Урок литературы в 11 классе по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Белова Людмила Ивановна

Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч" выведен в начало 11 класса намеренно, т.к. в этом возрасте ососбенно важно увидеть в себе черты зарождающегося "ионыча" и противодействовать ему. Работа с текстом рассказа и критическими статьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_chehova_ionych.pptx448.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ « Ионыч » “Мещанство – это уродливо развитое чувство собственности и всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед тем, что так или иначе спугнет этот покой.” А. М. Горький. “ Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья”. А. П. Чехов.

Слайд 2

Определите тему рассказа Рассказ о том, как складывается судьба доктора Старцева. Трансформация врача-подвижника Дмитрия Ионыча Старцева в стяжателя Ионыча.

Слайд 3

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А.Чехова « Ионыч »

Слайд 4

Подумаем вместе Прав ли критик Назаренко, утверждая, что Старцев и в начале рассказа “пустой малый”, что в повествование он вступает уже обывателем, а не становится им впоследствии? Наш разговор мы начнем с критики. В. Назаренко “Подлинная трагедия Ионыча”.

Слайд 5

Вопросы для обсуждения Как характеризуется Старцев в его отношении к Екатерине Ивановне? Котик – положительный или отрицательный персонаж? В чём заключается счастье для Ионыча? В чём смысл названия рассказа “Ионыч”? Встречаются ли среди нас “ионычи”? Каково ваше понимание счастья?

Слайд 6

Нравственная эволюция доктора Старцева 1. «Любит говорить о своей больнице», совершает пешие прогулки, чтобы развлечься, способен трезво оценивать людей, но ему уже покойно и удобно в доме, где царит пошлость. 2. Хочет любить, способен делать «глупости», но главное – «своя пара лошадей и кучер» и «не надо бы полнеть». 3. Трезво размышляет о приданом и спокойно воспринимает отказ . 4. Пополнел и неохотно ходит пешком, торопится к богатым клиентам, а потому в Дялиже принимает «спешно». 5. Жизнь посвящена стяжательству.

Слайд 7

Критик Назаренко отмечает, что Ионыч в конце рассказа уродлив и мерзок. Ионыч пополнел и неохотно ходит пешком. Он не посещает театры и концерты, но охотно играет в винт. По вечерам пересчитывает деньги. Перестал бывать у Туркиных. У него имение, два дома, присматривает третий. Больные его раздражают.

Слайд 8

Назаренко пишет, что сам Старцев мучительно страдает от бесчеловечности сытой жизни. Так ли это? Он стремился, искал этой сытой, довольной жизни, значит не страдал от нее.

Слайд 9

Последнее заключение, которое делает Назаренко, таково: трагедия Ионыча – это “трагедия понимания и бессилия”. Так ли это? Это не так. Он не сопротивлялся среде. Сначала он осуждает обывателей города. А потом становится одним из них. Он предал идеалы молодости, благородную мечту приносить пользу людям, лечить их, избавлять от страданий, помогать им. Старцев и не пробовал испытывать свои силы в сопртивлении обывательщине. Он ничего не сделал, чтобы изменить жизнь, а плыл по течению, становясь мещанином.

Слайд 10

Сделаем вывод Старцев ещё молод, у него всё могло измениться в жизни, но он этого не хотел. Как личность Старцев не состоялся. Он духовно деградировал. Такие понятия, как обывательщина, мещанство, пошлость, должны были бы уже исчезнуть из нашей жизни. Но они есть, и, к большому сожалению, мы сталкиваемся с ними очень часто. Конечно, писатели и поэты не могли обойти вниманием эти наболевшие темы. Например, стихотворение Маяковского “О дряни”, созданное в двадцатые годы, очень актуально и сегодня. Приглядимся внимательнее к себе, не обнаружим ли и мы в своих душах следы присутствия тех пороков, которые превратили молодого, полного сил врача Дмитрия Старцева в богатого, жадного, бессердечного обывателя Ионыча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...