Самопожертвование во имя добра в произведении Л.Н.Толстого «Бедные люди»
методическая разработка по литературе (6 класс)
Методическая разработка урока литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы по произведению Л.Н.Толстого "Бедные люди" | 93.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Самопожертвование во имя добра в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Цмурской СОШ
Алахвердиева Р.З.
Урок литературы
Класс: 6
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы работы: групповая, индивидуальная
Тема: Самопожертвование во имя добра в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»
Цели: выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и человечности, формирование познавательного интереса учащихся к изучению творчества Л.Н.Толстого, развитие культуры общения.
Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, тетради, учебники «Литература 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин), доска, компьютер, проектор, портрет Л.Н.Толстого, эпиграф к уроку «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не стареет», словарь синонимов, словарь пословиц и поговорок, школьный орфографический словарь Д. Н. Ушакова, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Предметные:
- уметь выполнять анализ художественного произведения
- уметь определять тему, идею, проблематику прочитанного
- уметь определять авторскую оценку изображаемого события
- выявлять роль деталей в произведении
Метапредметные:
- развивать речь и творческое мышление
- формировать коммуникативную компетентность
- работать с разными источниками информации
- самостоятельно формулировать тему, цели и задачи урока
- излагать содержание прочитанного текста
Личностные:
- стремиться к проявлению доброты, милосердия
- воспитывать интерес к русской литературе
- проявлять готовность к саморазвитию.
Межпредметные связи: русский язык, математика, история, изобразительное искусство
Ход урока:
- Оргмомент.
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок. Желаю вам хорошего настроения и удачи!
- Постановка целей и задач урока.
Ребята, я прошу вас обратить внимание на эпиграф: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не стареет». Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).
Я не случайно выбрала это высказывание Льва Николаевича Толстого эпиграфом к нашему уроку. Его смысл тесно связан с темой сегодняшнего урока. Давайте определим тему (Запись темы урока на доске: «Самопожертвование во имя добра в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»).
Как вы думаете, какова цель урока? (Ответы учащихся: выявление авторской позиции, ключевой идеи рассказа).
Какие задачи поставим перед собой, чтобы достичь цели урока? (Ответы учащихся: анализировать произведение, определить его тему, идею, выявить художественные особенности).
- Актуализация опорных знаний
Беседа о Л.Н.Толстом.
Сегодняшний урок посвящен творчеству мудрого писателя, знатока человеческой жизни – Льва Толстого. Еще в детстве писатель мечтал, чтобы все люди жили счастливо. Как рассказывал его брат Николай, Лев Николаевич закопал на краю оврага зеленую палочку, на которой написал секрет счастья людей, т.е. то, что сделает всех людей счастливыми. Вы хотите узнать тайну зеленой палочки? (Ответы учащихся). Мы попытаемся разгадать эту истину с помощью его рассказа «Бедные люди».
Но сначала хотелось бы поговорить о самом Л.Н.Толстом. Давайте вспомним интересные факты о писателе. Расскажите, что вы знаете о Льве Николаевиче.
Выступления учащихся. Примерные ответы:
- Л.Н.Толстой на протяжении всей своей жизни занимался самообразованием, хотя законченного высшего образования у него не было.
- Л.Н. Толстой считал неправильной российскую систему образования. Он хотел внедрить у себя на родине европейские методы обучения.
- У Толстого было собственное церковное учение, которое он назвал «Толстовство».
- Л.Н.Толстой вообще не ел мяса и был вегетарианцем. Он даже мечтал, что настанут времена, когда все люди перестанут есть мясо.
- Л.Н.Толстой находился в очень теплых отношениях с Максимом Горьким и Антоном Чеховым. Но все было наоборот с Тургеневым, однажды дело чуть не дошло до дуэли.
Лев Николаевич – основатель школы для крестьянских детей в Ясной поляне. Знаете ли вы, что он преподавал в этой школе математику, которую очень любил? Им был написан учебник "Арифметика". Льву Николаевичу принадлежит такое интересное высказывание: «Человек – есть дробь. Числитель – это то, что он есть на самом деле, знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (на слайде). Что называется дробью? Где мы встречаемся с этим термином? (Беседа о дробном выражении) Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответ: Чем у человека выше мнение о себе, тем ниже его значимость).
В данном высказывании автор поднимает проблему человеческой сущности. Говоря о человеческой личности, хотелось бы отметить и тот факт, что важную роль в формировании творческого мировоззрения Л.Н.Толстого сыграла героическая оборона Севастополя, которая является одним из главных событий Крымской войны 1853-1856гг. Толстой был очевидцем этого сражения и увиденное запечатлел в цикле рассказов «Севастопольские рассказы».
Просмотр слайд-шоу. Описание портрета Л.Н.Толстого
Ребята, взгляните на портрет Л.Н. Толстого. Перед вами Лев Николаевич Толстой глазами известного художника Ильи Репина. Работа выполнена маслом в жанре портрет. Год написания – 1887. Всмотритесь в лицо писателя. Что можно о нем сказать? (Ответы учащихся)
Мы видим контраст темных и светлых оттенков, среди которых выделяется лицо Льва Николаевича Толстого. У него вдумчивый, проникающий взгляд, добрые и умные глаза. Толстой о чем-то думает. Возможно, его мысли заняты очередным произведением. Порой кажется, что писатель хочет нам что-то сказать. Репин смог запечатлеть мудрость Толстого, которую он передает нам через свои произведения. В рассказе «Бедные люди» мы в этом убеждаемся еще раз.
- Первичное закрепление знаний.
Физкультминутка.
Сядьте удобнее, откиньтесь на спинки стульев. Закройте глаза. Представьте, что вы в уютной теплой хижине на берегу моря. Звучит приятная музыка. А за окном буря…(звучит музыкальное произведение «Лунная соната» Л. Бетховена). Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы продолжаем урок. Вам понравилась музыка, которая прозвучала? (Ответы учащихся) Это любимое музыкальное произведение Льва Толстого – «Лунная соната» Л. Бетховена. Вы, наверное, поняли, что мысленно попали в атмосферу рассказа «Бедные люди». Так, с чего начинается произведение? (Ответы учащихся: с описания домашнего уюта и бури за окном) Какой художественный прием лежит в основе описания этого фрагмента? (Ответы учащихся: антитеза- художественное противопоставление). Образ стихии противопоставлен теплу домашнего очага. Ребята, можно сказать, что все произведение построено на антитезе. Одно противопоставлено другому, имеет скрытый смысл – важная особенность произведения. Понять художественное своеобразие рассказа нам поможет творческая история создания. (Беседа о творческой истории создания. Связь рассказа Толстого с произведением В.Гюго «Бедные люди». Черты стихотворения в прозе: сжатость, изображение характера в одном поступке, одинаковое построение предложений).
Произведение Толстого основано на стихотворении В.Гюго «Бедные люди», которое очень нравилось писателю. В частности, тематика и особенности лирического жанра нашли отражение в его рассказе. Ребята, давайте приведем примеры из текста, доказывающие сходство рассказа со стихотворением в прозе. (Чтение отрывка из произведения)
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Метод «6 шляп мышления»
Ребята, перед вами на столах лежат цветные шляпы. У каждой шляпы своя роль.
Белая шляпа – шляпа информации. Она передает нам информацию без чувств и эмоций.
Красная шляпа – шляпа эмоций, рассказывает об эмоциях и чувствах, которые испытывают герои, а также делится своими впечатлениями от прочитанного.
Желтая шляпа – шляпа позитивного мышления, акцентирует наше внимание на положительных сторонах.
Черная шляпа- шляпа критического мышления, выделяет все негативное в произведении.
Зеленая шляпа – шляпа творчества, делится новыми идеями.
Синяя шляпа – шляпа обобщения, делает выводы. (Выступления учащихся)
А теперь вернемся к образам главных героев. Дайте характеристику Жанне. (Ответы учащихся: умная, отзывчивая, милосердная женщина, любящая жена, хорошая хозяйка). Как вы думаете, почему она забрала соседских детей, несмотря на трудное положение семьи? Могла ли Жанна поступить иначе? Что ответил муж на весть о смерти соседки? (Ответы учащихся)
Как этот фрагмент характеризует мужа Жанны? (Ответы: Муж Жанны ответственный, решительный, добрый) Что объединяет Жанну и ее мужа? (доброта) Знаете ли вы, что означает имя главной героини? «Жанна» означает «божья милость», «божья благодать» или «дающая добро». А что же такое добро? Ответить на этот вопрос нам поможет работа в парах. Откройте словари, лежащие на ваших столах, и рабочие тетради.
Задание первой паре: найти в словаре значение слова «добро» и выписать.
Задание второй паре: найти в словаре синонимы к слову «добро» и выписать.
Задание третьей паре: найти в словаре пословицы со словом «добро» и выписать.
Задание четвертой паре: найти в словаре слова с корнем «добр» и выписать.
(Выполнение задания. Проверка, использование метода сравнений)
Как взаимосвязаны понятия добро и доброта? (Ответы учащихся)
Добро – это проявление доброты. Доброта – важнейшая человеческая ценность. Об этом пишет Лев Толстой. Таким образом, какова главная тема произведения «Бедные люди»? (Ответы учащихся: тема доброты, милосердия)
Обратите внимание на название рассказа. Какие ассоциации возникают у вас к слову «бедные»? (Ответы учащихся: жалкие, обездоленные…) Представлены ли такими Жанна и ее муж в рассказе? (Ответ: Нет. Герои вызывают восхищения). Материальное положение главных героев подчеркивает их великодушие. Бедность противопоставлена душевному богатству.
Какова идея рассказа? (Ответ: Важно сохранять человечность и проявлять милосердие в трудных ситуациях)
Мы приблизились к разгадке тайны зеленой палочки. Что же по мнению Льва Толстого должно сделать всех людей счастливыми? (Ответ: Добро) На зеленой палочке написано: «Творить добро».
Как вы думаете, мы достигли целей, которые ставили перед собой? (Ответы учащихся)
- Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. Я прошу вас высказаться о нашем сегодняшнем уроке. Это можно сделать одним предложением, использовав начало фразы из рефлексивного экрана на проектной доске.
Благодарю за плодотворную работу. (Выставление оценок)
- Домашнее задание
Объявление домашнего задания. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди»?
Надеюсь, ребята, что уроки доброты Льва Николаевича Толстого не будут напрасны. Охотно верится, что вы в своей жизни будете дарить людям только добро. Спасибо за урок! До свидания!
Интернет-ресурсы:
1. Копилка педагогических идей. Источник: https://easyen.ru/forum/28-1322-1
2. Методическая копилка учителя русского языка и литературы. Источник: https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/metodicheskaya_kopilka_uchitelya_russkogo_yazika_i_lite_155042.html
3. Лев Толстой: биография писателя, жизнь, творчество. Источник: https://www.nur.kz/family/school/1860470-lev-tolstoj-biografia-pisatela-zizn-tvorcestvo/
4. 100 интересных фактов из жизни Льва Толстого. Источник: https://100-faktov.ru/xx-interesnyx-faktov-iz-zhizni-lva-tolstogo/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование по теме "Что же , что же делать?" по роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди"
Предлагается разработка урока - исследования в помощь начинающим педагогам-литераторам....
Технологическая карта и материалы к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
Материал содержит технологическую карту и материалы к уроку литературы в 6 классе еа тему: "Проблематика рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди"....
Урок по литературе на тему: "Бедные люди"
Данный урок по литературе в 9 классе У/О включает в себя три цели: образовательная, которая знакомит учащихся с содержанием рассказа, коррекционно-развивающая, где на уроке основным является развитие ...
Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»
Конспект открытого урока по литературе с учащимся, занимающимся в условиях надомного обучения...
Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...
Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди») 10 класс
Тема "Маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского...
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
Разработка урока...