная книга. | 1 | |
Выпиши ключевое предложение | Ведь нет на свете чуда больше, чем хорошая, умная книга. | 1 | |
Определи главную мысль | книга самое большое чудо на свете, книга позволяет не быть одиноким, быть образованным. | 1 | |
2. | Находит информацию в тексте, её интерпретирует, выделяет составные части текста. | ||
Сколько частей в тексте? | 5 | 1 | |
Составь простой план. | План.
| 1 | |
Какие выразительные средства использовал автор? | Повторение слова «чудо», обращение, противопоставления. | 1 | |
3. | Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы по своей работе над текстом. | ||
Выпиши тезис, который объясняется в тексте | Тезис – книга является самым большим чудом на свете | 1 | |
Какие аргументы автор приводит? | Аргументы – поместится весь мир, станешь образованным, найдешь друзей. | 1 | |
4. | Критически оценивает текст, используя дополнительные знания; работает с идеями и гипотезами. | ||
Ответь на вопросы. | Что автор строк называет чудом? (книгу) Что такое чудо? Найдите слово объясняющее что такое «чудо». (чудо – предмет, явление, которое удивляет; слово «удивляет») Чему противопоставляется чудо? (городу, кабинету ученого) Как могут в чуде жить разные люди? О чем идет речь? (в книгах живут литературные персонажи, в книгах идет речь о людях и их жизни) Объясните, как книга может стать другом? (в книге человек найдет совет, переживания, книга – учит и воспитывает) | 1 | |
Вы согласны с главной мыслью текста? Опишите свое отношение к чтению книг. Как часто вы читаете книги? Любите ли читать? Какие книги вы читать? Какая должна быть книга, чтобы вызвать у вас интерес? | Важно чтобы ответы были развернутыми, а на последний вопрос ответ содержит описание качеств книги. | 3 | |
5. | Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста. | ||
Придумайте два вопроса к тексту: простой и сложный. | Важно чтобы вопросы разного типа. | 1 | |
Ответь на вопрос. Зачем сегодня в век компьютеров нужны книги? Выскажите свою позицию и аргументируйте. | Важно чтобы в ответе была выражена позиция ученика и два-три аргумента. | 3 | |
Всего | 16 |
Приложение №2.
Занятие 17. Что такое тезисы и как их написать?
Цель: формирование умения составлять тезисы.
Начало занятия.
Задание. Подбери пару. За одну минуту к каждому прилагательному подписать пару – имя существительное, согласованное по роду и числу. (Задание может быть устным). Помните, эти пары – устойчивые словосочетания.
Породистая | Маменькин | Маршрутное | Коломенская |
Незваный | Пареная | Постельное | Ахиллесова |
Луковое | Взлетная | Шаровая | Великая китайская |
Космические | Скрипучая | Атлантический | Казанская |
Перцовый | Многоэтажный | Птичье | Киевская |
Гороховый | Трехлитровая | Плюшевый | Каменный (ист) |
Аленький | Шариковая | Лебединая | Летучий (миф) |
Основная часть занятия.
Учитель знакомит с понятием «тезис».
Тезис – (от греческого слова – положение, утверждение) это краткое изложение существенных мыслей из содержания текста, основных положений какого-либо исследования, сформулированных в сжатой форме.
Бывают: первичные (авторские) и вторичные (составлены своими словами).
Особенность: имеют утвердительный характер, минимум доказательств и пояснений.
Отличие от плана: план - список названий смысловых частей, построенный в соответствие логики содержания, а тезисы в сжатой форме раскрывают смысл названий частей. И план и тезисы отражают главные идеи текста.
Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Результат работы записывается в тетрадь. (Этапы создания тезисов: прочитать текст и разделить на микротемы, выделив главные мысли; озаглавить каждую микротему, т.е. составить план; написать кратко содержание (опишите идею) к каждому названию).
Задание 1. Собери таблицу. Рекомендуем в классах с небольшой наполняемостью распечатать таблицу и разрезать, чтобы ребенок собирал её руками, как лото (для развития моторики), таблица должна имеет равные по высоте ячейки.
Даны в разнобой части текста, к ним названия, к названиям тезисы. Составить текст, подобрать к каждой части название, к каждому названию тезисы.
Части текста | План | Тезисы |
Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея: наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way. | Идея – соединить шоколад и молоко. | Форрест Марс родился в Америке в семье кондитера. Он придумал Milky Way, соединив шоколадную конфету и молочный коктейль. |
Форрест переехал в Англия, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил, что батончик Mars – это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители поверили, новый батончик полюбили и стали покупать. | Успех батончика Mars. | Форрест переехал в Англию. Там стал выпускать батончик Mars. Батончик стал популярный, так как Марс объявил его – едой, дающей заряд бодрости, а не лакомством. |
Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&Ms. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже пришлась по вкусу потребителям. | Новое изобретение - шоколадное драже. | Затем родилась новая идея Марса – шоколадное драже M&Ms, не пачкущие руки. Это изобретение принесло успех. |
После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первый придумал и наладил производство продуктов питания для домашних питомцев – кошек и собак. | Питание для животных. | После войны Форрест освоил новый бизнес. Наладил выпуск питания для домашних животных. И опять успешно. |
Задание 2. Заполните пропуски в таблице, соблюдая последовательность содержания.
Текст «Рыцарские доспехи».
Части текста | Названия частей | Тезисы |
В Западной Европе доспехи не имели национальных отличий и были похожи во всех странах. До XI в. рыцари использовали доспехи римских всадников: кожаную рубаху с нашитыми металлическими пластинами. Позднее повсеместной стала кольчуга. Колени защищались поножами или кольчужными чулками. Кольчуги могли быть двух- и трехслойными, а наиболее уязвимые места стали защищаться металлическими пластинами – зерцалами. | Рыцарские доспехи в раннее средневековье. | Рыцарские доспехи не имели национальных отличий. До XI в. это были военные доспехи римлян. Потом появились кольчуга с металлическими пластинами и поножи. |
В конце XIV века появляются полностью металлические доспехи, состоящие из бочкообразного панциря с кольчужной или пластинчатой юбкой, верхних и нижних наручней с дисками, защищавшими сочленения у плеч и локтей, набедренников и поножей. Кисти защищались пластинчатыми перчатками. Пробить такие доспехи было чрезвычайно трудно. Вместо больших щитов стали использовать маленькие щиты с изображением рыцарских гербов. Гербы позволяли различать закованных в сталь рыцарей друг от друга. | Надежность полностью металлических доспехов. | |
До эпохи крестовых походов чаще всего использовались кожаные шлемы с металлическими полосками или конические шлемы из меди. Они закрывали верхнюю часть головы, затылок и лоб. Но в столкновениях с легкой конницей, блестяще владеющей луками, такой защиты было не достаточно. Шлем стали делать стальным, цилиндрическим или в виде полусферы, закрывающим всю голову. Для глаз делались щели, а для дыхания - многочисленные отверстия в нижней части шлема. В XVI в. появился новый тип шлема, где лицо закрывало поднимающееся забрало. Перед началом турнира рыцари показывали свои лица, поднимая забрало правой рукой, отсюда шло и современное военное приветствие – отдание чести. Шлемы украшались перьями, лошадиными хвостами, фигурками животных и т.д. | От кожаного шлема до шлема с забралом. | |
Вооружение рыцаря составляло длинное копье со щитком и меч. Если копий у рыцаря могло быть несколько, то мечи хорошего качества стоили очень дорого, передавались из поколения в поколение и часто получали собственные имена. Особенно ценились в Европе русские мечи из булатной стали или арабские из дамасской, позже секретом изготовления высококачественной стали овладели и немецкие оружейники из Золлингена. Часто в рукояти мечей вкладывались частички мощей святых или другие реликвии, поэтому появилась традиция, сохранившаяся до наших дней, - целовать в торжественных случаях холодное оружие. | Вооружение рыцаря состояло из копья, щита и меча. Мечи были дорогими. Самые лучшие мечи – русские, арабские, затем и немецкие. В рукояти меча хранились реликвии. Сохранилась традиция целовать холодное оружие. |
Закрепление.
Ответьте на вопросы?
- Что такое тезисы?
- Чем они отличаются от плана?
- Каковы этапы написания тезисов?
- Заполни таблицу.
Что на уроке получилось, а что нет? | Что нужно тебе сделать, чтобы закрепить умение составлять тезисы? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпрет...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Программа "Основы смыслового чтения и работа с текстом"
Система работы по формированию навыков читательской грамоты...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Чтение. Работа с текстом»...