Технологическая карта и материалы к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Материал содержит технологическую карту и материалы к уроку литературы в 6 классе еа тему: "Проблематика рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bednye_lyudi.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литература. Класс: 6
Базовый учебник: «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское слово», Москва, 2010.
Тема урока: Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».
Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.
Задачи урока: 1. Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками». 2. Путем замедленного прочтения рассказа убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания. 3. Развивать умение аргументированного монологического выказывания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Необходимое оборудование: учебник, презентация к уроку.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. | Приветствие обучающихся. | Подготовка рабочих мест. | Ком. (слушать и понимать речь других). |
2. | Постановка цели и задач урока. | В ходе беседы формулирует цель урока. | В ходе беседы формулируют задачи урока. | Регулятивные (целеполагание, планирование), Познавательные общеучебные. |
3. | Актуализация знаний. | Проверяет домашнее задание (всем: чтение статьи учебника об истории создания рассказа; индив.: подготовка сообщения о стихотворении в прозе В.Гюго «Бедные люди»). | Слушают сообщение обучающегося о стихотворении в прозе В.Гюго «Бедные люди», соотносят его содержание со статьей в учебнике, отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. | Коммуникат. (владение монологической и диалогической формами речи). Познават. (поиск и выделение необходимой информации). Регулят. (оценка результатов домашней работы). |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. | Выразительно читает рассказ на фоне романса «Утро туманное». Отслеживает уровень понимания текста. | Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации. Анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным. | Личност. (нравственно-этическая ориентация). Регулят. (саморегуляция). Познават. (постановка и формулирование проблемы). Логические (построение логической цепочки рассуждений). |
5. | Динамическая пауза. | Зачитывает высказывания о доброте. | Встают, если согласны с высказыванием; остаются на своих местах, если не согласны. | Регулятивные (самооценка) |
6. | Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач. | Организует групповую работу по анализу проблематики рассказа. | В группах анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя. Представляют результаты работы. | Познават. (смысловое чтение), коммуник., регулятив., личностн. |
7. | Рефлексия деятельности. | Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?) | Анализируют готовность к написанию творческой работы. | Коммуник., логические, регулятивные контроля и оценки, самооценки, |
8. | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. | Комментирует домашнее задание. | Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?»; выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода). | Познавательные, регулятивные, коммуникатив., личностные. |
Материалы к уроку
- Фронтальный опрос по домашнему заданию:
- Какую оценку дал Л.Н.толстой стихотворению в прозе В.Гюго?
- Почему Л.Н.Толстой предпочел прозаическое переложение стихотворному?
- О чем говорит название произведения?
2. Беседа, направленная на уровень понимания обучающимися текста и на выявление чувств, вызванных услышанным и увиденным:
1) Понравился ли вам рассказ Толстого?
2)Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?
3) Неожиданна ли для вас концовка рассказа?
4) Соответствуют ли иллюстрации в презентации содержанию рассказа?
5) Отражает ли музыка, сопровождавшая чтение рассказа, его эмоциональное воздействие?
3. Динамическая пауза - высказывания о доброте:
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Гюго В.)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон У.)
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. (Бэкон Ф.)
Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. (Руставели Ш.)
4. Вопросы для работы в группах:
- группа - Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Выпишите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж?
- группа - Расскажите об отношении Жанны к мужу. Составьте синквейн на тему взаимоотношений Жанны с мужем.
- группа – Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Запишите их. У кого из героев рассказа есть имена? Как вы думаете, почему?
- группа - Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа. Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ.
5. Презентация к уроку - http://infourok.ru/material.html?mid=6234
6. В. Гюго. БЕДНЫЕ ЛЮДИ. Перевод В. Г. Бенедиктова – http://az.lib.ru/g/gjugo_w/text_1850_poe_benediktov.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преступление и ненаказание ( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)
Преступление и ненаказание( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка») Необыкновенно современно звучит тема рассказ - тема ответственности школы за судьбы дет...
материалы к уроку по рассказам Салтыкова-Щедрина
"История одного города"...
Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)
Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...
Распространение инновационного опыта в свете личного применения на уроках"Конструктор урока: технологическая карта и самооанализ своего урока"
Проведён методический семинар - практикум на уровне своей школы по ознакомлению с опытом работы Санкт-Петербургской гимназии по теме "Конструктор Гина", который включил в себя- изучение акти...
Материалы к уроку по рассказам В.Т. Шаламова
Материалы к уроку включают в себя технологическую карту, приложение с таблицей и материалы кейсов для исследовательской работы учащихся....
Технологическая карта и материалы к уроку по теме "Среда обитания"
Технологическая карта урока с разработанными дистами Достижений по теме, карточки-проверки домашнего задания...