Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог»
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Представлен урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochki_2.docx | 66.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по русскому языку и культуре речи
«Юный филолог»
Тип урока: совершенствование умений и навыков
Вид урока: урок-игра
Цель: формирование представления о родном языке, культуре речи на основе знаний по разделам программы «Лексика», «Орфоэпия», «Фразеология» и «Культура речи»; методическая цель - совершенствование активных методов и форм преподавания русского языка и культуры речи.
Задачи:
- образовательная – систематизировать и совершенствовать знания по русскому языку; формировать у учащихся потребность в постоянной тренировки как средстве самообразования и самовоспитания; учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры;
- развивающая – совершенствовать умение анализировать полученную информацию, сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развить орфографическую зоркость, культуру речи, навыки применения на практике полученных знаний;
- воспитательная – воспитывать умение работать в группе, коллективе, оценивать свою работу и работу группы; развивать заинтересованность в осознанном отношении к русскому языку; выявить уровень грамотности.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный.
Формы работы: работа в группах, творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, использование ИКТ (презентация урока-игры «Юный филолог»), критерии оценки для экспертов (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2).
Участники: две команды-соперницы, ведущий (преподаватель-словесник), эксперты (студенты, преподаватели, классные руководители групп-участников), болельщики (зрители, гости).
На доске название урока, правила игры, номера команд.
Правила игры:
- На подготовку ответа на вопрос дается 2-5 минут.
- Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется).
- За каждый правильный и оригинальный ответ эксперты выставляют по 5 баллов, используя карту с критериями оценивания ответов команд (Приложение 1).
- Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее – 2 балла.
- Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника.
Ход урока-игры:
- Организационно-психологический этап:
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка.
- Этап постановки темы, цели и задач урока-игры.
Вступительное слово преподавателя:
Урок начинается стихами:
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Е. Весник
Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся.
Поэтому сегодня мы проведем соревнования между учащимсяи первых курсов и посмотрим, хорошо ли они знают свой родной язык, такой знакомый и близкий.
Сегодня мы с вами сыграем в игру «Юный филолог» и выясним, кто же из вас достоин звания «Лучший знаток русского языка». А чтобы привести вашу языковую систему «в состояние речевой готовности» мы с вами проведем многоплановую, разностороннюю работу со словом, которая начинается с определения его глубины и перспективы (обращаемся к эпиграфу - слова Д.С.Лихачёва из «Письма о добром»):
… Искусство слова - самое сложное,
требующее от человека наибольшей
внутренней культуры, филологических
знаний и филологического опыта.
Действительно, успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему.
- Объяснение учащимся условий игры (студенты разделены на две команды).
Итак, начнем соревнование!
Правила игры (слайд):
- На подготовку ответа на вопрос дается 2-5 минут.
- Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется).
- За каждый правильный и оригинальный ответ эксперты выставляют по 5 баллов, используя карту с критериями оценивания ответов команд (Приложение 1).
- Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее – 2 балла.
- Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника.
Игра состоит из нескольких конкурсов (слайд):
- Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация»
- Второй конкурс. Тема: «Словарный запас».
- Третий конкурс капитанов. Тема: «Антонимы».
- Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия».
- Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы».
- Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы».
- Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма».
- Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи».
За каждое правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Победителем становится та команда, которая набрала большее количество баллов. Эксперты подсчитывают количество баллов, подводят итог.
- Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация».
Задачи:
- продемонстрировать творческие способности;
- аргументировать выбранное название;
- провести презентацию команды.
Преподаватель: Сегодня соревнуются две команды. Задание командам – придумать название команде, аргументировать его. Начнем соревнование с представление команд.
Команда | Команда №1
| Команда №2
|
Название (можно использовать аббревиатуры) |
|
|
Аргументация | Наше название расшифровывается как …..
| Наше название расшифровывается как …..
|
Презентация | Команды самостоятельно проводят свою презентацию |
Оценка экспертов.
Преподаватель: Команды готовы, эксперты работают, зрители в напряженном ожидании. Соревнования начались. Итак, следующий конкурс.
V. Этап актуализации знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Преподаватель: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык. Мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем? То есть я хочу спросить: много ли грамматических ошибок встречается в тетрадях наших учащихся? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав так:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий грамотей. Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас окружает множество речевых ошибок, которые чаще всего звучат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают назначение глаголов «надевать» и «одевать». Может быть, различие между ними трудно запомнить? Надевать-одевать, какая разница? Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готовы?
- Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в колледж. Сначала стал рубашку... (надевать).
- Потом стал куртку...(надевать).
- А потом стал младшего брата... (одевать).
Преподаватель: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу. Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов. Теперь пришло время, чтобы вы тоже проверили себя: хорошо ли вы владеете русским языком. Итак,….
Второй конкурс. Тема: «Словарный запас».
Задачи:
- проверить словарный запас участников команд;
- тренировать память и внимание;
- повторение разделов: «Лексика», «Морфология».
Преподаватель: И вот - новое задание. Проверим словарный запас наших игроков. Кто подберет больше слов определенной части речи на тему «Русский язык»? На выполнение дается минута! Итак, я засекаю время. Начали!
Команды выполняют задание.
Примеры:
Команда №1
| Команда №2
|
Подобрать существительные на тему «Русский язык» | Подобрать глаголы на тему «Русский язык» |
Существительное | Читать |
Глагол | Говорить |
Прилагательное | Склонять |
Причастие | Спрягать |
Деепричастие | Писать |
Числительное | Сочинять |
Местоимение | Декламировать |
Наречие | Учить |
Точка | Рассказывать |
Запятая | Исправлять |
Словарь | Переписывать |
Книга | Излагать |
Преподаватель: Представители команд, прочитайте свои слова.
Мы просим экспертов подсчитать правильные ответы и объявить результаты. Эксперты объявляют результаты.
Третий конкурс. Конкурс капитанов. Тема: «Антонимы».
Задачи:
- повторение темы «Лексика»;
- тренировка памяти, внимания, быстроты реакции;
- применение собственной стратегии.
Преподаватель: Конкурс капитанов команд.
Все мы знаем, что такое антонимы. Это слова с противоположным значением. Задание простое: капитан победившей в предыдущем конкурсе команды называет слово, к которому его противник должен подобрать антоним. Если задание выполняется, то право хода переходит к ответившему, если – нет, то капитан должен ответить сам.
Преподаватель: Например, я говорю своему коллеге слово «добрый»,а он мне должен ответить… Злой. Я дала правильный ответ, значит, теперь я называю слово. Умный. Глупый… Надеюсь, капитаны поняли задание. Не старайтесь придумать слово, к которому трудно или невозможно подобрать антоним, ведь, если соперник не ответит, давать ответ придется вам самим. У кого будет больше правильных ответов? Посмотрим! На задание дается минута!
Примеры:
Команда №1
| Команда №2
|
Тише | Громче |
Грусть | Веселье |
Болезнь | Выздоровление |
Недостаток | Излишество |
Рабский | Свободный |
Прекрасно | Ужасно |
По истечении одной минуты идет подсчет ответов, эксперты объявляют результаты конкурса и промежуточный итог игры.
Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия».
Задачи:
1. повторение раздела «Орфоэпия. Культура речи»;
2. тренировка памяти, внимания;
3. сотрудничество в группе.
Преподаватель: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Например, инженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.
Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант. ИнженЕры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли тОрты. А теперь проверим знания наших учащихся! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?!
Нужно расставить ударения в словах.
Задание. На карточках игроков пишутся следующие слова:
Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог.
Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками и зрителями.
- Игра со зрителями. Тема: «Лексическое значение слова».
Задачи:
- повторение раздела «Лексика»;
- привлечение к соревнованию зрителей;
- предоставление возможности болельщикам помочь своей команде.
Преподаватель: Приветствуем болельщиков и просто зрителей! Хотите помочь своей команде? Тогда мы идем к вам! Пока игроки мучаются с расстановкой ударений, мы проведем конкурс со зрителями. Вы считаете себя современными людьми? Значит, вы должны знать, что обозначают вошедшие недавно в наш лексикон слова. Их мы часто слышим по телевидению и радио, и сами употребляем. Но что же они обозначают? Я буду называть слова, кто знает значение слова, поднимайте руку. Если ответите правильно, то сможете отдать свой балл команде, за которую болеете!
Блиц-викторина
«Кто учить не хочет русский, кругозор имеет узкий!»
Слова, лексическое значение которых нужно объяснить:
Адекватный – соответствующий, совпадающий.
Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие
Аномалия – отклонение от нормы, закономерности
Банальный – лишенный оригинальности, избитый
Бартер – обмен товарами или услугами
Деградация – постепенное ухудшение, упадок
Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны
Дистрибьютор – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара
Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.
Инаугурация - торжественное вступление в должность главы государства
Лаконичный – краткий
Менеджер – профессиональный управляющий
Менталитет - мировоззренческие представления, характерные для личности или народа
Офис – представительская контора фирмы
Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы
Прайс-лист - список ценна товары, услуги какой-либо фирмы
Презентация - торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы
Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо
Спонсор- лицо или организация, финансирующее что-либо или кого-либо (как правило, с целью саморекламы)
Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет
Триллер - книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха
Фанатизм - страстная увлеченность, преданность чему-либо.
Харизма - чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих
Эксклюзивный - предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде
Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя и воздействовать на них
Элита - привилегированная верхушка общества
За правильный ответ дается 1 балл, в конце игры их можно добавить к общему счету любой команды по желанию болельщика (игра со зрителями рассчитана на то время, которое понадобится игрокам, чтобы выполнить свое задание, поэтому не все слова конкурса могут быть использованы).
Преподаватель: Болельщики окажут неоценимую помощь своим командам. А мы вернемся к ударениям. Игроки команд читают свои варианты ответов (ударения в словах). Эксперты объявляют результат конкурса и общий итог встречи.
Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы».
Задачи:
- вспомнить самые известные крылатые фразы;
- тренировать память, внимание;
- проверить эрудицию.
Преподаватель: Быстро говорить мы умеем. А вот быстро продолжить крылатую фразу сможем? Ведь крылатые фразы мы используем в нашей речи, мы хорошо их знаем. А вдруг и автора узнаем? Ведь все предложенные крылатые выражения пришли в язык из известных произведений русских писателей – классиков. Участвует две команды, капитан решает, кто будет озвучивать правильный ответ.
Если участник продолжил фразу правильно - 1 балл, если верно назвал автора - еще 1 балл. Игрокам раздаются неполные фразы на карточках, эти же фразы - на экране.
Предлагаются следующие крылатые фразы:
- Счастливые часов …(не наблюдают) - А.С. Грибоедов
- Любви все возрасты…(покорны) - А.С. Пушкин
- А вот слона – то я …(и не приметил) - И.А. Крылов
- В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) - А.П. Чехов
- И дым Отечества…(нам сладок и приятен) - А.С. Грибоедов
- Чем меньше женщину мы любим,...(тем легче нравимся мы ей) - А.С. Пушкин
- Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) - И.А. Крылов
- Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) - Л.Н. Толстой
Преподаватель: Уважаемые эксперты, можете ли вы подвести итог конкурса и назвать общий итог за все конкурсы? Эксперты говорят о результатах конкурса.
Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы».
Задачи:
- повторение раздела «Фразеология»;
- тренировка внимания и памяти;
- проверка эрудиции, словарного запаса участников.
Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма:
- Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было.
- Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать). Испугаться.
- Метать бисер перед…(кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что-то людям, которые не могут это оценить.
- Выносить сор из…(избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности.
- Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала.
- (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке.
Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма».
Задачи:
- выяснить значение слова «анаграмма»;
- тренировать внимание, мыслительную деятельность;
- проверить находчивость, эрудицию участников.
Преподаватель: Еще одно задание - анаграмма. Я раздам карточки с заданием, а вы пока объясните нам, что такое анаграмма. Анаграмма - это……… что-то запутанное и…… непонятное. Итак, слушайте и запоминайте! Из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Понятно? Найдите анаграмму, например, к словам:
Трос - рост- сорт - торс;
Карта - карат;
Ржали - жарил - Алжир;
Монета - немота - отмена.
Задание. Найдите анаграмму к словам:
Вешал…- (левша);
Комар…- (корма);
Кабан…- (банка);
Кот…- (ток);
Мир…- (Рим);
Ров…- (вор);
Клоун…- (уклон – кулон);
Коран…- (крона);
Приказ…- (каприз);
Автор…- (отвар - рвота – товар).
Оценка экспертов.
Восьмой конкурс. Последнее задание. Тема: «Культура речи».
Задачи:
- тренировка памяти, внимания;
- оценивание качества речи;
- эрудиция участников команд.
Преподаватель: Теперь нашим командам предстоит составить мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовьте 10 обоснованных советов, например:
1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что-то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин.
Давайте послушаем команды. Читать нужно выразительно, обязательно аргументируйте свои советы. За каждый совет – 1 балл. Команды дают свои советы «Почему важно следить за своей речью». Сейчас эксперты объявят результат последнего конкурса и общий счет игры.
А теперь болельщики могут добавить командам свои честно заработанные баллы. Возможно, ситуация изменится. Эксперты снова подводят счет голосов и объявляют итоги. Награждение победителей.
VII. Итог урока-игры. Заключительное слово преподавателя: Чтобы в знаниях по русскому языку не было пробелов, чтобы на любой вопрос вы знали ответ, обращайтесь чаще к книгам, к справочной литературе. Мы с вами убедились, что мы знаем наш язык и любим его. Так какой он, наш язык?
Все участники команд говорят по очереди по одному слову: сильный, нежный, яркий, разноцветный, великий, могучий, добрый, сложный, легкий, прекрасный, могущественный, красивый, точный, неповторимый, эмоциональный, самый лучший.
Преподаватель: Так давайте уважать, ценить, любить, беречь наш язык – великий русский язык!
Дорожите Родным, милым словом!
Многоликим – Большим языком!
Нашей жизни Он – первооснова,
Всем народам планеты – знаком!
Берегите его от цветистых
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток – от наречий ручьистых-
Не затмил родника родников!
В нем черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов… -
Все, что дорого сердцу, чтоб слилось
В языке - как основе основ!
Денис Коротаев
Приложение 1.
Критерии оценивания ответов команд (максимальный балл - 5)
- Общая эрудиция участников команд.
- Отсутствие фактических ошибок.
- Грамотность: за каждую речевую и орфографическую ошибку снимается 1 балл; максимальный балл не ставится, если в работе имеются исправления на месте орфограммы.
- Творческий характер: нестандартность и оригинальность ответов.
- Содержание ответов: отсутствие необоснованных отступлений от темы вопроса; полнота и глубина ответа; аргументированность суждений; логичность; связность.
- Речевое оформление: богатство и выразительность речи (объем активного словарного запаса, разнообразие грамматических конструкций); уместность речи; правильность речи (соблюдение норм русского языка: оценка снижается на 1 балл за каждую ошибку).
Конкурсы
- Первый конкурс. Тема: «Представление команд, презентация».
Задачи:
- продемонстрировать творческие способности;
- аргументировать выбранное название;
- провести презентацию команды.
Команда | Команда №1
| Команда №2 |
Название (можно использовать аббревиатуры) |
|
|
Аргументация |
|
|
Презентация | Команды самостоятельно проводят свою презентацию |
Этап актуализации знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Надевать-одевать, какая разница? Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать».
- Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в колледж. Сначала стал рубашку... (надевать).
- Потом стал куртку... (надевать).
- А потом стал младшего брата... (одевать).
- Второй конкурс. Тема: «Словарный запас».
Задачи:
- проверить словарный запас участников команд;
- тренировать память и внимание;
- повторение разделов: «Лексика», «Морфология».
Задание. Кто подберет больше слов определенной части речи на тему «Русский язык»?
Команда №1
| Команда №2
|
Подобрать существительные на тему «Русский язык» | Подобрать глаголы на тему «Русский язык» |
Существительное | Читать |
Глагол | Говорить |
Прилагательное | Склонять |
Причастие | Спрягать |
Деепричастие | Писать |
Числительное | Сочинять |
Местоимение | Декламировать |
Наречие | Учить |
Точка | Рассказывать |
Запятая | Исправлять |
Словарь | Переписывать |
Книга | Излагать |
- Третий конкурс капитанов. Тема: «Антонимы».
Задачи:
- повторение темы «Лексика»;
- тренировка памяти, внимания, быстроты реакции;
- применение собственной стратегии.
Задание: капитан команды называет слово, к которому его противник должен подобрать антоним. Если задание выполняется, то право хода переходит к ответившему, если – нет, то капитан должен ответить сам. На задание дается минута!
Команда №1
| Команда №2
|
Тише | Громче |
Грусть | Веселье |
Болезнь | Выздоровление |
Недостаток | Излишество |
Рабский | Свободный |
Прекрасно | Ужасно |
- Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия».
Задачи:
- повторение раздела «Орфоэпия. Культура речи»;
- тренировка памяти, внимания;
- сотрудничество в группе.
Задание. Нужно расставить ударения в словах. Ответы:
АлфавИт, квартАл, портфЕль, докумЕнт, магазИн, экспЕрт, каталОг, каламбУр, бАрмен, свЁкла, арАхис, фенОмен, договОр, срЕдства, красИвее, твОрОг.
Игра со зрителями. Тема: «Лексическое значение слова».
Задачи:
- повторение раздела «Лексика»;
- привлечение к соревнованию зрителей;
- предоставление возможности болельщикам помочь своей команде.
Блиц-викторина
«Кто учить не хочет русский, кругозор имеет узкий!»
Называю слова, а вы объясняете лексическое значение:
Адекватный – соответствующий, совпадающий.
Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие
Аномалия – отклонение от нормы, закономерности
Банальный – лишенный оригинальности, избитый
Бартер – обмен товарами или услугами
Деградация – постепенное ухудшение, упадок
Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны
Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара
Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.
Инаугурация - торжественное вступление в должность главы государства
Лаконичный – краткий
Менеджер – профессиональный управляющий
Менталитет - мировоззренческие представления, характерные для личности или народа
Офис – представительская контора фирмы
Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы
Прайс-лист - список ценна товары, услуги какой-либо фирмы
Презентация - торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы
Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо
Спонсор- лицо или организация, финансирующее что-либо или кого-либо (как правило, с целью саморекламы)
Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет
Триллер - книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха
Фанатизм - страстная увлеченность, преданность чему-либо.
Харизма - чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих
Эксклюзивный - предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде
Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя и воздействовать на них
Элита - привилегированная верхушка общества
За правильный ответ дается 1 балл, в конце игры их можно добавить к общему счету любой команды по желанию болельщика.
- Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы».
Задачи:
- вспомнить самые известные крылатые фразы;
- тренировать память, внимание;
- проверить эрудицию.
Если участник продолжил фразу правильно - 1 балл, если верно назвал автора - еще 1 балл.
Задание. Продолжите следующие крылатые фразы и вспомните автора:
Счастливые часов …(не наблюдают) - А.С. Грибоедов
Любви все возрасты…(покорны) - А.С. Пушкин
А вот слона – то я …(и не приметил) - И.А. Крылов
В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) - А.П. Чехов
И дым Отечества…(нам сладок и приятен) - А.С. Грибоедов
Чем меньше женщину мы любим... (тем легче нравимся мы ей) - А.С. Пушкин
Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) - И.А. Крылов
Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) - Л.Н. Толстой
- Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы».
Задачи:
- повторение раздела «Фразеология»;
- тренировка внимания и памяти;
- проверка эрудиции, словарного запаса участников.
Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма (ответы):
- Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было.
- Хвост….. (сжать, скомкать, поджать). Испугаться.
- Метать бисер перед….. (кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что-то людям, которые не могут это оценить.
- Выносить сор из….. (избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности.
- Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала.
- (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке.
- Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма».
Задачи:
- выяснить значение слова «анаграмма»;
- тренировать внимание, мыслительную деятельность;
- проверить находчивость, эрудицию участников.
Анаграмма – это когда из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка.
Задание. Найдите анаграмму к словам (ответы):
Вешал…- (левша);
Комар…- (корма);
Кабан…- (банка);
Кот…- (ток);
Мир…- (Рим);
Ров…- (вор);
Клоун…- (уклон – кулон);
Коран…- (крона);
Приказ…- (каприз);
Автор…- (отвар - рвота – товар).
- Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи».
Задачи:
- тренировка памяти, внимания;
- оценивание качества речи;
- эрудиция участников команд.
Задание. Составить мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовить 10 обоснованных советов, например:
1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что-то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин.
Приложение 2.
Второй конкурс. Тема: «Словарный запас» |
Задание. Подобрать существительные на тему «Русский язык» |
Например: существительное, точка….
|
Второй конкурс. Тема: «Словарный запас» |
Задание. Подобрать глаголы на тему «Русский язык» |
Например: читать, спрягать…
|
Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия» |
Задание. Расставьте ударения в словах. |
Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур,
бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог.
|
Четвертый конкурс. Тема: «Орфоэпия» |
Задание. Расставьте ударения в словах. |
Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур,
бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог.
|
Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы» |
Задание. Продолжите следующие крылатые фразы и вспомните автора: |
Счастливые часов……
|
Любви все возрасты…….
|
А вот слона – то я ……
|
В человеке все должно быть прекрасно……
|
И дым Отечества……
|
Чем меньше женщину мы любим.......
|
Кукушка хвалит петуха за то, что ……
|
Пример: Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) - Л.Н. Толстой
|
Пятый конкурс. Тема: « Крылатые фразы» |
Задание. Продолжите следующие крылатые фразы и вспомните автора: |
Счастливые часов……
|
Любви все возрасты…….
|
А вот слона – то я ……
|
В человеке все должно быть прекрасно……
|
И дым Отечества……
|
Чем меньше женщину мы любим.......
|
Кукушка хвалит петуха за то, что ……
|
Пример: Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) - Л.Н. Толстой
|
Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы» |
Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма: |
|
Шестой конкурс. Тема: «Фразеологизмы» |
Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма: |
|
Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма» |
Анаграмма – это когда из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Задание. Найдите анаграмму к словам: |
Вешал - …..
Комар - …..
Кабан - …..
Кот - ……
Мир - ……
Ров - ……
Клоун - …….
Коран - ……..
Приказ - ……..
Автор - …….. |
Седьмой конкурс. Тема: «Анаграмма» |
Анаграмма – это когда из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Задание. Найдите анаграмму к словам: |
Вешал - …..
Комар - …..
Кабан - …..
Кот - ……
Мир - ……
Ров - ……
Клоун - …….
Коран - ……..
Приказ - ……..
Автор - …….. |
Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи» |
Задание. Составьте мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовьте 10 советов, например:
|
1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что-то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин.
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Восьмой конкурс. Тема: «Культура речи» |
Задание. Составьте мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовьте 10 советов, например:
|
1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что-то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин.
|
1 . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Урок-игра по русскому языку и культуре речи
для студентов первого курса...
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6 класса "Юный филолог"
Цель курса - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности....