Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди») 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Тема "Маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_malenkogo_cheloveka_dostoevskiy.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЙ-ХААК ТАНДИСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Номинация: сценарий урока
Урок литературы в 10 классе
Тема «маленького человека» в творчестве
Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»).
Боровикова Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Домашний адрес: 668310 Республика Тыва
Тандинский район село Бай-Хаак ул. Новая, д.3 кв.1.
Телефон 89233983681
электронная почта zgoda61@mail.ru
Программа В.Я. Коровиной
Учебники: Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX в.» (М.: Просвещение),
В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература XIX в.» (М.: Русское слово)
Тема: Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди»).
Цель:
- дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия темы «маленького человека», философской и духовной проблематике произведения, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей; о психологизме романа и художественных приёмах раскрытия темы;
- развивать монологическую речь учащихся и навыки ведения диалога;
- пробуждать у учащихся сочувствие к «униженным и оскорблённым».
Задачи:
-учить выделять и систематизировать информацию из услышанного и увиденного;
- совершенствовать навыки составления синквейна;
- показать, как Достоевский изображает «маленького человека».
Тип урока: урок-погружение.
Оборудование к уроку: аудиокнига «Петербург Достоевского», фотографии достопримечательностей Петербурга, иллюстрации к произведениям художника Шмаринова; аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена.
Использованные методы: исследовательский, репродуктивный; метод сравнительного анализа.
Формы работы: парная, групповая, индивидуальная.
Предварительное задание: всем прочитать роман Ф.Достоевского «Белые ночи», индивидуальное задание 2 учащимся – подготовить сообщение с презентацией (1.Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина (по произведениям «Станционный смотритель», «Медный всадник»), 2. Тема «маленького человека» в творчестве Н.Гоголя).
Ход урока.
I. Оргмомент. Приветствие учителя.
II.Вызов.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
На фоне музыки учитель читает:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
- Ребята, о каком городе идёт речь в этих стихах? Кто их автор?
- Да, так писал А.Пушкин об одном из самых интересных городов России – о Петербурге. Многое можно узнать об этом городе из произведений разных писателей, но свой, особенный, образ северной столицы создал Ф.М.Достоевский.
- Какой же он, Петербург Достоевского? Какие люди в нём живут? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.
III. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока – Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского ( по роману «Бедные люди»). (Слайд 1).
- Какие слова обращают на себя большее внимание? (Маленькие, бедные)
IV. Словарная работа (Осмысление темы урока).
- Давайте уточним: когда можно сказать «бедный человек»? Подберите синонимы к слову бедный. Запишите их в тетрадь…
- А теперь подберите синонимы к слову маленький.
- Перечитайте записанные вами слова. А вот возможные синонимические ряды к этим словам. (Слайд 3: бедный – нищий, нуждающийся, обездоленный, несчастный, униженный, неимущий, жалкий, скудный; маленький - незаметный, незначительный, небольшой)
- Думаю, в ходе урока вы сможете определить, какие их этих синонимов помогут охарактеризовать «маленького человека», о котором литературовед Ю.А. Бельчиков сказал: « Маленький человек» - представитель демократических слоев, человек из народа – с благословения Пушкина, Гоголя и Белинского – стал подлинным, действительным героем русской литературы» (слайд 4).
V. Работа с таблицей.
- Для подтверждения этих слов рассмотрим таблицу «Герой своего времени». (Слайд 5).
- Мы видим, что писатели XIX-XX веков стараются дать свое понимание универсальной лермонтовской формулы; здесь представлены типические характеры русской литературы, и «маленький человек» занимает свое место: есть у него предшественники, и есть те, кто и после него почти полностью повторил его судьбу.
Обратите внимание, что одна ниша в таблице пустая – здесь будет имя одного из героев романа «Преступление и наказание », который нам предстоит изучить. Позднее мы запишем это имя.
- А сейчас давайте вспомним, кто из предшественников Достоевского раскрывал тему «маленького человека». Слово предоставляется вашим одноклассницам, которые напомнят о литературных героях, чьи судьбы схожи с судьбой главного героя романа «Бедные люди».
VI. Выступления учащихся о творчестве Гоголя и Пушкина. Презентации учащихся.
VII. Вступление к анализу романа «Бедные люди».
- Тема «маленького человека» раскрывается и в произведениях Достоевского, отличительной чертой которых является психологизм (слайд 6: Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя, отличающееся подробностью и глубиной). Запомните это определение. Это поможет охарактеризовать героев Достоевского, который говорил (слайд 7): «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и если будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
- Обратите внимание – хочу быть человеком! Наверное, каждый из нас должен помнить эти слова. Давайте попробуем определить, что нового внес Достоевский в раскрытие темы «маленького человека». Вспомните его произведение «Бедные люди».
VIII. Работа по роману «Бедные люди».
- Каков жанр этого произведения? (Эпистолярный роман, т.е. роман в письмах)
- Как вы думаете, почему Достоевский избирает именно такой жанр? (Главная цель писателя – передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем.)
- Кто главные герои произведения? Каково ваше отношение к ним? Какими вы их представляете?
- Современникам Достоевского связь «Бедных людей» с «Шинелью» Гоголя была очевидной. Они понимали, что роман Достоевского – это движение русской литературы вперед.
- Чем же Макар Девушкин похож на Акакия Акакиевича Башмачкина? (Девушкин беспредельно унижен, он даже не осмеливается признать себя несчастным. Его жизненная позиция, поведение – как у Башмачкина…)
Сам Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь, как он говорил, была наполнена каторжным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге, в долгах, в терзаниях.
- Найдите в тексте или вспомните эпизоды, где показано унижение Макара Девушкина и других людей (письмо от 1 августа,3 августа,4 августа, 5 августа, 9 сентября). Какие эпизоды говорят о тяжести их жизни? Давайте прочитаем 1 эпизод.
- Чтобы показать принадлежность Макара Девушкина к миру «маленьких людей», Достоевский не только рассказывает об отношении к нему тех людей, кто стоит выше него по чину, но использует и другие художественные средства.
- Работая в парах, заполните таблицу, как оценивает себя Девушкин и в каких условиях он живет. (См.приложение)
Самооценка Девушкина | Интерьер |
- Каковы результаты вашего поиска? Прочитайте цитаты из текста.
- Достоевский, опираясь на традицию физиологического очерка, показывает читателям не только различные социальные типы, но и губительную для них среду: дома, улицу, районы города. Петербург с его трагическим и мистическим ореолом помогает полнее раскрыть внутренний мир героев, оттеняет, высвечивает их душевные переживания. При чтении романа «Преступление и наказание» также обратите особое внимание на описание города.
- А теперь посмотрите дополнительно на таблицу и скажите двумя словами, как живет Макар Девушкин. (Ответ: в смирении и нищете). Как он относится к своей жизни? (Ответ: только иногда он задает себе вопрос о несправедливости жизни, но почти сразу возмущение сменяется покорностью судьбе).
- «Маленький человек» - это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаяния всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающего свое бессилие перед жизнью. Но пророй и он способен на протест.
Достоевский поднимает в «Бедных людях» тему самоутверждения. В Девушкине, который «у господ чуть ли не хуже ветошки» возникает сознание своей человеческой ценности. Макар Алексеевич впервые оказался кому-то нужным. Любовь к Вареньке выпрямляет его. (Слайд 8: «И я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек» ).
- Как Макар Девушкин помогал Вареньке? ( Ответ: он считал свою помощь некоторой благотворительностью, он нем хотел, чтобы Варенька считал его бедняком, думающем лишь о деньгах на пропитание. Он любит Вареньку).
- Это и доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен на высокие чувства. Этим и отличается герой Достоевского от героя Гоголя Башмачкина – Макар Девушкин тоже беден, живет впроголодь, копит деньги, но на цели более высокие. Ничтожность его существования не делает его жалким и смешным. В нем есть гордость и чувство собственного достоинства. Достоевский пошел дальше Гоголя: его интересуют не только общие материальные условия жизни человека, но трагическая сложность его душевных переживаний. Описывая внутренний мир своих героев в романе «Бедные люди», Достоевский рисует перед читателями и образ Петербурга, мертвенного, холодного, грязного, равнодушного к судьбе человека. Этот же город с жизнью «униженных и оскорбленных» показан и в романе Достоевского «Преступление и наказание».
- А сейчас завершим наш разговор о «маленьком человеке» составлением синквейна. Ключевое слово - фамилия главного героя романа «Бедные люди» - Девушкин.
Дети составляют синквейн (Слайд 12). Образец: 1. Девушкин.
2. Бедный, оскорбленный.
3. Страдает, нищенствует, любит.
4. Девушкин обрел душевный покой.
5. Человек!
- Белинский говорил, что Достоевский, рассказывая об обездоленных людях, живущих на чердаках и подвалах, утверждал о них такую мысль: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
Думаю, в наше непростое время эта мысль актуальна, что подтверждают слова Чингиза Айтматова: « В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». И каждый из нас должен стремиться быть гуманным!» (Слайд 13).
- Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?
- Спасибо за урок!
Домашнее задание: Подумайте, кого из героев романа «Преступление и наказание» можно отнести к «маленьким людям»?
Список литературы:
- Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979;
- Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.
- Достоевский Ф.М. Бедные люди . М. Художественная литература.1995;
- Каплан И.Е. Русские писатели XIX века о своих произведениях.. М.: Издательство «Новая школа» 1995.
Приложение
Самооценка Девушкина | Интерьер |
Живу помаленьку, втихомолочку живу; Я - то не ропщу и доволен; Я такой тихонький; Я сыт, одет, обут – не графского рода; Я смирненький, добренький; Одного боюсь: сплетен боюсь; Положение было пребедственное; Я сам запуган и загнан; Поживешь и попривыкнешь к запаху; Потерял к себе уважение | В какую трущобу я попал, здесь шум, крик, гвалт; Коридор совершенно темный и нечистый. Я живу в кухне, правильнее возле кухни, комнатка небольшая, уголок такой скромный, живу в этой комнате за перегородкой, - дешевле. Жил, у чужих людей углы нанимая. Черная лестница – грязная ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает. У нас чижики мрут – не живут в нашем воздухе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."
Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....
Ментальная карта урока литературы по теме "Маленький человек" в творчестве русских и современных писателей
Ментальные карты помогают педагогу группировать новый материал, экономят время при подготвоке к уроку....
10 класс. Итоговый тест по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)
Тест предназначен для проверки уровня знаний жизни и творчество писателя. Тест состоит из 18 заданий с выбором ответа....
Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.
С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Прест...
Урок по литературе "Образ "маленького человека" в творчестве Н.В. гоголя"
Урок с использованием технологии критического чтения и письма...
Презентация "Эволюция "маленького человека" в произведениях Ф.М. Достоевского "
Презентация позволит обратиться к произведениям Достоевского и выявить причины униженных и оскорбленных...
План урока в 9 классе по роману "Бедные люди".
План урока в 9 классе по роману "Бедные люди"....