Ролевая игра по русскому языку и литературе "Юный филолог"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Гречанюк Валентина Ивановна

Повторение и обобщение теоретических знаний по русскому языку и литературе в 9 классе. Учащимся предлагается выполнить 12 заданий в командах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_9_kl.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра по русскому языку и литературе для 9 классов

«Юный филолог»

Цель проведения: повторить теоретические знания и практические умения учащихся по русскому языку и литературе. Развивать сообразительность, творческие способности учащихся. Прививать интерес к языку.

Описание игры: Класс   делится на две команды и садится за два стола. Командам предлагается 12 заданий по русскому и литературе. Задания на карточках прикреплены к доске. Представители команд вытаскивают задания, отвечают на них. Если ответа нет — задание переходит к противоположной стороне.   На доске табло для отметок. Задания оцениваются по пятибалльной системе.

Ход мероприятия.

Учитель:  Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка и Литературы! Сегодняшнее занятие пройдет в игровой форме. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знатоков русского языка и литературы. Итак, начинаем. Вы уже разделились на две команды. Теперь выберите капитана и придумайте название вашей команде. На доске прикреплены разного рода задания. Один человек от команды тянет задание, все остальные выполняют.

Задание 1. Закончи пословицу

  1. Не ищи правды в других, …. ( коли нет ее в тебе).
  2. Стыдно сказать, а …( грех утаить).
  3. Сладкая ложь лучше …. ( горькой правды).
  4. Милость над грехом - что….( вода над огнем).
  5. Слово не воробей, … ( вылетит – не  поймаешь).
  6. Кончил дело - …( гуляй смело).
  7. Тише едешь - … ( дальше будешь).
  8. Под лежачий камень…( вода не  течет).
  9. Как аукнется, так …( и откликнется).
  10. Пашню пашут - …( руками не машут).

Задание 2. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву Т и Р.

Задание 3. 

Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

 

Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (МелЬ, уголЬ, шестЬ)

Задание 4.  Назовите сложное слово

А) Специалист по разведению садов. (Садовод) 
Б) Канал для выхода дыма из трубы. 
(Дымоход)
В) Русская народная игра-пляска. 
(Хоровод)

А) Лес, поваленный бурей. (Бурелом) 
Б) Аппарат для помола кофе. 
(Кофемолка) 
В) Дом, где живут студенты. 
(Общежитие) 

Задание 5. Что обозначают эти выражения? (Попробуйте привести свои примеры)

Без году неделя

Сесть в калошу

Спустя рукава

Медведь на ухо наступил

Точить лясы

Нос повесить

Задание 6. Вставить недостающие орфограммы (Для обеих команд: кто быстрее)

Как дума..те — на что больше п..хож.. лёд — на ст..кло или на студ..нь? Скаж..те: конечно, на ст..кло, — он такой(же) твердый. Но это совсем (не)верно. Пол..жите кусок льда на два чурбанч..ка через него п..р..кин..те проволоку а к ней крепко пр..в..жите гир..ку или камен.. .

П..лучит..ся совсем (не)ожида(н,нн)ая вещ.. . Проволока (по)немногу пр..режет лёд и уп..дёт (в)низ а брусок остан..т..ся целым. Знач..т лёд п..хож.. (не)на стекло а на густой студен... Но ведь если блюдо со студн..м накл..нить, он потеч..т (в)низ. А лёд? Оказ..вает..ся лёд тоже мож..т теч.., как вода.

В высок..х г..рах, где шумят л..вины, снег часто слёж..вает..ся и пр..вращает..ся в лёд. Но лёд (не)держ..т..ся на крутых горных склонах. Медле(н,нн)о (едва)едва он нач..нает теч.. (в)низ, в д..лину. П..лучает..ся наст..ящ..я ледя(н,нн)ая река. Ледник ра..мывает берега отрыва..т от них куски. Камни эти плывут на льду — он н..сёт их с с..бою. (В)низу т..плее. Лёд там та..т а камни ост..ют..ся на земле.

Задание 7.Блицопрос.

  1. Раздел языкознания,   изучающий части речи. (Морфология)
  2. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания? (Пунктуация)
  3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? (Обстоятельство)
  4. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)
  5. Что изучает морфемика? (Части слова)
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений (Многозначные)

Задание 8. Подбери антонимы.

Вчера – сегодня

Конец – начало

Холод – жара

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Задание 9.«Всезнайка сказок»  

Из каких сказок эти чудеса?

1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя кожу. («Царевна -лягушка»)

2. Спрыснул отец дочку живой водой-ожила Алёнушка.( Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)

3. У двора дуб стоит. На дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба. Ударился озимь, обернулся молодцем. («Марья Моревна»)

4. Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась , женщина ударила её по спине» Плыви,-говорит.- белой уточкой» И поплыла княгиня белой уточкой. («Белая уточка»)

5. Вдруг серый волк ударился о сырую землю и стал конём златогривым. («Сказка об иване — царевиче, жар- птице и сером волке»)

6. Вдруг прилетают 12 голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами.(«Морской царь и Василиса Премудрая»)

 Задание 10. Вернисаж литературных героев

Назовите героя и произведение

1.Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.  В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачев, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин)

  1. Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове; речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно; одет по моде. (Хлестаков, «Ревизор», Н.В.Гоголь)
  2. “Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах” (Самсон Вырин, «Станционный смотритель» А.С.Пушкин)
  3. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых -- дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, (Герасим. «Муму» И С Тургенев.)
  4. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой ( Татьяна Ларина, «Евгений Онегин», А.С.Пушкин)

Задание 11. Самый внимательный читатель.  

(по 1 ученику с команды)

  1.  Имя отца Гринева? (Андрей Петрович).
  2. П. Гриневу был пожалован в дядьки? (стремянной Савельич).
  3. Был нанят учителем? (француз мосье Бопре).
  4. Да будет он солдат, а не шаматон. Шаматон – это…? (бездельник, шалопай).
  5. Сколько П. Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 р. В бильярд).
  6. За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство).
  7. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой и советовал подарить пару серег).
  8. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич).
  9. Какое имя принял Пугачев? (Петр ІІІ).
  10. Любимая песня Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»).
  11. Кто передал письмо П.Гриневу из Белогорской крепости? (урядник Максимыч, который перешёл на сторону Пугачёва).
  12. О чем Маша писала в этом письме? (Швабрин принуждал ее выйти замуж).
  13. Кто донес на Гринева? (Швабрин).
  14. Как приняли родные Гринева Марью Ивановну? (радушно).
  15. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева в сцене казни? (кивнул головой).

         

Задание 12. Блиц-опрос, юный литературовед

1)Этот писатель прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых. МУХА-ЦОКОТУХА,ЧУКОВСКИЙ

2) Герой арабских сказок, совершивший семь путешествий.

Синдбад-мореход

3) Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть кислых яблок. (Гуси-лебеди)

4) Этот обычный с виду предмет заменял героям русских сказок и карту и компас. (Клубок)

5) Какую пословицу повторяют герои русских народных сказок перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее).

6)  Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков. Что объединяет этих писателей? (Баснописцы)

7) Героями басен часто бывают животные, растения, предметы, а подразумеваются люди с их недостатками. Как называется такое свойство басни?  (Аллегория)

8)  Именно эта сказка Пушкина заканчивается словами «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Сказка о золотом петушке).

 

Примечания: на каждое задание дается 2-3 минуты. Если команда выполняет быстрее задание, сумма баллов удваивается за него. По необходимости можно давать два задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Экология в филологии».

Цели: - расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку; - пополнить словарный запас учащихся; - посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения. Оборудование:...

Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                   Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Презентация. Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                             Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Ролевая игра по английскому языку «The lucky chance»

Данный документ содержит разработку ролевой игры по английскому языку "The Lucky Chance" для обучающихся 10 класса ...

Интегрированный урок в 10 классе (немецкий язык и русский язык) «Работа юных филологов»

Интегрированный урок в 10 классе(немецкий язык + русский язык)«Работа юных филологов»...

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог»

Представлен урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог»...

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...