Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок. Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
Цель: 1 Образовательная. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
2.Развивающая: развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь. Умение работать в группе.
3. Воспитательная: вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;
Методы: эвристический, проблемный , лингвистический анализ текста.
Формы работы: беседа, работа в группах, анализ текста.
- Приветствие.
Мотивация
Просмотр видеофильма. Как вы думаете, зачем человек рождается на свет?
С чем ассоциируется у вас зажженная свеча?
Жизнь ( физическая и духовная). Одно без другого возможно ?
А если мы потеряем душу?
Давайте определимся с темой урока ( облако слов) «Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
Цели урока…..
Кластер. Душа- что это такое? ( это внутренний мир человека, это психические переживания как основа человеческой жизни). Что значит гибель души- оскудение внутреннего мира, человек лишается каких-либо переживаний.»
Работа в группах
1гр. История создания
2гр.-тема рассказа (духовная деградация)
3гр. идея рассказа
Прежде чем познакомиться с героями рассказа, давайте проведем небольшую лексическую работу. Найдите в рабочих тетрадях определение слов:
1 гр.- земский (общегосударственный)
2гр. деградация (Постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок. )
3 гр. комфорт(- Дети, что такое комфорт? Вы слышали когда-нибудь фразу «выйти из зоны комфорта»? Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
- В каких произведениях герой не желает выходить из зоны комфорта? ( Обломов , Николай Иванович Чимша-Гималайский из рассказа «Крыжовник» ). Сегодня мы познакомимся с еще одним героем, который не захотел выходить из зоны комфорта.)
Все вместе рассмотрим, что же такое обыватель и мещанство.:
Мещанин- это человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно и нравственно ограниченный, давно остановившийся в своем развитии.
Обыватель- мещанство, ограниченность.
Работа в группах:
1гр. описание Старцева ( в самом начале), подчеркнуть говорящую фамилию «Старцев»-1-2гл. Вывод: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.
1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.
2гр. Старцев через 4 года -3-4гл. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.
Вывод: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.
3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.
3гр. Старцев несколько лет спустя -5 гл. Вывод: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.
5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.
Выводы: Сам А.П. Чехов говорил своему брату Александру : «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться , чтобы оно было понятно из действий героев». Поэтому мы не увидим длинных монологов состояний его героев, его внутреннее переживание будет , скорее всего, заключено в одной фразе, а может быть и слове.
Композиция. Вспомните, что это? (это особенности построения художественного произведения. В чем особенность композиции «Ионыча»? Кольцевая ( начинается и заканчивается с описания самой интеллигентной семьи г. С - Туркиных) А во взаимоотношениях с Екатериной Ивановной-Зеркальность. Как это понять ? ( сначала Старцев добивается Котика, в конце Екатерина Ивановна, помня прежнего Старцева пытается вернуть прежние отношения.)
Построение сюжета: Завязка- приезд и знакомство Дмитрия Ионовича Старцева с семьей Туркиных.
Кульминация: ( просмотр видео) ожидание Котика на кладбище. Старцев испугался там находиться?. Найдите, что он чувствует на кладбище ( ему наоборот нравится). Почему Чехов приводит героя именно на кладбище ( его душа уже умирает) (Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)
Развитие событий- постепенная деградация.
Развязка: последнее объяснение Ионыча с Екатериной Ивановной.
Работа в группах: круг. Дети, у вас своеобразный пазл, который мы сможем сложить только после выполнения задания.
1 группа: выписать ключевые слова из рабочих тетрадей (1-2 гл.)
2 гр.(3-4 гл.)
3гр.(5гр)
Как вы думаете, почему именно круг? автор замыкает круг жизни своего героя. Она прошла среди утомительной работы и мелких дел, среди скуки и пошлой повседневной суеты. Город встретил Дмитрия Ионыча молодым, полным сил, опутал его тиной мелочей, из которой нет возврата, превратил просто в Ионыча. Кто виноват в его деградации? В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя провинциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» — считать полученные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных.
Во́рвань — устаревший термин, которым называли жидкий жир, добываемый из сала морских млекопитающих (китов, тюленей, белух, моржей, дельфинов), а также белого медведя и рыб.
Видео про свечу. Главный призыв Чехова : «Берегите в себе человека!»)
Чего лишился Ионыч в своей жизни ? ( Веру потерял, надежду не имел, любовь тоже потерял). Что нужно сделать, чтобы свеча никогда не гасла? Это будет вашим домашним заданием.
Синквейн:
Душа
Добрая, ранимая
Чувствует, сопереживает, согревает
Свет рождает
солнце
д\з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)
Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения "Жизнь Старцева: деградация или процветание"....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
Целью данного урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...
Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс
Данная презентация является сопровождением к уроку " "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс. Представлено исследование произведения с точки зрения его концепции. Презентация доп...
Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Урок литературы в 11 классе по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"
Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч" выведен в начало 11 класса намеренно, т.к. в этом возрасте ососбенно важно увидеть в себе черты зарождающегося "ионыча" и противодействовать ему...