Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представления об истинных и ложных ценностях; 3) развивать навыки исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_na_attestatsiyu.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ АО «Котласский транспортный техникум»
Преподаватель русского языка и литературы Котова Надежда Николаевна.
Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представления об истинных и ложных ценностях; 3) развивать навыки исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.
Оборудование:
- Тексты произведения
- Вопросы для обучающихся
- Презентация
Содержание урока.
- Дома вы прочитали рассказ А.П.Чехова «Ионыч».
Сегодня на уроке мы постараемся ответить на очень важный вопрос:
«Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча?»
Ваши версии.
Я предлагаю разделиться на две группы: первая – кто хотел бы его защитить, вторая – кто готов обвинить Ионыча, т.е. обвинителей и защитников.
(пересядьте так, чтобы были видны две команды)
Группам выдаются в помощь вопросы (найти в тексте ответы – работа 10 минут)
- Первое слово предоставляется обвинителям.
Примеры вырождения Старцева, его падения, примирения с окружающей действительностью.
Из текста детали портрета Ионыча; образ жизни, цитирование строк о его манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом; его хобби – любование деньгами, которые у Чехова в рассказе пахнут в отличие от известного утверждения (римский император Веспасиан ввёл налог на общественные уборные, на упрёки сына он ответил: «Деньги не пахнут»).
Обвинители делают вывод: в конце рассказа Ионыч, грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги – смысл жизни.
Вопрос преподавателя: может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж?
Слово предоставляется защитникам. (Обвинители могут при этом возражать – процесс одновременного сотрудничества и соперничества, идёт интеракция)
Обучающиеся должны внимательно вчитываться в текст, отыскивая знаменитую чеховскую деталь, комментировать её.
Проблема: каков Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа?
Вопросы преподавателя | Примерные ответы, к которым должны прийти обучающиеся |
Как молодой врач Старцев относится к своему делу? | Он занят больными настолько, что выбрался в гости к Туркиным только весной (приглашали зимой), в праздник, после приёма больных «Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было много работы, ион никак не мог выбрать свободного часа»(гл.1) |
Хороший ли он врач? | Хороший, потому что больные обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё «перебывали все городские врачи»(гл.2) |
Работа врача – это для Старцева средство для существования или цель жизни? | В главе 4 Екатерина Ивановна скажет: «…у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Какое это счастье – быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье!» можно предположить, что Екатерина Ивановна говорит словами, сказанными когда-то Старцевым. |
Имеет ли Старцев общественно-политические взгляды? | Имеет, их можно назвать передовыми: в главе 4 Чехов пишет, что Старцев пытался говорить с обывателями города С. о том, «что человечество, слава богу, идёт вперёд и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни… что нужно трудиться, без труда жить нельзя…» Но Дмитрия Ионовича они не понимали, и он замолчал, замкнулся. |
Каков внутренний мир Д.И.Старцева? | Он любил литературу, музыку, если напевал, то романсы на слова Дельвига, Пушкина. Может оценить «таланты» семьи Туркиных. Оказавшись ночью на кладбище, он философствует о том, как быстротечна жизнь, «как нехорошо шутит над человеком мать-природа…»(гл.3). На кладбище у него нет страха, а есть восторженное любование красотой ночи, местом, которое ему видится колыбелью лунного света. Дмитрий Ионыч тонко чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его образна, метафорична |
Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня? | Скорее, был очарован, влюблён романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал Котика до 2 часов ночи. Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблён, даже унижен – чувство Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким. С этого момента начнётся деградация героя рассказа. |
Вывод защитников: Дмитрий Старцев – привлекательный молодой человек, достойный уважения, и всё случившееся с ним вызывает сочувствие, а может и разочарование.
Возвращаемся к нравственной проблеме урока: кто же виноват в превращении Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла его душа?
Три варианта ответа:
- Окружающая среда
- Екатерина Ивановна
- Сам!
Кульминация урока.
В рассказе есть одно слово, которое внесёт ясность: сам ли Ионыч виноват в нравственной гибели, или среда заела. Это слово Чехов повторяет 3 раза. Значит, оно ему необходимо и помогает подсказать читателю открытие. Нужно найти его.
Глава 2. «С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чём угодно, жаловаться на жизнь, на людей»
Глава 2. «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал…»
Глава 4. «Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь…»
Это слово – «жаловаться»!
Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.
Итог деятельности на уроке.
Д.И.Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после университета. У него благородная цель – лечить людей, он любит свою работу, отдаёт ей всё своё время. Дмитрий Ионович верит, что общество идёт вперёд, к светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу, музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев – романтик, философ, способный на красивое чувство любви. Но отсутствие воли заставит его отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде, променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого себя, погибла его возвышенная душа – вот открытие урока, идея рассказа.
Человек, способный подняться до значительных жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию, где деньги превыше всего, где жизнь «в брюхо» становится целью!
Человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречён на нравственную деградацию. Мысль Чехова, к сожалению, чрезвычайно актуальна сегодня.
Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Дмитрий Старцев предал самого себя…».
Рефлексия
Что хотел(а) узнать на уроке | Что узнал(а) | Оценка урока | Оценка своей работы на уроке |
Список литературы
Большая Советская Энциклопедия – М., 1973. Т.12. Ст.1765.-с.293.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 Т. Т.3. - М., 1956, -с.42.
- Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000, с.88.
- Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.151.
- Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.150.
- Николина Н. Филологический анализ текста. – М., 2003, с.51.
- Дерман А. О мастерстве Чехова. – М., 1959, с.78-79.
- Паперный З. А.П. Чехов. Очерк творчества. – М., 1960, с.212.
- Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975, с.396.
- Троицкий В. Рассказ “Ионыч” в семиотическом аспекте. – В кн. Язык и стиль А.П. Чехова. – Р., 1986, с.24.
- Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989, с.67.
- Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989, с.61.
- Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989, с.72.
- Катаев В. Литературные связи Чехова. М., 1989, с.101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.
Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Разработка урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч"
Конспект урока литературы в 10 классе. Урок – исследование «Анализ рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В разработке урока представлена поэтап...
А.П. Чехов, «Ионыч». Художественное исследование духовного мира личности. Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.
Цели урока: · ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;· раскрыть основные ид...
Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс
Урок по произведению А.П. Чехова "Ионыч"...
Тема гибели человеческой души в рассказе "Ионыч"
Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес з...