Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди») 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Боровикова Валентина Ивановна

Тема "Маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_malenkogo_cheloveka_dostoevskiy.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЙ-ХААК ТАНДИСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Номинация: сценарий урока

Урок литературы в 10 классе

Тема «маленького человека» в творчестве

  Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»).

Боровикова  Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

Домашний адрес: 668310 Республика Тыва

Тандинский район село Бай-Хаак ул. Новая, д.3 кв.1.

Телефон 89233983681

электронная почта  zgoda61@mail.ru

Программа В.Я. Коровиной

Учебники:  Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX в.» (М.: Просвещение),

 В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература XIX в.» (М.: Русское слово)

Тема: Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»).

Цель:

- дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия темы «маленького человека», философской и духовной проблематике произведения, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей; о психологизме романа и художественных приёмах раскрытия темы;

- развивать монологическую речь учащихся и навыки ведения диалога;

- пробуждать у учащихся сочувствие к «униженным и оскорблённым».

Задачи:

-учить выделять и систематизировать информацию из услышанного и увиденного;

- совершенствовать  навыки составления синквейна;

- показать, как Достоевский изображает «маленького человека».

Тип урока: урок-погружение.

Оборудование к уроку: аудиокнига «Петербург Достоевского», фотографии достопримечательностей Петербурга, иллюстрации к произведениям художника Шмаринова; аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена.

Использованные методы: исследовательский, репродуктивный; метод сравнительного анализа.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная.

Предварительное задание: всем прочитать роман Ф.Достоевского «Белые ночи», индивидуальное задание 2 учащимся – подготовить сообщение с презентацией (1.Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина (по произведениям «Станционный смотритель», «Медный всадник»), 2. Тема «маленького человека» в творчестве Н.Гоголя).

Ход урока.

I. Оргмомент. Приветствие учителя.

II.Вызов.

 Звучит «Лунная соната» Бетховена.

На фоне музыки учитель читает:

                Люблю тебя, Петра творенье,

                Люблю твой строгий, стройный вид,

                Невы державное теченье,

                Береговой её гранит…

 Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

- Ребята, о каком городе идёт речь в этих стихах? Кто их автор?

- Да, так писал А.Пушкин об одном из самых интересных городов России – о Петербурге. Многое можно узнать об этом городе из произведений разных писателей, но свой, особенный, образ северной столицы создал Ф.М.Достоевский.

- Какой же он, Петербург Достоевского? Какие люди в нём живут? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

III. Объявление темы урока.  

- Тема нашего урока – Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского ( по роману «Бедные люди»). (Слайд 1).

- Какие слова обращают на себя большее внимание? (Маленькие, бедные)

IV. Словарная работа (Осмысление темы урока).

-  Давайте уточним: когда можно сказать «бедный человек»? Подберите синонимы к слову бедный. Запишите их в тетрадь…

- А теперь подберите синонимы к слову маленький.

- Перечитайте записанные вами слова. А вот возможные синонимические ряды к этим  словам. (Слайд 3: бедный – нищий, нуждающийся, обездоленный, несчастный, униженный, неимущий, жалкий, скудный; маленький - незаметный, незначительный, небольшой)

- Думаю, в ходе урока вы сможете определить, какие их этих синонимов помогут охарактеризовать «маленького человека», о котором литературовед Ю.А. Бельчиков сказал: « Маленький человек» - представитель демократических слоев, человек из народа – с благословения Пушкина, Гоголя и Белинского – стал подлинным, действительным героем русской литературы»  (слайд 4).

V.  Работа с таблицей.

- Для подтверждения этих слов рассмотрим таблицу «Герой своего времени». (Слайд 5).

- Мы видим, что писатели XIX-XX веков стараются дать свое понимание универсальной лермонтовской формулы; здесь представлены типические характеры русской литературы, и «маленький человек» занимает свое место: есть у него предшественники, и есть те, кто и после него почти полностью повторил его  судьбу.

Обратите внимание, что одна ниша в таблице пустая – здесь будет имя одного из героев романа «Преступление и наказание », который нам предстоит изучить. Позднее мы запишем это имя.

- А сейчас давайте вспомним, кто из предшественников Достоевского раскрывал тему «маленького человека». Слово предоставляется вашим одноклассницам, которые напомнят о литературных героях, чьи судьбы схожи с судьбой главного героя романа «Бедные люди».

VI. Выступления учащихся о творчестве Гоголя и Пушкина. Презентации учащихся.

VII. Вступление к анализу романа «Бедные люди».

- Тема «маленького человека» раскрывается и в произведениях Достоевского, отличительной чертой которых является психологизм (слайд 6: Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя, отличающееся подробностью и глубиной). Запомните это определение. Это поможет охарактеризовать героев Достоевского, который говорил (слайд 7): «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и если будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

- Обратите внимание – хочу быть человеком! Наверное, каждый из нас должен помнить эти слова. Давайте попробуем определить, что нового внес Достоевский в раскрытие темы «маленького человека». Вспомните его произведение  «Бедные люди».

VIII. Работа по роману «Бедные люди».

- Каков жанр этого произведения? (Эпистолярный роман, т.е.  роман в письмах)

- Как вы думаете, почему Достоевский избирает именно такой жанр? (Главная цель писателя – передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем.)

- Кто главные герои произведения? Каково ваше отношение к ним? Какими вы их представляете?

- Современникам Достоевского связь «Бедных людей» с «Шинелью» Гоголя была очевидной. Они понимали, что роман Достоевского – это движение русской литературы вперед.

- Чем же Макар Девушкин похож на Акакия Акакиевича Башмачкина? (Девушкин беспредельно унижен, он даже не осмеливается признать себя несчастным. Его жизненная позиция,  поведение – как у Башмачкина…)

Сам Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь, как он говорил, была наполнена каторжным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге, в долгах, в терзаниях.

- Найдите в тексте или вспомните эпизоды, где показано унижение Макара Девушкина и других людей (письмо от 1 августа,3 августа,4 августа, 5 августа, 9 сентября). Какие эпизоды говорят о тяжести их жизни?  Давайте прочитаем 1 эпизод.

- Чтобы показать принадлежность Макара Девушкина к миру «маленьких людей», Достоевский не только рассказывает об отношении к нему тех людей, кто стоит выше него по чину, но использует и другие художественные средства.

- Работая в парах, заполните таблицу, как оценивает себя Девушкин и в каких условиях он живет. (См.приложение)

Самооценка Девушкина

Интерьер

- Каковы результаты вашего поиска? Прочитайте цитаты из текста.

- Достоевский, опираясь на традицию физиологического очерка, показывает читателям не только различные социальные типы, но и губительную для них среду: дома, улицу, районы города. Петербург с его трагическим и мистическим ореолом помогает полнее раскрыть внутренний мир героев, оттеняет, высвечивает их душевные переживания. При чтении романа «Преступление и наказание» также обратите особое внимание на описание города.

- А теперь посмотрите дополнительно на таблицу  и скажите двумя словами, как живет Макар Девушкин. (Ответ: в смирении и нищете). Как он относится к своей жизни? (Ответ: только иногда он задает себе вопрос о несправедливости жизни, но почти сразу возмущение сменяется покорностью судьбе).

- «Маленький человек» - это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаяния всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающего свое бессилие перед жизнью. Но пророй и он способен на протест.

Достоевский поднимает в «Бедных людях»  тему самоутверждения. В Девушкине, который «у господ чуть ли не хуже ветошки» возникает сознание своей человеческой ценности. Макар Алексеевич впервые оказался кому-то нужным. Любовь к Вареньке выпрямляет его.  (Слайд 8: «И я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек» ).

- Как Макар Девушкин помогал Вареньке? ( Ответ: он считал свою помощь некоторой благотворительностью, он нем хотел, чтобы Варенька считал его бедняком, думающем лишь о деньгах на пропитание. Он любит Вареньку).

- Это и доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен на высокие чувства. Этим и отличается герой Достоевского от героя Гоголя Башмачкина – Макар Девушкин тоже беден, живет впроголодь, копит деньги, но на цели более высокие. Ничтожность его существования не делает его жалким и смешным. В нем есть гордость и чувство собственного достоинства. Достоевский пошел дальше Гоголя: его интересуют не только общие материальные условия жизни человека, но трагическая сложность его душевных переживаний. Описывая внутренний мир своих героев в романе «Бедные люди», Достоевский рисует перед читателями и образ Петербурга, мертвенного, холодного, грязного, равнодушного к судьбе человека. Этот же город с жизнью «униженных и оскорбленных» показан и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

- А сейчас завершим наш разговор о «маленьком человеке» составлением синквейна. Ключевое слово -  фамилия главного героя романа «Бедные люди» - Девушкин.

Дети составляют синквейн (Слайд 12). Образец:  1. Девушкин.

                                                                    2. Бедный, оскорбленный.

                                                                    3. Страдает, нищенствует, любит.

                                                                    4. Девушкин обрел душевный покой.

                                                                    5. Человек!

- Белинский говорил, что Достоевский, рассказывая об обездоленных людях, живущих на чердаках и подвалах, утверждал о них такую мысль: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

Думаю,  в наше непростое время эта мысль актуальна, что подтверждают слова Чингиза Айтматова: « В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». И каждый из нас должен стремиться  быть гуманным!» (Слайд 13).

- Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?

- Спасибо за урок!

Домашнее задание: Подумайте, кого из героев  романа  «Преступление и наказание» можно отнести к «маленьким людям»?      

                                 

Список литературы:

  1. Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979;
  2. Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.
  3. Достоевский Ф.М.  Бедные люди . М. Художественная литература.1995;
  4. Каплан И.Е. Русские писатели XIX века о своих произведениях.. М.: Издательство «Новая школа» 1995.

Приложение

Самооценка Девушкина

Интерьер

Живу помаленьку, втихомолочку живу;

Я - то не ропщу и доволен;

Я такой тихонький;

Я сыт, одет, обут – не графского рода;

Я смирненький, добренький;

Одного боюсь: сплетен боюсь;

Положение было пребедственное;

Я сам запуган и загнан;

Поживешь и попривыкнешь к запаху;

Потерял к себе уважение

В какую трущобу я попал, здесь шум, крик, гвалт;

Коридор совершенно темный и нечистый.

Я живу в кухне, правильнее  возле кухни, комнатка небольшая, уголок такой скромный, живу в этой комнате за перегородкой, - дешевле.

Жил, у чужих людей углы нанимая.

Черная лестница – грязная ступеньки поломаны, и стены  такие жирные, что рука прилипает.

У нас чижики мрут – не живут в нашем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Ментальная карта урока литературы по теме "Маленький человек" в творчестве русских и современных писателей

Ментальные карты помогают педагогу группировать новый материал, экономят время при подготвоке к уроку....

10 класс. Итоговый тест по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)

Тест предназначен для проверки уровня знаний жизни и творчество     писателя.       Тест состоит из 18 заданий  с выбором ответа....

Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.

С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Прест...

Урок по литературе "Образ "маленького человека" в творчестве Н.В. гоголя"

Урок с использованием технологии критического чтения и письма...

Презентация "Эволюция "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского "

Презентация позволит обратиться к произведениям Достоевского и выявить причины униженных и оскорбленных...

План урока в 9 классе по роману "Бедные люди".

План урока в 9 классе по роману "Бедные люди"....