Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Гречанюк Валентина Ивановна

Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком  отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения, развитие навыков выразительного чтения и художественного пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_5_klass.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

 

Тип урока: комбинированный

 

Цели  урока: 

1.Работа над  навыком  отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения;

2.Развитие навыков выразительного чтения, художественного пересказа, элементов анализа художественного произведения;

3. Воспитание чувства ответственности, взаимоуважения, взаимовыручки.

Оборудование:  мультимедийная  презентация, карточки общеобразовательных ресурсов.

 

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин) Слайд 1

      Сегодня, ребята,  мы окунемся в волшебный, загадочный  мир, мир, никому до сих пор не подвластный,  мир сказок.

      Я думаю, что среди  вас не найдется человека, который бы не любил сказки.

Сказка всегда рядом с ним. Сказка учит  нас чувствовать и понимать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.

      

      Но сначала присказка, а сказка будет впереди. 

  

2. Рассказ ученика о Г.Х. Андерсене (2- 3 мин)

 

     Слайд  2 Учитель:

   Итак,  было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой  северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе,  родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что   через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.

Речь идёт о…….. Г.Х. Андерсене  (1805-1875)

Рассказ о писателе подготовила Штенгелова Александра.

        Слайды 3-4

 Родился будущий писатель  в семье  сапожника и прачки.

          Семья была бедной и ютилась  в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак.  Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег,  оно находится  в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов  была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу и ласку.

          

 Слайд 5 

Семья очень много значит в жизни каждого человека, особенно в детстве.

             Первые сказки мальчик услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве.

           Слайд 6

 Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым мальчик сам сшил костюмы.

 

          Слайд 7

 «Моя жизнь как сказка», - говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет  он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семья еле-еле сводила концы с концами.  В 14 лет уехал в  Копенгаген. Именно там он написал первую пьесу и получил за неё гонорар.  Андерсен  потратил его на обучение.

Слайды 8-10

В 30 лет он издает три сборника своих произведений. «Сказки, рассказанные для детей». Андерсен был человеком   необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям  радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому.

 

          3. Фронтальная беседа. Слайды 11-12  (2 мин)

Давайте вспомним самые известные вам  сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)

 

          

             

          Всего  Андерсен написал 170 сказок.

 

          Сегодня одна из  его сказок приглашает нас в гости.

 

 ( Презентация, музыка) Слайды 13-16

 

Вы, конечно же, догадались! Это сказка …«Снежная королева».Тема нашего сегодняшнего урока «Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» Слайды 17-18 

Сказка «Снежная королева» многогранна. Ребята, о чём эта сказка?

Она    о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о победе добра и справедливости над злом и насилием.

Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

 

4. Анализ сказки «Снежная королева»  (20 мин)

 

      Сказка «Снежная королева» многогранна. Ребята, о чём эта сказка?

Она    о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о победе добра и справедливости над злом и насилием.

Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

 

       Итак, запишем тему нашего урока: «Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

 

      Сказке,  ребята,  важно  знать, помните ли вы ее героев. Я надеюсь, помните. Но ведь сказку нужно успокоить и выполнить ее задание.

 

 

Задание 1.  Вспомним сюжет сказки.  Для этого попробуем отгадать кроссворд.  Слайды 19-28 (3 - 4  мин)

Молодцы, вы правильно отгадали кроссворд, и мы с вами увидели ключевое слово: зеркало. Какую волшебную силу оно имело? Какую роль сыграло зеркало в сюжете сказки?

(Основную, так как именно из-за него всё и произошло).

 

-   Героев много,  кто, по вашему мнению, является главными героями сказки? (Снежная королева, Кай, Герда)

                                                                                            

 

   -Что мы узнаём о Снежной королеве.   На что в первую очередь мы обращаем внимание? Слайд 29

(Глаза)

    Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы  (история 2, стр. 19) (  1-2 мин)

 

    «Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

 

-    С чем ассоциируется у вас Снежная королева?  ( Холод, темнота, буря…пустота, неприступность)

 

    Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце.

Красота?

Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся?

- Что вы чувствуете? Приятно?

- Почему     радости не приносит?

Нет тепла – нет жизни.

 

   В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!

 

  Проблемный вопрос: Почему маленькая  хрупкая  девочка победила злую волшебницу? (5-7 мин)

 

    Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.

 

- Что движет  Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? (Чувство дружбы. Она не помнит обид и зла, которое он  причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

 

Пройдем этот путь вместе  с Гердой и посмотрим, на что способна любовь! У вас на столах карточки с заданием № 1.Расположите события в правильной последовательности. Проверка задания.

А теперь обратите внимание на картинке на слайде 30.Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки.

 

    На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Вспомните их.

 

 

1. Река.  Любовь способна на  жертвы. Докажите. Художественный пересказ эпизода.

2. Старушка.    Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.

- Кого напоминает милая старушка?

- Как смогла Герда вырваться из её плена? (Сердце не давало ей покоя)

 

3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают.  Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и  испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.

-  Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (сказка 4,  стр. 28 )«О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!) чтение отрывка 

Главное для Герды было то, что Кай живой!

4. Принц и Принцесса.  Докажите, что это тоже своеобразное испытание

(могла остаться и спокойно жить)

 

Вывод: Истинное чувство может преодолеть всё.

 

5. Маленькая разбойница.

- Как встретились Герда и маленькая разбойница?

Фрагмент чтение стр.31 (первая встреча)

-А как они прощались? О чём это говорит?

Фрагмент  чтение стр.34 (прощание)

 

    Почему изменилась маленькая разбойница?

 

    Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти   другого человека.

Герда плакала сначала от горя, потом от радости.

 

    Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!

 

6. Лапландка и финка: На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.

На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает:

 

- Найдите по тексту ее слова, зачитайте их:

(Сказка 6,чтение текста, стр. 37) Слайд 37.

Физминутка

Почти весь путь пройден. Нам осталось совсем немного, но все уже устали,

давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть волшебный сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Я буду доставать по одному. А вы попробуйте определить, кому они принадлежат.

1.Рукавички (Герда)

2.Зеркало (тролль)

3.Сушеная рыба (старуха лапландка)

4.Нож (маленькая разбойница)

4.Снежинки (Снежная Королева).

Ну и теперь главное испытание, которое мы должны преодолеть вместе с Гердой: путь к чертогам Снежной Королевы. 

7. Путь к чертогам Снежной Королевы.

-Что пришлось преодолеть девочке?

(Одна  на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)

8.      У Снежной Королевы. Слайд 38.

 

  -  Каким Герда нашла Кая и как смогла  возродить его к жизни? Давайте послушаем.

 

Ансамблевое чтение  (Шестаков Никита, Табунщикова Татьяна, Цветкова Устинья)

- Почему  Герда   победила Снежную Королеву ?

Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила  любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая  на подвиг, любовь,  которая  смогла преобразить человека.

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказки. Перед вами карточки с заданием 2.

5.Самостоятельная работа. Задание: К имени героя подберите соответствующие цитаты. (5-7 мин)

Индивидуальная работа на карточках

Взаимопроверка. Проверка на слайдах.

6.Итог урока. Слайды 40-41 (2-3 мин)

- Чему учит сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»?

- Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

6. Домашнее задание:  Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду? (письменная работа)

Слайды 42-43

(звучит песня Сказочника из к/ф «Тайна Снежной Королевы»

муз. М.Минкова сл. В.Коростылева)

Заключительное слово учителя. Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!     Спасибо за урок!

Карточки к уроку (использование общеобразовательных ресурсов)

 Фамилия, имя             ----------------------------------

 

Задание 1. Расположите события  сказки в правильной последовательности

 

 

 

Событие

 

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие

 

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил»

 

Событие

 

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие

 

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

 

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие

 

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

 

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»

 

 

 

Задание 2.     Найдите соответствия

                        К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты

 

Тролль

«  … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

 

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

 

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

 

Герда

«  … держался он вообще непринужденно и мило.»

 

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

 

Принцесса

Умница, каких свет не видывал!»

 

Принц

Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

 

Маленькая разбойница

Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"

Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло  в  сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы в 5 классепо теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказка Х.К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека.  Это значит, что учебная ситуация строится определенным, на сегодняшн...