Рабочая программа внеурочной деятельности "Выразительное чтение"
рабочая программа по литературе (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Выразительое чтение" (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnoe_chtenie.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Саяногорск
«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Принята на заседании педагогического Совета протокол № 6 от 31.08.2018 | Утверждена приказ № 285 от 03.09.2018 | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Выразительное чтение»
для 8 классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Коробова Ирина Петровна
педагог-библиотекарь
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Выразительное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением.
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи, выразительного чтения и творческих способностей школьников. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева».
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации занятий, в будущем станут основой для успешного решения заданий олимпиадного характера, организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение, и учебные занятия курса предполагают ежеурочные победы, что, в свою очередь, формирует у ребят ситуацию успеха. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.
Курс «Выразительного чтения» выполняет следующие функции: 1) прививает интерес к учебному предмету и углубляет содержание базового учебного предмета «Литература», 2) вырабатывает навыки выразительного чтения; 3) развивает все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), 4) интегрирует содержание предметов гуманитарного цикла; 5) совершенствует важнейшие практические умения и навыки, обучает универсальным учебным действиям; 6) формирует речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции школьников.
Концептуальная основа курса – две ведущие идеи: понимание главной цели обучения чтению для обеспечения единства языкового, речемыслительного, литературного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития школьников, центральная роль языка и взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Цель – разностороннее развитие личности. Задачи:формирование образа мира средствами выразительного чтения, развитие устной и письменной формы речевого творчества, приобщение к ценностям культуры, к традициям индивидуального и семейного чтения. Ключевые понятия предметного содержания: ГОЛОС, ПОСТАНОВКА ГОЛОСА, РЕЧЬ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, ОБЩЕНИЕ, КНИГА, ТЕКСТ, СМЫСЛОВОЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Занятия не ставят своей задачей «накачать», «напичкать», «нагрузить» учащихся знаниями для более быстрого оперирования абстрактно-логическими понятиями.
Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволит ученику не утратить ход естественного развития и послужит нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребенке уверенность в собственных силах, подчеркивает личностную значимость, создает ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности. На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.
Отличительные особенности курса
«Выразительное чтение»
1. Решает задачу формирования активной творческой личности.
2. Формирует личностные мировоззренческие позиции «Я – часть мира и
мое отношение к этому миру».
- Закладывает основы для приобщения ребенка к культурно-творческой
деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
4. Реализует идею сотрудничества и взаимопомощи.
5. Учит ученика ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; делать выбор между добром и злом; видеть связь между предметами и явлениями; сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельные решения; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приобретать опыт решения конфликтных ситуаций, навыки сотрудничества, основанные на миролюбии, доброжелательности, доверии и взаимопонимании; комплексной, системной и последовательной, аналитической работе с текстом.
.
Метапредметными результатами изучения курса «Выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать правила культурного и вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Место учебного курса «Выразительное чтение»
в плане внеурочной деятельности
Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 1 час в неделю, 34 часов в год. Преподавание курса« Выразительное чтение» рассчитано на учащихся 8 классов. Преподавание программы курса «Выразительное чтение» проводится во второй половине дня.
Участники программы: дети 14-15 лет.
Календарно – тематический план
34 часа (1час в неделю)
№ п/п | Наименование тем | Количество | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
I. Давай познакомимся (3 часа) | |||||
1. | Разрешите познакомиться. Мастер-мастерская-подмастерье. | 1 | 5.09 | ||
2. | Голос – великое богатство! Учись развивать свой голос!Учись слышать и слушать. | 2 | 12.09 19.09 | ||
II. Учись настраивать голос. (6 часов) | |||||
3 | Развивай силу голоса | 2 | 26.09 3.10 | ||
4 | Учись понижать и повышать свой голос | 2 | 10.10 17.10 | ||
5 | Учись правильно произносить скороговорки | 2 | 24.10 7.11 | ||
III. Соблюдай культуру речи( 13часов) | |||||
6 | Учись читать, чтоб больше знать! Учись читать внимательно | 2 | 14.11 21.11 | ||
7 | Читать хорошо – это трудно и легко! Учись читать выразительно | 2 | 28.11 5.12 | ||
8 | Учись читать громко и тихо | 2 | 12.12 19.12 | ||
9 | Учись правильно ставить знаки в конце предложения. | 2 | 26.12 16.01 | ||
10 | Учись знаки изображать жестами | 2 | 23.01 30.01 | ||
11 | Учись говорить выразительно! Распознавай невыразительную речь. | 2 | 6.02 13.02 | ||
2 | Речевые задачи | 1 | 20.02 | ||
IV. Учись читать с разной интонацией. ( 12часов) | |||||
13 | Что такое техника выразительного чтения?Обращай внимание на знаки препинания!Учись понимать, что знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения! Тренировка | 1 | 27.02 | ||
14 | Учись определять разную интонацию. | 1 | 6.03 | ||
15 | Учись выразительно обращаться | 2 | 13.03 20.03 | ||
16 | Учись выразительно читать о природе. | 2 | 3.04 10.04 | ||
17 | Учись выразительно читать по ролям. | 2 | 17.04 24.04 | ||
18 | Учись выразительно читать рассказы. | 2 | 8.05 15.05 | ||
19 | Учись выразительно читать и напевать песенки | 1 | 22.05 | ||
20 | Подведем итоги | 1 | 29.05 | ||
Всего | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лабиринты выразительного чтения»
В основу данной программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.Курс «Лабиринты ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чтение- вот лучшее учение".( 5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Чтение – вот лучшее учение» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнен...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах «Мастерство выразительного чтения».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерство выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального госуда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ и ПИСЬМА"
Составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Искусство письма»О.С.Бордовских, О.А.Шитикова. .- М.: Просвещение, 2010. Учебно-методическое пособие [Элек...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпрет...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать на любом уроке урочной и внеурочной деятельности....