Урок литературы в 11 классе по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч" выведен в начало 11 класса намеренно, т.к. в этом возрасте ососбенно важно увидеть в себе черты зарождающегося "ионыча" и противодействовать ему. Работа с текстом рассказа и критическими статьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_chehova_ionych.pptx | 448.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите тему рассказа Рассказ о том, как складывается судьба доктора Старцева. Трансформация врача-подвижника Дмитрия Ионыча Старцева в стяжателя Ионыча.
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А.Чехова « Ионыч »
Подумаем вместе Прав ли критик Назаренко, утверждая, что Старцев и в начале рассказа “пустой малый”, что в повествование он вступает уже обывателем, а не становится им впоследствии? Наш разговор мы начнем с критики. В. Назаренко “Подлинная трагедия Ионыча”.
Вопросы для обсуждения Как характеризуется Старцев в его отношении к Екатерине Ивановне? Котик – положительный или отрицательный персонаж? В чём заключается счастье для Ионыча? В чём смысл названия рассказа “Ионыч”? Встречаются ли среди нас “ионычи”? Каково ваше понимание счастья?
Нравственная эволюция доктора Старцева 1. «Любит говорить о своей больнице», совершает пешие прогулки, чтобы развлечься, способен трезво оценивать людей, но ему уже покойно и удобно в доме, где царит пошлость. 2. Хочет любить, способен делать «глупости», но главное – «своя пара лошадей и кучер» и «не надо бы полнеть». 3. Трезво размышляет о приданом и спокойно воспринимает отказ . 4. Пополнел и неохотно ходит пешком, торопится к богатым клиентам, а потому в Дялиже принимает «спешно». 5. Жизнь посвящена стяжательству.
Критик Назаренко отмечает, что Ионыч в конце рассказа уродлив и мерзок. Ионыч пополнел и неохотно ходит пешком. Он не посещает театры и концерты, но охотно играет в винт. По вечерам пересчитывает деньги. Перестал бывать у Туркиных. У него имение, два дома, присматривает третий. Больные его раздражают.
Назаренко пишет, что сам Старцев мучительно страдает от бесчеловечности сытой жизни. Так ли это? Он стремился, искал этой сытой, довольной жизни, значит не страдал от нее.
Последнее заключение, которое делает Назаренко, таково: трагедия Ионыча – это “трагедия понимания и бессилия”. Так ли это? Это не так. Он не сопротивлялся среде. Сначала он осуждает обывателей города. А потом становится одним из них. Он предал идеалы молодости, благородную мечту приносить пользу людям, лечить их, избавлять от страданий, помогать им. Старцев и не пробовал испытывать свои силы в сопртивлении обывательщине. Он ничего не сделал, чтобы изменить жизнь, а плыл по течению, становясь мещанином.
Сделаем вывод Старцев ещё молод, у него всё могло измениться в жизни, но он этого не хотел. Как личность Старцев не состоялся. Он духовно деградировал. Такие понятия, как обывательщина, мещанство, пошлость, должны были бы уже исчезнуть из нашей жизни. Но они есть, и, к большому сожалению, мы сталкиваемся с ними очень часто. Конечно, писатели и поэты не могли обойти вниманием эти наболевшие темы. Например, стихотворение Маяковского “О дряни”, созданное в двадцатые годы, очень актуально и сегодня. Приглядимся внимательнее к себе, не обнаружим ли и мы в своих душах следы присутствия тех пороков, которые превратили молодого, полного сил врача Дмитрия Старцева в богатого, жадного, бессердечного обывателя Ионыча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...