Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения, развитие навыков выразительного чтения и художественного пересказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_5_klass.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.Работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения;
2.Развитие навыков выразительного чтения, художественного пересказа, элементов анализа художественного произведения;
3. Воспитание чувства ответственности, взаимоуважения, взаимовыручки.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки общеобразовательных ресурсов.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин) Слайд 1
Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.
Я думаю, что среди вас не найдется человека, который бы не любил сказки.
Сказка всегда рядом с ним. Сказка учит нас чувствовать и понимать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.
Но сначала присказка, а сказка будет впереди.
2. Рассказ ученика о Г.Х. Андерсене (2- 3 мин)
Слайд 2 Учитель:
Итак, было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе, родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.
Речь идёт о…….. Г.Х. Андерсене (1805-1875)
Рассказ о писателе подготовила Штенгелова Александра.
Слайды 3-4
Родился будущий писатель в семье сапожника и прачки.
Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег, оно находится в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу и ласку.
Слайд 5
Семья очень много значит в жизни каждого человека, особенно в детстве.
Первые сказки мальчик услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве.
Слайд 6
Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым мальчик сам сшил костюмы.
Слайд 7
«Моя жизнь как сказка», - говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семья еле-еле сводила концы с концами. В 14 лет уехал в Копенгаген. Именно там он написал первую пьесу и получил за неё гонорар. Андерсен потратил его на обучение.
Слайды 8-10
В 30 лет он издает три сборника своих произведений. «Сказки, рассказанные для детей». Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому.
3. Фронтальная беседа. Слайды 11-12 (2 мин)
Давайте вспомним самые известные вам сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)
Всего Андерсен написал 170 сказок.
Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости.
( Презентация, музыка) Слайды 13-16
Вы, конечно же, догадались! Это сказка …«Снежная королева».Тема нашего сегодняшнего урока «Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» Слайды 17-18
Сказка «Снежная королева» многогранна. Ребята, о чём эта сказка?
Она о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о победе добра и справедливости над злом и насилием.
Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.
4. Анализ сказки «Снежная королева» (20 мин)
Сказка «Снежная королева» многогранна. Ребята, о чём эта сказка?
Она о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о победе добра и справедливости над злом и насилием.
Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Итак, запишем тему нашего урока: «Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
Сказке, ребята, важно знать, помните ли вы ее героев. Я надеюсь, помните. Но ведь сказку нужно успокоить и выполнить ее задание.
Задание 1. Вспомним сюжет сказки. Для этого попробуем отгадать кроссворд. Слайды 19-28 (3 - 4 мин)
Молодцы, вы правильно отгадали кроссворд, и мы с вами увидели ключевое слово: зеркало. Какую волшебную силу оно имело? Какую роль сыграло зеркало в сюжете сказки?
(Основную, так как именно из-за него всё и произошло).
- Героев много, кто, по вашему мнению, является главными героями сказки? (Снежная королева, Кай, Герда)
-Что мы узнаём о Снежной королеве. На что в первую очередь мы обращаем внимание? Слайд 29
(Глаза)
Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы (история 2, стр. 19) ( 1-2 мин)
«Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
- С чем ассоциируется у вас Снежная королева? ( Холод, темнота, буря…пустота, неприступность)
Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце.
Красота?
Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся?
- Что вы чувствуете? Приятно?
- Почему радости не приносит?
Нет тепла – нет жизни.
В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!
Проблемный вопрос: Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу? (5-7 мин)
Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.
- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? (Чувство дружбы. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.
Пройдем этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь! У вас на столах карточки с заданием № 1.Расположите события в правильной последовательности. Проверка задания.
А теперь обратите внимание на картинке на слайде 30.Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки.
На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Вспомните их.
1. Река. Любовь способна на жертвы. Докажите. Художественный пересказ эпизода.
2. Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.
- Кого напоминает милая старушка?
- Как смогла Герда вырваться из её плена? (Сердце не давало ей покоя)
3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.
- Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (сказка 4, стр. 28 )«О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!) чтение отрывка
Главное для Герды было то, что Кай живой!
4. Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание
(могла остаться и спокойно жить)
Вывод: Истинное чувство может преодолеть всё.
5. Маленькая разбойница.
- Как встретились Герда и маленькая разбойница?
Фрагмент чтение стр.31 (первая встреча)
-А как они прощались? О чём это говорит?
Фрагмент чтение стр.34 (прощание)
Почему изменилась маленькая разбойница?
Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.
Герда плакала сначала от горя, потом от радости.
Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!
6. Лапландка и финка: На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.
На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает:
- Найдите по тексту ее слова, зачитайте их:
(Сказка 6,чтение текста, стр. 37) Слайд 37.
Физминутка
Почти весь путь пройден. Нам осталось совсем немного, но все уже устали,
давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть волшебный сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Я буду доставать по одному. А вы попробуйте определить, кому они принадлежат.
1.Рукавички (Герда)
2.Зеркало (тролль)
3.Сушеная рыба (старуха лапландка)
4.Нож (маленькая разбойница)
4.Снежинки (Снежная Королева).
Ну и теперь главное испытание, которое мы должны преодолеть вместе с Гердой: путь к чертогам Снежной Королевы.
7. Путь к чертогам Снежной Королевы.
-Что пришлось преодолеть девочке?
(Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)
8. У Снежной Королевы. Слайд 38.
- Каким Герда нашла Кая и как смогла возродить его к жизни? Давайте послушаем.
Ансамблевое чтение (Шестаков Никита, Табунщикова Татьяна, Цветкова Устинья)
- Почему Герда победила Снежную Королеву ?
Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь, которая смогла преобразить человека.
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказки. Перед вами карточки с заданием 2.
5.Самостоятельная работа. Задание: К имени героя подберите соответствующие цитаты. (5-7 мин)
Индивидуальная работа на карточках
Взаимопроверка. Проверка на слайдах.
6.Итог урока. Слайды 40-41 (2-3 мин)
- Чему учит сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? - Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды? 6. Домашнее задание: Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду? (письменная работа) Слайды 42-43 (звучит песня Сказочника из к/ф «Тайна Снежной Королевы» муз. М.Минкова сл. В.Коростылева) Заключительное слово учителя. Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство! Спасибо за урок! | |
Карточки к уроку (использование общеобразовательных ресурсов) |
Фамилия, имя ----------------------------------
Задание 1. Расположите события сказки в правильной последовательности
Событие |
| « - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!» |
Событие |
| « Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил»
|
Событие |
| « И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.» |
Событие |
| «За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.» |
Событие |
| «Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…» |
Событие |
| « На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…» |
Событие |
| «Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги» |
Задание 2. Найдите соответствия
К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты
Тролль | « … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»
|
Снежная королева | « необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»
|
Кай | « Злой – презлой, сущий дьявол.»
|
Герда | « … держался он вообще непринужденно и мило.»
|
Старушка, которая умела колдовать | « Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»
|
Принцесса | Умница, каких свет не видывал!»
|
Принц | Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»
|
Маленькая разбойница | Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"
Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...
Конспект урока литературы. 5класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки».
Урок литературы....
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Конспект урока литературы в 5 классепо теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»....
Конспект урока литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока литератры в 5 классе...
Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цели урока.Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, ...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказка Х.К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.
Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Это значит, что учебная ситуация строится определенным, на сегодняшн...