Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Экология в филологии».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цели:
 
- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;
 
- пополнить словарный запас учащихся;
 
- посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения.
 
Оборудование:
 
- карточки с пословицами для конкурса «Сложи пословицу»;
 
- карточки с изображениями животных и растений для конкурса  «Скажи  пословицу»;
 
- карточки с фразеологизмами для конкурса «Покажи слово»;
 
- карточки с изображениями животных и фразеологическими оборотами для конкурса болельщиков «Рисунок-подсказка».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_v_filologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Экология в филологии».

Тема: «Экология в филологии».

Цели:

- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

- пополнить словарный запас учащихся;

- посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения.

Оборудование:

- карточки с пословицами для конкурса «Сложи пословицу»;

- карточки с изображениями животных и растений для конкурса  «Скажи  пословицу»;

- карточки с фразеологизмами для конкурса «Покажи слово»;

- карточки с изображениями животных и фразеологическими оборотами для конкурса болельщиков «Рисунок-подсказка».

 Учитель

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие - «Экология в филологии». Каждый из вас знает, что экология связана с природой, а филология - с языком, нашей речью. Что же между ними общего? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, которые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь более выразительной. Большой популярностью пользуются в нашей речи пословицы и поговорки, среди ко­торых есть огромное количество «природных», «экологических».

(Дети делятся на две команды. Представление жюри конкурса).

Конкурс «Сложи пословицу»

В конкурсе участвуют по одному игроку от каждой ко­манды. Перед игроками - карточки с пословицами и по­говорками о природе, разрезанные на две части и пере­мешанные. Задание - сложить пословицы.

Пословицы   первой   команде:

Муравей невелик, а... (горы копает).

Какова земля... (таков и хлеб).

На ловца и... (зверь бежит).

Не от добра дерево... (листья роняет).

Старый конь... (борозды не портит).

Пословицы   второй   команде:

Всякое семя знает... (свое время).

Паршивая овца... (все стадо портит).

На безрыбье и... (рак рыба).

Резвого жеребца и... (волк не берет).

Каково семя... (таков и плод).

Конкурс «Скажи пословицу»

Учитель. Пока игроки выполняют задание, я предлагаю командам также вспомнить пословицы и поговорки, но уже о конкретном животном или растении.

Каждой   команде    предлагается   по   5   карточек   с изображениями животных и растений. Задание - вспомнить  пословицы,   поговорки,   фразеологизмы,   в   которых они   упоминаются. Карточки   первой   команде:

Волк. (Волков бояться - в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Волка ноги кормят. Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Ловит волк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сети не заманишь. В согласном стаде волк не страшен.)

Ворона. (Пуганая ворона и куста боится. От во­рон отстал, а к павам не пристал. В своем гнезде и ворона коршуну глаз выклюет.)

Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает. От од­ного порченого яблока весь воз загнивает.)

Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.)

Кошка. (Знает кошка, чье мясо съела. Рано пташеч­ка запела, как бы кошечка не съела. Кошке - игрушки, мышке - слезки. Не все коту Масленица, будет и Вели­кий Пост.)

Карточки  второй   команде:

Заяц. (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.)

Воробей. (Слово не воробей: вылетит - не пойма­ешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Из пуш­ки по воробьям не стреляют.)

Цветок. (Это все цветочки, ягодки потом будут. Вес­на красна цветами, а осень - плодами. На хороший цве­ток и пчелка летит. Со всего свету не собрать цвету.)

Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик свое болото хвалит. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ворон ворону глаз не вык­люет.)

Собака. (Собака лает, ветер носит. Собака на сене. Собака лает, а караван идет. Битому псу только плеть по­кажи.)

Конкурс «Найди слово»

Учитель. Очень украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной крылатые выражения, или, по-научному, фразеологические обороты. Многие из них произошли на основе наблюдений человека за природными явлениями, поведением зверей и птиц. Сейчас многие крылатые выражения имеют другую смысловую нагрузку, другое значение.

Каждой команде учитель предлагает по 5 карточек с объяснениями крылатых выражений. Задание - назвать крылатые выражения. Например, на карточке написано: «Нежелание смотреть в лицо опасности». Вы должны догадаться, что речь здесь идет о выражении «страусовая тактика», поскольку существует легенда, что в случае опасности страус прячет голову в песок или под крыло, очевидно, считая, что так можно избежать беды.

Задания   первой  команде:

1. Притворные сожаления, лицемерные, фальшивые слезы. (Крокодиловы слезы. Существует поверье, что крокодилы плачут в тот момент, когда поедают свою жертву. В свое время шведские ученые решили все-таки проверить, плачут ли крокодилы. И что же оказалось? А оказалось, что кроко­дилы и в самом деле проливают обильные слезы. Однако не из жалости, а от избытка солей в организме. Почки пресмыкающихся животных - несовершенный инструмент. Поэтому для удаления из организма избытка солей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила. Когда они работают в полную силу, кажется, будто свирепый хищник плачет горькими слезами.)

2. Ничего не видящий и не слышащий вокруг себя человек, разиня. (Глухая тетеря. Люди давно заметили свойство тетерева - терять на время токования слух. Огромная птица поет на дереве песню, закрыв в упоении глаза, и не слышит ничего, что делается вокруг. Одну из тетеревиных пород даже назвали глухарем.)

3. Полностью поседевший человек. (Седой как лунь. Лунь - пернатый хищник. Некоторые виды луней окрашены в голубовато-пепельные, серые цвета. И вообще птица лунь, с загнутым клювом и с венцом перьев вокруг щек и подбородка, удивительно напоминает убелен­ного сединами бородатого старца.)

Задания   второй   команде:

1. Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами. (Белая ворона. Среди животных встречаются альбиносы, то есть белые по цвету особи. Это обусловлено отсутствием в коже и волосах красящего вещества - пигмента. Такие животные - необыкновенная редкость.)

2. Напыщенная, преисполненная достоинства походка, сановитая поступь. (Ходить гоголем. Гоголь - это порода диких уток. На суше они выступают важно, вперевалочку, с выпяченной грудью и гордо закинутой головой, как, впрочем, и все утки. Но в пословицу вошли только эти.)

3. Ограбить дочиста, догола. (Ободрать как липку. В старину с молоденьких липовых деревьев наши предки сдирали кору - лыко - на поделки: лапти, короба. А со старых деревьев получалось только мочало. По всем ле­сам летом жалко торчали голые, засыхающие стволы на­чисто ободранных юных липок.)

Конкурс «Покажи слово»

Учитель. Наблюдая за повадками животных, человек подмечал в их поведении такие особенности, которые есть и у людей. Он перенес названия этих животных на тех людей, которые напоминали их своим поведением. Так, например, жаворонком называют человека, у которого период активности приходится на первую половину дня, а совой - того, у кого максимальная активность приходится на вторую половину.

А сейчас - наш следующий конкурс.

На карточках написаны фразеологические обороты, связанные с какими-либо чертами характера или состояни­ем человека.  Задание - при помощи мимики и жестов объяснить зрителям эти  выражения.

Выражения для  первой команды:

- голоден как волк;

- болтлив как сорока;

- упрям как осел;

- здоров как бык;

- назойлив как муха;

- топает как слон.

Выражения для второй команды:

- труслив как заяц;

- нем как рыба;

- хитер как лис;

- грязный как свинья;

- задиристый как петух;

- надутый как индюк.

Конкурс «Рисунок-подсказка»

Учитель. Пока игроки команд выполняют задание, я предлагаю зрителям конкурс.

Задание - глядя на карточку с рисунком, узнать за­шифрованный на ней связанный с миром животных фразеологизм.

Оформление карточки: на одной стороне - изображение животного, на другой - фразеологический оборот.

Задания   болельщикам   первой   команды:

Селедки в банке или в бочке. (Как сельдей в бочке, то есть очень много.)

Комар. (Комар носа не подточит, то есть дело сде­лано хорошо.)

Кошка. (На душе кошки скребут, то есть переживать, волноваться, плохо себя чувствовать.)

Муха. (Слышно, как муха пролетит, то есть полная ти­шина.)

Задания  болельщикам   второй  команды:

Рыба. (Как рыба в воде, то есть чувствовать себя свободно и непринужденно.)

Гусь. (Как с гуся вода, то есть невозможность по­действовать на человека какими-либо доводами и убеждениями.)

Курица. (Куры не клюют, то есть очень много.)

Медведь. (Медвежья услуга, то есть дело, которое принесло больше вреда, нежели пользы.)

Болельщики выигравшей команды приносят ей дополнительное очко.

Конкурс «Авторская фраза».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все задания щелкаете как орешки, то есть выполняете легко и быстро. Ну а за­кончит наш необычный конкурс «Авторская фра­за». Я буду зачитывать вам отрывки из литературных про­изведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения, и дать ей объяснение.

Фразы:

Писатель Н.С.Лесков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отправили, создал повесть «Лев­ша». Родилось крылатое выражение... («подковать бло­ху», то есть искусно выполнить замысловатую работу).

Г.-Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение... («гадкий утенок», то есть человек с неоцененными возможностями).

У Эзопа в басне «Путник и гадюка» расска­зывается о путнике, который пожалел погибающую от стужи змею и спрятал ее за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. И появился фразеоло­гический оборот... («пригреть змею на груди» - о небла­годарности за доброту).

Известный русский баснописец И. А. Крылов в бас­не «Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина, тоже решила поработать. Мартышка, же­лая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? (Мартышкин труд, то есть бесполезная, не­нужная работа.)

В другой крыловской басне «Лев на ловле» звери сообща устраивают облаву и добывают оленя. Но лев по праву сильного забрал всю тушу себе. Возникла фраза... («львиная доля» - в смысле несправедливости дележа или несправедливости людей власти и силы).

Учитель. Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и на­градить победителей. Надеюсь, что ваш лексикон сегод­ня существенно обогатился интересными словами и выражениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

"Филология с экологическим лицом" (внеклассное мероприятие по русскому языку)

"Филологияс экологическим лицом" (внеклассное мероприятие по русскому языку)...

Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                   Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Презентация. Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                             Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы»...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Брейн-ринг юных филологов"

Мероприятие проведено в рамках школьной недели русского языка и литературы среди учащихся 6-х классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса

Интегрированное занятие по русскому языку и литературе способстует развитию творческого начала в юном читателе...