Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект открытого урока по литературе с учащимся, занимающимся в условиях надомного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_10_klass.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе 10 класс
Класс 10 предмет литература дата 16 января 2017 г
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления
Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»
Цели: продолжить формирование понятия «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям, к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.
Оборудование: учебник литературы 9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.
- Организация начала урока Слово учителя – вот и закончились новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
- Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)
учитель | Предположительный ответ ученика |
Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали? | «После бала», «Кавказский пленник») |
А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого писателя, который называется «Бедные люди». Исходя из названия рассказа, как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его? | Думаю о жизни бедных людей.
|
А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке? | Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины.
|
Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной жизни нашего общества. Ты согласен со мной? | Согласен. |
Умница! Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели. О чем этими строками нам говорит писательница? | Читает высказывание М.Шагинян. Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях. |
Прочти слова писателя А.М.Горького. А что пишет о Л.Н.Толстом А.М.Горький? | Читает слова А.М.Горького. О правдивости его произведений и о значении их для всех нас.
|
Чтение рассказа.
| |
Ну а теперь давай начнем читать рассказ. Словарная работа «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение. | Читает рассказ 1 абзац. Нет. Читает: полог – занавеска ,закрывающая кровать.
|
Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая? Чем занимается муж Жанны? Как они живут бедно или богато? Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай. | Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101 |
Читаем дальше. Словарная работа «Маяк» стр.101 и выражение « вдовье дело» (разъясняет учитель). Зачитай из прочитанного описание погоды. Обрати внимание на стр.100. | Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая словами (…на море буря) и на стр. 101 |
Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем? | К соседке, проведать.
|
Физкультминутка, гимнастика для глаз | Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам. |
Что же увидела она, войдя в избушку соседки? | А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей |
Что она предприняла? | Прочти это на стр.102 |
Прочитай дальше, почему Жанна переживает так поступив? | Стр.102 |
Продолжаем читать. «Дверь скрипнула…» | Читает до конца текст. |
Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо? | Ребенок соглашается идет чтение по ролям. |
Чем же закончился рассказ? Прочти. | Стр.103 «Вот они…» |
Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него? | Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые … |
Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл. | Читает, что такое милосердие Стр.144
|
Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это? | Да понимаю.
|
Чему учит нас этот рассказ? | Люди бедны, но богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем. |
Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители | Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью. |
- Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да) Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается. А теперь я дам тебе домашнее задание.
- Домашнее задание.
Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Технологическая карта и материалы к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
Материал содержит технологическую карту и материалы к уроку литературы в 6 классе еа тему: "Проблематика рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди"....
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
Разработка урока...
Самопожертвование во имя добра в произведении Л.Н.Толстого «Бедные люди»
Методическая разработка урока литературы...
Презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Чем люди живы"
Презентацция к открытому уроку по творчеству Л.Н. Толстого с опрой на произведение "Чем люди Живы"...