Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

                     Внеклассное мероприятие по русскому языку

                               КВН юных филологов (для учащихся 5 – 7 классов)

         в рамках образовательного проекта  «Родные мотивы»

 

Цель проведения:

·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;

·        развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;

·        воспитание интереса к истории и культуре русского народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

                               КВН юных филологов (для учащихся 5 – 7 классов)

в рамках образовательного проекта  «Родные мотивы»

Цель проведения:

  • формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;
  • развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;
  • воспитание интереса к истории и культуре русского народа.

Оборудование:  листы с заданиями для каждой команды, кроссворды, эмблемы.

 Формы работы:   групповая, индивидуальная

 Форма проведения: КВН

В игре принимают участие уч-ся 5 – 7 классов (2 команды) и жюри.

Команды: «Восклицание»,  «Запятая»

Жюри: организатор внеклассной работы и учащиеся 11 класса

Туры:

Разминка.

Переводчик

 «А ларчик просто открывался…»

В лабиринте слов

Конкурс капитанов

Ты – мне, я – тебе

Спецзадание

«Тёмная лошадка»

                                                (Слайд 1) «КВН юных филологов»

Ход игры.

1. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения образовательного проекта мы с вами собрались на интеллектуальную лингвистическую игру «КВН юных филологов!».  

Принимают участие 2-е команды. Представляем наши команды: «Восклицание» и «Запятая» (ребята 5 – 7 классов) (представление команд).

В качестве судей присутствует жюри: председатель – организатор внеклассной работы и члены жюри – учащиеся 11 класса.

Жюри будет следить  за ходом нашего конкурса.

Наш конкурс будет состоять из восьми туров. За каждый правильный ответ вы будете получать определённое количество баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка.

Итак, начинаем. Предлагаю капитанам представить команды (приветствие).

I команда «Восклицание»

Приветствуем тебя, команда удальцов!

В которой нет невежд, а много мудрецов.

И пусть ведёт к победе вас святая

Прекрасная королева Запятая!

II команда «Запятая»

По-юношески строен, свеж,

Всегда одет он в чёрный фрак,

Гроза лентяев и невежд

      Знакомьтесь, господин Восклицательный знак!

Помогать нам сегодня будет тётушка Сова. Приглашаю Сову поучить детвору.

Вопросы для игры приготовила мудрая тётушка Сова.  «Не говори наобум, а бери на ум» - советует она.

                                                  (Слайд  2)

Ребята, какую дату отмечаем ежегодно мы 10 декабря? (Образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). В нашем округе проживают люди более 100 национальностей. Но что общего между нашими народами? (Все говорят на русском языке). Да, нас объединяет русский язык, потому что русский язык – это язык межнационального общения. Послушаем стихи о родном языке.

«Слово просится в дорогу».

                                                               (Слайд 3) 

                                   ЧТЕНИЕ СТИХОВ О РОДНОМ ЯЗЫКЕ

А. Ахматова

Мужество                                                                                      

Мы знаем, что ныне лежит на весах        

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и честным тебя пронесём

И внукам дадим, и от плена спасём

            Навеки!

М. Пляцковский

             Родная речь

Нам с детских лет она знакома

С тех, самых первых, слов и фраз.

Родная речь, когда мы дома,

Обычна, будто хлеб для нас.

Лишь на чужбине дальней где-то

Мы замечаем вдруг с тоской,

Как нам необходимо это –

Родная речь, язык родной.

  Микуль Шульгин (хантыйский поэт)

Язык

Будто олени бегут

По мхам тайги вековой,

Будто рыбы плывут

В струях воды ледяной…

О! Мой родной язык!

Как ты мне дорог и мил!

Через тебя я постиг

Этот огромный мир.

Ладен, звучен, пригож –

Я жить без тебя не могу,

Острей, чем охотничий нож,

Ярче костра на снегу.

Огромен, словно тайга,

Глубок, как могучая Обь,

Предскажешь, когда пурга,

Подскажешь, где гибкая топь.


I тур РАЗМИНКА

Команды по очереди отвечают на 20 вопросов.

Стартовый капитал 20 баллов.

     Восклицание                                           Запятая

1. Сколько букв в русском языке? (33)                   

1. Сколько звуков в русском языке? (43 по учебнику Гольцовой Н.Г.)

2. Сколько знаков препинания в русском языке (10, по учебнику Гольцовой Н.Г. – 11 знаков)

2. Продолжи строку: «Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, вопросительные и … (Побудительные). 

3. экспЕрт или Эксперт?                                          

2. БАнты 3. БАнты или бантЫ?

4. Сказ «Левша» написал П.П. Бажов, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев?

Героя «Медного всадника» зовут Пётр Гринёв, Евгений или Акакий Акакиевич?

5. Автор повести «Маугли»? (Р. Киплинг)             

5. Автор сказки «Золотой ключик?»

(А. Толстой)

6. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав (Лексика)   

6. Раздел науки о языке, изучающий части речи  (Морфология)

5. Раздел   7. Какое существительное является       одушевлённым: ель, мертвец, народ?                      

 

7. Какое существительное является одушевлённым: бактерия, матрёшка, войско?

7. Какой   8. Какой псевдоним был у А.П. Чехова?                  

   (Антош  (Брат моего брата, Антоша Чехонте, Человек      без селезёнки)  

 

8. Какой писатель был одновременно врачом? (А.П. Чехов)

9. К какому пласту лексики относятся слова: орден, вестибюль, лагерь, аккорд? (Заимствованные)

9. К какому пласту лексики относятся слова: ветрило, ланиты, десница, чело? (Устаревшие, архаизмы)

10. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (Омонимы)

10. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи (Синонимы)

11. Что в переводе на русский язык означает  имя Виктор: а) победитель; б) здоровый; г) царственный?  

11. Что в переводе на русский язык означает имя Екатерина: скромная, чистая, святая?

12. Неизменяемая часть речи? (Наречие, деепричастие)

12. Часть речи, указывающая на предмет, признаки предмета, но не называет их (Местоимение)

13. Литературный термин, делающий из Мухи Слона? (Гипербола)

13. Короткий рассказ иносказательного содержания (Басня)

14. Автор повести «Временных лет»:

а) Кирилл; б) Мефодий; в) Нестор;

14. К какому жанру относится «Повесть временных лет»: а) сказание; б) былина; в) летопись?

15. Укажите  речевую ошибку: «Соединить воедино разорванную тетрадь»  (Воедино)

15. Укажите речевую ошибку: «Старик обратно вернулся домой» (Обратно)

16. Как понять выражение: «Поставить столы покоем»? (Буквой «П»)

16. Какую букву ввёл Пётр I: «Фита, буки, ять»?

17. Буквы, расположенные в определённом порядке (Алфавит или азбука)

17. Как называются звуки, которые состоят только из голоса? (Звонкие)

18. Кто написал балладу «Бородино»? (М.Ю. Лермонтов)

18. Как назывался корабль капитана Грэя из повести А. Грина («Секрет»)

19. Талант по отношению к краткости: а) сват; б) брат; в) сестра?

19. Продолжите фразеологизм: «Загребать жар…  

а) своими руками; б) чужими руками; в) стальной кочергой?»

20. Этимология – это… (раздел науки о языке, изучающий происхождение слова) 

20. Слова, пришедшие из других языков называются… (Заимствованными)

21. Укажите имя числительное: двойка, дважды, двоечник, двое

21. Укажите порядковое числительное: сорок семь, седьмой, одна седьмая.

                          II тур «ПЕРЕВОДЧИК» 

                                             (Слайд 4)

Заимствованные слова перевести на исконно-русские: трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф, абитуриент.  (Дорога, спор, улица, музыкант, провал (неудача), начальник, студент)                                

Стартовый капитал 7 баллов. На задание отводится 3 минуты. 

                                   (Слайд 5) проверка

           III тур  «А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ»                                                             (Слайд 6)

Крылатые слова, пословицы, поговорки… Их у народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства. С их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы становимся немножко мудрее. Давайте поиграем. Стартовый капитал 6 баллов.

                                             

Восклицание

Задание: заменить одним глаголом.

1) Бить баклуши – (бездельничать)

2) Развесить уши – (слушать)

3) Воды в рот набрать – (молчать)

4) Зарубить на носу – (запомнить)

5) Клевать носом – (дремать)

6) Жевать (кусать) локти – (жалеть о несбывшемся)

Запятая

Задание: заменить наречием.

  1. Хоть пруд пруди – (много)
  2. Глаз выколи – (темно)
  3. Через час по чайной ложке – (медленно)
  4. Во всю Ивановскую – (громко)
  5. Комар носу не подточит – (очень хорошо)
  6. Филькина грамота – (неправильно, недействительно составленный документ)

                           IV тур «В ЛАБИРИНТЕ СЛОВ» 

                         Пустые слова – что орех без ядра

                                               (Слайд 7)

Игроки получают карточки. На одних написаны термины из области литературы и книжного дела, а на других – определения. Задача команд – правильно и быстро найти для каждого термина своё определение. На данное задание отводится 3 минуты. Стартовый капитал 5 баллов.

                     Восклицание

                          Запятая

1. Вымышленное имя, используемое автором произведения (Псевдоним).

1. Братья, составившие славянскую азбуку (Кирилл и Мефодий).

2. Наглядное изображение в издании (Иллюстрация).

2. Двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплётной крышкой (Форзац).

3. Первая рукописная газета на Руси («Куранты»).

3. Первый книгопечатник на Руси (Иван Фёдоров).

4. Изображение внешности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды (Портрет).

4. Действующее лицо, персонаж произведения (Герой литературного произведения).

5. Наука, изучающая духовную культуру народа, выраженную в духовных памятниках, в том числе в литературных произведениях (Филология).

5. Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие (Лингвистика).

                                                   КОНКУРС КАПИТАНОВ

                                                            (Слайд 8)

Решить анаграмму в течение 5 минут. На основе 5 данных слов составить 5 новых: паводок, водопад, старик, барон, бокал, повар, пятак,  (Подкова, подвода, стирка, набор, колба,, право, пятка – тяпка) (7 баллов)

                                                          (Слайд 9) проверка

                                 V тур  «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

                        Слово слово родит, а третье само бежит

                                               (Слайд 10)

Каждая команда даёт друг другу задание (кроссворды), приготовленное дома.

Пока капитаны работают, можно провести игру «Кто больше»: назвать словари русского языка поочерёдно.

                                         (Слайд № 10) проверка

                                                                 СПЕЦЗАДАНИЕ 

                                                               (Слайд № 11)

Отвечает болельщик, чтобы заработать 1 балл для команды. Этот балл отдаётся команде на усмотрение болельщика.

Спецзадание проводится, пока идут конкурсы «Ты – мне, я – тебе» и конкурс капитанов.

Задание: 1. В каком произведении А.С. Пушкина говорится о наводнении: «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский, «Медный всадник»? 

                За правильный ответ засчитывается 1 балл.

                          VI тур «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»      

Этот конкурс проводят два гостя. Команды должны ответить на вопросы. Ответ засчитывается по первой поднятой руке. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1-й гость

- Я родился 10 ноября в Лугани (в местечке, из которого со временем вырос город Луганск), получил образование в Петербургском Морском кадетском корпусе. По окончании учёбы в 1819 году направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время начал записывать диалектные слова и приступил к главному делу своей жизни – созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». В 1826 году вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1829 защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работал в полевом госпитале хирургом. Много ездил по России, несколько раз пересекал её с севера на юг и с запада на восток, всюду вёл наблюдения как этнограф, натуралист, статистик. В течение сорока лет выступал в литературе под собственным именем и под именем Казак Луганский.

Задания:

- Назовите настоящее имя автора текста (Владимир Иванович Даль).

- Отгадайте загадки, собранные В.И. Далем:

1) Утром на четырёх, в полдень на двух, под вечер на трёх (Утро – детство, полдень – зрелость, вечер – старость).

2) У него петух в горле засел (назовите, что случилось с человеком, о котором говорят эти слова) (Охрип).

3) У него руки длинны (о ком идёт речь?) (О воре).

2 гость

- Я родился 13 февраля (по старому стилю – 2 февраля) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768), по преданию – в Москве. Отец служил в драгунском полку, выслужившись из солдат, был председателем магистрата в Твери, умер в 1778. Мои детские годы прошли в Твери. Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. В 1778 после смерти отца поступил  подканцеляристом в Калязинский земский суд, потом в Тверской магистрат. В молодости был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Написал более 200 басен с 1809 по 1843 год. В 1809 вышла в свет первая книга басен, после которой моя слава стала быстро расти. Но помимо басен, написал также стихотворные трагедии «Клеопатра»(1785), «Филомела» (1786) и неоконченную комическую оперу «Илья-богатырь» (1807).

Задания:

- Назовите имя автора (Иван Андреевич Крылов).

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово басня? Расшифруйте его, приведите примеры однокоренных слов, синонимов слова басня (От слова баять – увлекательно говорить. Синоним – байка. Однокоренные слова: обаять, обаятельный).

- Приведите примеры крылатых выражений из басен И.А. Крылова, которые имеют такой смысл:

1) Дело не двигается, а вокруг происходят бесполезные разговоры (А воз и ныне там).

2) Не заметить самого главного (Слона-то я и не приметил).

3) Для дела необходимы умение и талант (А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь).

4) Незаслуженные обвинения сильных в адрес слабых или зависимых (У сильного всегда бессильный виноват).

5) Необходимость согласованных действий (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт).

Слово жюри, объявление победителя.                                                     

                                                         (Слайд № 12)

Заключительное слово. Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, и раскалённым железом…. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое – приносит беду». Действительно, слово – это великая сила. Учитесь каждый день правильно обращаться со словом,  чтобы быть эрудитом.   

                                                      (Слайд № 13) Молодцы, спасибо!

Литература:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений/  - 27-е изд. – М. – Просвещение, 2005. – 239 с.
  2. Гришина Е.А. Краткий словарь иностранных слов. Ок. 8000 единиц. Издательство «Астрель», 2002, - 640 с.
  3. Дмитриева Д.В. Толковый словарь русского языка: свыше 12000 значений. М. ООО, издательство «Астрель», 2003. – 989 с.
  4. Кулакова Е.Ю., /Русский язык/ Методическая газета для учителей-словесников стр. 9 – 14, № 5, 2011 год.
  5. Праздник в школе: Юнипресс, 2002. – 176. – (Досуг, игры, развлечения)
  6. Сухова О.М.,  Праздник в средних и старших классах. Издательство «Учитель», 2002. С. 38-42.

Фамилия, имя, отчество

Андреева Галина Олеговна

День, месяц, год рождения

3 апреля 1956 год

Серия, номер паспорта, кем и когда выдан

67 01  №426536, выдан 08.02.2002г. Октябрьским РОВД, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа

Адрес прописки

п. Нижние Нарыкары, Тюменской области, Октябрьского района, ул. Центральная, 26

Домашний адрес

628203 п. Нижние Нарыкары, Тюменской области, Октябрьского района,

ул. Центральная, 26

ИНН

861401874311

Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

№ 048-340-636-55

Контактный телефон, e-mail

8-9088881408,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Филология с экологическим лицом" (внеклассное мероприятие по русскому языку)

"Филологияс экологическим лицом" (внеклассное мероприятие по русскому языку)...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Экология в филологии».

Цели: - расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку; - пополнить словарный запас учащихся; - посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения. Оборудование:...

Презентация. Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                             Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы»...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Брейн-ринг юных филологов"

Мероприятие проведено в рамках школьной недели русского языка и литературы среди учащихся 6-х классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юный корректор"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юный корректор" (5 класс)...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса

Интегрированное занятие по русскому языку и литературе способстует развитию творческого начала в юном читателе...