Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Гадельшина Эльвира Равилевна

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_uchitel_goda_2020.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема : Доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»

 пою песню «Дорогою добра» (1 слайд)

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. (Юрий Энтин)

Добрый день,уважаемые члены жюри и все присутствующие в этой аудитории.Добрый день,мои ученики!Меня зовут Гадельшина Эльвира Равилевна.Я учитель русского языка и литературы средней школы № 19.

Сегодня я проведу урок литературы в вашем классе.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Посмотрите на экран.(видеоролик о доброте).

-Понравился ли вам видеоролик?Чем понравился? (2 человека отвечают)

-Как вы думаете,о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1-2 человека отвечают,что о доброте)

-Нужна ли в наше время доброта?(нужна).

-А вы встречали её в своей жизни?А вы сами совершали добрые поступки? (1-2 человека отвечают)

-Я не знаю ни одного писателя,поэта,который не говорил бы о доброте.Посмотрите на экран.Кого вы видите? (Л.Н.Толстого, слайд без имени)

-Да,сегодня я приглашаю вас к разговору,который касается всех нас.Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л.Н.Толстой (слайд с именем), который ещё в детстве мечтал о том,чтобы все люди были счастливы.А счастье ,как мы знаем,возможно благодаря доброте.

-Какое произведение вы должны были прочитать дома? (Рассказ «Бедные люди» Л.Н.Толстого.) слайд с его портретом и книгой «Бедные люди»

-Ребята,кому понравился рассказ,поднимите руки.

-Определите тему рассказа (тема доброты)

-Молодцы,правильно.Именно о доброте в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди» мы с вами сегодня будем  говорить.

Запишите число  и тему урока: Доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди». (пишу на доске,записывают в тетрадях)

Словарная работа

-Чтобы определить значение слова «доброта» ,обратимся  к словарю С.И.Ожегова. (Прошу одну девочку прочитать по словарю)  девочка читает определение из словаря

- А вот какое определение даётся  в энциклопедическом словаре (слайд на экране)  сама читаю

Работа в группе

- Скажите, почему мы сегодня заговорили о доброте?Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

Пользуясь словами на экране,сформулируйте цели урока.

(на слайде Цели) беспроводную мышку

 -Чтобы достичь целей,обратимся к рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди», а для этого поработаем в группах.Их будет 8. (Вы-первая группа,вот ваша задание.,вы-вторая группа…а вы будете работать вчетвером.Запомнили свои группы?Отвечать будем в такой же последовательности.).

Задание вам всем дается одинаковое.,только вопросы разные.Сначала вы отвечаете на вопросы,затем Находим доказательства из текста,чтобы подкрепить свои ответы, выбираем из предложенных картинок ту,которая, на ваш взгляд  соответствует вашим ответам и готовимся вывесить ее на доске.

Каждой группе нужно определить,кто будет отвечать. Задания у вас на партах.  Всем понятно?Кому непонятно?

На выполнение даю вам 2 минуты. Работаем спокойно.А следующая композиция поможет вам настроиться на работу.Кто знает,может быть,под эту мелодию Шопена,любимого композитора Льва Толстого, писались строчки рассказа «Бедные люди».

(Включаю музыку Фредерика Шопена «Мелодия рая») слайд .

 На доске рисую квадраты и нумерую их.

1группа

1.Опишите состояние Жанны, которая сидит в хижине и ждет своего мжа,отправившегося на ловлю рыбы для семьи.

2.Найдите доказательства из текста и обратите внимание на обстановку в хижине.О чем она говорит?

3.Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

2 группа  

1.Как в тексте изображены дети Жанны?

2. Найдите доказательства в тексте.

3.Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

3 группа

1.Что случилось у соседки Симон и почему Жанна решила её проведать?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

4 группа

1.Почему в избушке сыро и холодно?Что можно сказать о семье,которая там живет?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

 5 группа

1.Раздумывает ли Жанна,брать детей к себе или нет?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

6 группа

1.О чём она стала размышлять,когда уже принесла детей домой?(«Она бледна и взволнована…»)

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

7 группа

1.С каким настроением вернулся рыбак домой?Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза,бледнеет при его вопросах,то и дело умолкает.Что ей скажет муж,когда узнает о детях?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

 8 группа

1.Почему Жанна молчит после слов рыбака о том,что надо взять детей соседки в свою семью?Чем завершается её молчание? («Она отдёрнула полог…»Вот они!»

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

Завершение работы над кроссенсом

Время вышло,кто отвечает из 1 группы?

-Хорошо,молодец.Какую картинку вы выбрали?

Как вы думаете ,каждая ли семья способна вот так вот отреагировать на чужую беду, постигшую соседей? (не каждый…)

 Для того, чтобы заполнить пустоту,мы должны ответить на главный вопрос: «О чём этот рассказ?Какова главная мысль  рассказа?

(О доброте;нужно помогать людям.Жанна и ее муж проявили доброту).

В чем заключается главная идея произведения? Какое слово  мы должны,здесь написать слово, которое объединяет все эти эпизоды,о которых мы сегодня говорили? (ДОБРОТА)

Клею в центр розовый листочек со словом ДОБРОТА

Ребята,понравилось вам такая форма работы?

На самом деле,ребята,вы составили КРОССЕНС( слайд).

 Давайте посмотрим,на что похож наш кроссенс по форме,что что напоминает,что особенного( из 9 клеток, игра «Поле боя»).Молодцы! А теперь я открою маленький секрет кроссенса.Послушайте: кроссенс –это цепочка картинок,которые на первый взгляд совсем не сочетаются,но они связаны по смыслу и их объединяет одно общее понятие.И находится оно где?В центре.

_Ребята,мы с вами хорошо поработали.Теперь давайте выполним физкультминутку (слайд с песней «Барбарики»)

Я попрошу вас встать.Поставьте руки на пояс,выполняем повороты головой вправо и влево (раз-два,раз-два), повороты туловища вправо и влево (раз-два-раз-два).Вдохнули,потянулись руками вверх,выдохнули,опустили руки вниз.Спокойно садимся.

Самостоятельная работа

А теперь,ребята,поработаем самостоятельно.Составим синквейн.Те,кто забыл, как составляется синквейн,может воспользоваться опорной схемой.Она у вас на столе).  (на слайде схема синквейна)

Время выполнения-1 минута.

-Кто уже выполнил?Прочитайте,что у вас получилось. (1-2 человека)

-А теперь проверьте друг-друга в паре.

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята,о чем мы с вами сегодня говорили? (о доброте в рассказе «Бедные люди» Л.Н.Толстого.)

-В чем проявляется доброта героев рассказа?(отвечают).

Молодцы,хорошо поработали.

А теперь,ребята,оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных кружочков,которые лежат перед вами. (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

  Прошу прокомментировать несколько человек

-А теперь посчитайте свои жетончики.У кого больше?

(У кого 5 жетончиков – получает оценку 5, у кого 4- оценку 4…)

Итог урока:

-Нужна ли доброта в наше время? (отвечают 1-2 человека)

К чему мы с вами должны стремиться?

В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Хорошо,молодцы.

Раздаю конфеты и рассказываю стихотворение:

«Доброта иужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет,

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»,

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «в добрый час»,

Доброта – она от века

Украшенье человека.»

Добрые –щедро больным помогают,

Добрые –дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают,

И никакого спа-си-бо не ждут».

Мы сегодня не зря говорили о доброте.

Если каждый из вас будет делать добро, то мир станет лучше, чище, краше.

Включаю музыку «Дорогою добра»

Каждой группе 8 картинок

Колыбельку нарисовать Жанне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету Устная речь "Труд людей весной"

Конспект урока  по предмету устная речь составлен для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы....

Конспект урока "Образ жизни и проблемы престарелых людей" с использованием метода проектов

Приводится план-конспект урока "Образ жизни и проблемы  престарелых людей"  в  11  классе...

Конспект урока музыки в 5 классе «Вставайте, люди русские»

Конспект урока музыки в пятом классе для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...

Конспект урока по природоведению по теме: "Труд людей зимой"

Цель:показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы;закрепить умения отвечать на вопросы полным предложением, развитие произноси...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

конспект урока по СБО на тему: "Профессии людей, которые спасают и помогают"

Цель: расширить представление о профессиях службы спасения.Образовательные задачи:- расширение представлений о работе пожарных, полицейских, врачей; - закрепление действий и соблюдение ...

Конспект урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"

Развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументиро...