Программа внеурочной деятельности "Час чтения на английском языке"
рабочая программа по английскому языку (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Час чтения на английском языке" предназначена для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reading_hour_6_class_2018_2019.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 15» __________/Гуляева Г.Г./ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 15» __________/Ефименкова О.А./ Приказ №______ от__________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Час чтения на английском языке»
для обучающихся 6 в класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Соловьева Татьяна Николаевна,
учитель английского языка,
соответствие
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, целостный и холистичный характер. Приобщение к культуре стран изучаемого языка, несомненно, происходит и через знакомство с лучшими образцами классической и современной литературы.
Художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В художественной литературе заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненноважными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее.
Чтение художественной литературы на иностранном (в частности – на английском) языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания. Чтение на английском языке способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям.
Использование при обучении английскому языку книг для чтения способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, формированию общеучебных умений и навыков. Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить уровень мотивации учащихся и помочь им почувствовать себя более уверенно в пользовании английским языком – независимо от их уровня языковой подготовки. При погружении в мир художественной литературы читатели переносятся в другую страну, другую эпоху. Школьники сопоставляют себя с кем-то из персонажей книги для чтения, переживают его судьбу как свою собственную. Учащихся, выбирающих художественные произведения для чтения, в первую очередь привлекают захватывающий сюжет, необычные персонажи, неожиданная развязка.
Яркие красочные иллюстрации помогут лучше понять, в какой исторический период разворачивается действие, послужат опорой для развития умений прогнозирования и эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного. Аудиоприложение (audio CD) к книге для чтения представляет собой аудиоспектакль с музыкальным сопровождением – профессионально озвученную аудиозапись произведения, разыгранного по ролям.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Использование при изучении английского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает требованиям как современной системы обучения английскому языку в России, так и Совета Европы в области преподавания иностранных языков.
Новизна данной программы состоит в комплексном подходе к обучению, который позволяет развить не только умения в чтении, но и в других видах речевой деятельности. Наличие таких компонентов, входящих в состав комплектов для чтения, как аудиоприложение, рабочая тетрадь, плакат с настольной игрой, позволит сделать занятия интегрированными, увлекательными, мотивирующими к дальнейшему, в том числе самостоятельному изучению английского языка и чтению художественной литературы.
Основная цель программы «Час чтения на английском языке» заключается в системном развитии у учащихся основной школы умений чтения англоязычных литературных текстов в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные цели/задачи:
- осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
- повысить общий уровень владения английским языком;
- развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;
- формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;
- более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
- расширить возможности социализации учащихся;
- обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год – 36 часов.
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на английском языке. Для этого в книгах для чтения есть задания на развитие умений ознакомительного, поискового и изучающего чтения. В процессе работы над текстом важно обратить внимание школьников на использование не только литературного языка, но и разговорного английского языка в различных сферах жизнедеятельности и коммуникации.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом организации аудирования на занятиях по чтению литературных произведений как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предлагаются музыкально и художественно оформленные аудиозаписи книги для чтения как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений на основе аргументированных личных мнений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, воспроизвести текст в форме пересказа.
4) В области письма: обучать школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний на основе прочитанного литературного произведения, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и моделей или по плану.
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным ситуациям и культурно-историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
8) В области проектной деятельности: данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. После прочтения книги для итоговой оценки знаний учащимся предлагается выполнить групповой проект с использованием всех видов речевой деятельности.
Метапредметные задачи:
- Развивать у учащихся навыки логически правильного изложения содержания прочитанного.
- Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
- Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
- Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
- Учить анализировать литературные произведения, вырабатывать собственное отношение к ним.
- Научить высказывать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету.
- Научить корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.
- Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
- Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр.
- Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.
- Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Личностные задачи:
- Воспитывать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
- Интегрировать личность учащихся в мировую культуру.
- Организовывать анализ прочитанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом).
- Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.
- Формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самостоятельного приобщения к образцам англоязычной художественной литературы, самосовершенствования и дальнейшей самореализации.
- Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.
- Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
- Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
- Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
Формы проведения занятия
- Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
- Самостоятельная работа.
- Работа в парах.
- Коллективные обсуждения и дискуссии.
- Групповая работа над проектами.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности
- Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
- Устные выступления по заданным темам.
- Тестовые задания.
- Итоговый проект. Презентация группового проекта.
- Читательская конференция с участием родителей учащихся.
Условия реализации программы и планируемые результаты обучения
В основу программы «Час чтения на английском языке» положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении английскому языку – главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования.
В основе программы лежат следующие принципы:
- интеграция всех видов речевой деятельности;
- коммуникативная направленность заданий;
- контекстуальное введение лексики;
- тематика предложенных материалов для чтения соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Дифференциация обучения по данной программе заключается в частности в том, что у учителя и учащихся всегда есть выбор, начиная с выбора самой книги для чтения и заканчивая заданиями, включёнными в книги и рабочие тетради, которые можно выполнять в разном порядке, пропускать, дополнять – с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, данных педагогической диагностики. Проектные работы также предлагаются на выбор и предполагают большую свободу со стороны учащихся и учителя.
Занятия по программе «Час чтения на английском языке» строятся в соответствии с основными методическими принципами преподавания английского языка в школе: сознательности и активности, постоянного речевого взаимодействия, сочетания репродуктивных и продуктивных видов речевой деятельности, наглядности, последовательности, посильности, прочности, научности, доступности.
Художественные тексты литературных произведений способствуют формированию и развитию умений в разных видах чтения и служат основой для дальнейшего формирования умений устной и письменной речи. В программу обучения включены дискуссии, обсуждения, диспуты, которые развивают разговорные умения школьников, в том числе неподготовленные высказывания с опорой на личные мнения, суждения, ценностные ориентации. Подготовка и презентация проектов после прочтения произведения даёт большие возможности для развития творческого потенциала, креативности, воображения учащихся. Важен воспитательный момент: в процессе коммуникации на основе прочитанной книги у учащихся формируются нравственные и моральные ценности.
В рамках реализации программы «Час чтения на английском языке» учащиеся в соответствии с полученными языковыми и социокультурными знаниями, коммуникативными умениями смогут:
- эффективно работать в паре, группе, команде, вместе находить решения поставленной проблемы;
- свободно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, доказывать и отстаивать её, в то же время принимая другие мнения;
- разрабатывать проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в их устных презентациях.
Занятия по программе «Час чтения на английском языке» проходят в кабинете английского языка, оснащённом необходимым оборудованием: компьютер + колонки. При желании/необходимости сделать уроки интереснее и разнообразнее, например, при подготовке и презентации проектных работ, можно использовать ксерокс, сканер, принтер, мультимедийный проектор, экран.
Календарный план работы с книгой для чтения
1 урок – вводный: знакомство с биографией писателя, кратким содержанием книги, сюжетом, героями произведения – с помощью картинок и кратких характеристик.
2 – 11 уроки посвящены работе над десятью главами книги. Книги для чтения (readers) удобно и чётко структурированы: один разворот книги соответствует одной главе. Расположенные в конце задания, словарь в картинках и список слов также организованы по главам, что делает работу с книгой доступной и понятной.
12 урок – заключительный: выполнение итогового проекта, отражающего не только знание сюжета и характеристику основных персонажей, но включающего также личностное отношение учащихся к прочитанной книге, героям, сюжету. При работе над проектом могут быть использованы картинки из словаря и рисунки персонажей в начале книги.
Основные виды речевой деятельности при работе над главой книги для чтения
1) На дотекстовом этапе:
- прогнозирование сюжета эпизода, времени и места событий по иллюстрациям и заголовку;
- говорение: краткое монологическое высказывание (о чём будет глава/книга, кто герои произведения, какое время года) с выражением и аргументацией своей точки зрения;
- семантизация новой активной лексики с использованием словаря в картинках.
2) Текстовый этап / этап слушания:
- аудирование: на понимание основного содержания аудиотекста и на понимание запрашиваемой информации; понимание выборочной информации. Типы заданий: выбрать правильное слово из двух предложенных, определить верность утверждения (true/false), вставить недостающие слова в пропуски в тексте, задания на множественный выбор (multiple choice), расположить предложения в хронологическом порядке, исправить ошибки в высказываниях на основе прослушанного аудиотекста, соотнести персонажей с их высказываниями, ответить устно/письменно на поставленные вопросы.
- чтение: с пониманием основного содержания эпизода и с выделением заданной информации;
- письмо: написание кратких ответов на вопросы;
- говорение: монологические высказывания при ответах на поставленные вопросы;
- лексика: нахождение в тексте синонимов, антонимов, определение слов по дефинициям;
- грамматика: составление грамматически правильных конструкций из предложенных слов.
3) На послетекстовом этапе:
- чтение: расположить отрывки текстов в нужном порядке, заполнить пропуски в тексте недостающими словами, исправить фактические ошибки в тексте, соединить фрагменты текстов с соответствующими иллюстрациями, ответить на вопросы после прочтения аутентичного текста (рекламного объявления, газетного сообщения);
- письмо: написать по образцу описание своего друга/подруги; описать человека с использованием данных слов; составить краткое описание своего любимого (или любого) персонажа; описать место/событие по плану; написать письмо личного характера, используя предложенные фразы и структуры; написать письмо другу по плану; написать рассказ по плану и образцу; написать рассказ с использованием вариантов начала и концовки, а также средств логической связи; написать короткий рассказ с использованием списка слов; составить короткий рассказ по картинкам; написать эссе с определённым началом или на заданную тему по плану; письменно ответить на поставленные вопросы; написать газетную статью/информационное сообщение по плану и образцу; написать диалог по заданной модели; составить рецепт по плану и образцу; заполнить анкету, схему, таблицу; составить список вещей, необходимых для путешествия; составить меню ресторана с использованием списка предложенные блюд; написать альтернативную концовку произведения; написать рецензию на прочитанную книгу или краткое содержание произведения;
- говорение: краткие монологические высказывания – обосновать свою точку зрения, составить монолог сопоставительного характера с использованием предложенных антонимов, устно описать персонажа книги, ответить на вопросы по картинке, пересказать текст своими словами или от лица кого-то из персонажей; разыграть предложенный диалог по ролям, составить в парах диалог по образцу или используя предложенные фразы, конструкции и разыграть его по ролям;
- лексика: соотнести слова и картинки, слова и их дефиниции, найти синонимы, соединить идиомы, устойчивые выражения и их определения. Задания на отработку и употребление лексики в контексте. Типы заданий: найти синонимы/антонимы, заполнить пропуски в предложениях словами из ряда предложенных, предлогами, соотнести слова и картинки, выбрать правильное слово из двух предложенных, образовать от данных форм однокоренные слова, определить значение незнакомых слов по контексту, соотнести слова и дефиниции, задания на множественный выбор, составить словосочетания, составить предложения с использованием предложенных слов, зачеркнуть лишнее слово, кроссворды. Также предлагаются также задания на развитие навыков употребления в речи фразовых глаголов, предложных фраз, устойчивых словосочетаний/идиом.
- грамматика: составление грамматически правильных конструкций из предложенных слов, задания на распознавание и использование в речи модальных глаголов.
Также встречаются задания с использованием технологии мозгового штурма: например, назвать и записать как можно больше слов, связанных с определенным понятием, или обсудить в парах и записать как можно больше идей, предположений, что произойдёт с главными героями. Подобные задания могут быть выполнены в группах, в командах, а также в форме игры. Встречаются другие задания в игровой форме: кроссворды, викторины, настольные игры.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание обучения | Дата проведения | ||
По плану | Фактически | |||
Техника безопасности на занятиях. План работы. | 07/09 | |||
Джоуи Темпест «Обратный отсчёт». Развитие навыка аудирования. Совершенствование фонетических умений. | 14/09 | |||
Джоуи Темпест «Обратный отсчёт». Выразительное чтение стихотворения. Работа с текстом. | 21/09 | |||
Льюис Кэррол. История создания произведения. Глава 1. Белый кролик. Развитие навыка чтения, аудирования. | 28/09 | |||
Глава 1. Белый кролик. Развитие навыка говорения, письма. | 05/10 | |||
Ева Мерриам «На баллу у октября». А.Милн «У окна». Выразительное чтение стихотворения. Совершенствование фонетических умений. | 12/10 | |||
Глава 2. Железная дверь. Развитие навыка чтения, аудирования. | 19/10 | |||
Глава 2. Железная дверь. Развитие навыка говорения, письма. | 26/10 | |||
Глава 3. Озеро слез. Развитие навыка чтения, аудирования. | 16/11 | |||
Глава 3. Озеро слез. Развитие навыка говорения, письма. | 23/11 | |||
Что ты читаешь? Однажды они будут мной гордиться! Выразительное чтение стихотворения. Совершенствование фонетических умений. | 30/11 | |||
Баллада о Стоунхендже. Развитие навыка аудирования. Совершенствование фонетических умений. | 07/12 | |||
Баллада о Стоунхендже. Выразительное чтение стихотворения. Работа с текстом. | 14/12 | |||
Как долго еще до нового года? Развитие навыка аудирования. Совершенствование фонетических умений. | 21/12 | |||
Манеры, манеры… Ты когда-нибудь проигрывал? Развитие навыка аудирования. Совершенствование фонетических умений. | 28/12 | |||
Глава 4. Странные бега. Развитие навыка чтения, аудирования. | 11/01 | |||
Глава 4. Странные бега. Развитие навыка говорения, письма. | 18/01 | |||
Глава 5. Алиса вырастает снова. Развитие навыка чтения, аудирования. | 25/01 | |||
Хроники Нарнии: герои, сюжет. Работа с текстом. | 01/02 | |||
Хроники Нарнии: сказка или быль? Отзыв о прочитанном произведении. | 08/02 | |||
Глава 6. Герцогиня и поросенок. Развитие навыка чтения, аудирования. | 15/02 | |||
Глава 6. Герцогиня и поросенок. Развитие навыка говорения, письма. | 22/02 | |||
Глава 7. Безумное чаепитие. Развитие навыка чтения, аудирования. | 01/03 | |||
Глава 7. Безумное чаепитие. Развитие навыка говорения, письма. | 15/03 | |||
Глава 8. Королева сердец. Развитие навыка чтения, аудирования. | 05/04 | |||
Глава 8. Королева сердец. Развитие навыка говорения, письма. | 12/04 | |||
Глава 9. Черепаха, над которой все смеялись. Развитие навыка чтения, аудирования. | 19/04 | |||
Глава 9. Черепаха, над которой все смеялись. Развитие навыка говорения, письма. | 26/04 | |||
Глава 10. Суд. Развитие навыка чтения, аудирования. | 03/05 | |||
Глава 10. Суд. Развитие навыка говорения, письма. | 10/05 | |||
Пьеса. Развитие навыка чтения, аудирования. Проектная деятельность. | 17/05 | |||
Урок-концерт. Чтение любимых отрывков произведений и стихов. Подведение итогов. | 24/05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса «Домашнее чтение на английском языке»
ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности по изучению английского языка для младших школьников
Данная методическая разработка «Marine Championship» - «Морские соревнования» содержит теоретические и практические материалы по организации и проведению воспитательно-образовательного мероприят...
Авторская программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке"
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного ...
КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 1-й год обучения (5 класс)
Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 5-х классов, 1ч в неделю....
Программа курса "Внеклассное чтение на английском языке"
Данная программа основа на серии книги для чтения «Английский клуб» издательства “Айрис -пресс” г. Москва. Все книги для чтения созданы на основе лучших образцов художественной (в том числе детс...
программа по внеклассному чтению по английскому языку
Программа была разработана для Всероссийского конкурса, проводимого припомощи издательства Макмиллан в 2012 г. Она получила Диплом II степени. Программа расчитана на учащихся уровня Pre-intermed...
Программа по домашнему чтению на английском языке для учащихся 5 кл. (Susan Hill "The woman in black")
Программа рассчитана на 35 часов и состоит из краткой пояснительной записки, списка рекомендованной литературы и поурочного планирования по книге издательства Макмиллан "The woman in black" Susan Hill...