Конспект урока литературы. 5класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы. 5класс.Учитель МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» Плюхина Н.Е.
Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки.
Цель урока:
содержательная: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст;
деятельностная: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.
Задачи:
Образовательная:
помочь детям раскрыть содержание сказки, её идейный замысел; продолжать работу над умением давать характеристику героям произведения и оценку поступкам; доказать, что добро побеждает зло.
Развивающая:
развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;
оценивать поступки героев;
совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, развивать логическое мышление.
Воспитывающая:
способствовать становлению личностной нравственности школьников на основе идейного содержания сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Планируемые результаты.
Предметные УУД: развитие навыка анализа художественного текста, формирование умения выражать собственное отношение к произведению, к поступкам героев.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения К.Г.Паустовского к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: ноутбук,проектор,учебник, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Организация начала урока. | Ребята, давайте начнём сегодняшний урок с улыбки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. Вы передаёте частичку своего хорошего настроения другому. Ведь нас окружают добрые и внимательные люди, поэтому сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. | Мобилизация внимания. | 1 мин. |
2.Мотивация к учебной деятельности. | Учитель читает отрывок из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» (Приложение №1) - Отрывок из какого произведения вы прослушали? Кто автор этой сказки? -Какое впечатление произвело на вас это произведение? | Слушают чтение текста, отвечают на проблемные вопросы, рассуждают, делятся впечатлениями. | |
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | - Начнём урок с игры «Узнай героя». -Теперь проверьте себя, насколько точно вы помните содержание текста. На выполнение тестового задания вам отводится 2 минуты. - Ребята, закончив выполнять задание, передайте его соседу по парте. Проверьте работу одноклассника. Оцените ее, посмотрев на слайд. - Поставьте свою отметку в оценочный лист. Приём «Цветовые ассоциации» -А теперь представьте жизнь двух понятий – Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их? Обоснуйте свой ответ.Что такое добро? Зло?(Светлые цвета. Добро – это радость, счастье, хорошие поступки. Тёмные цвета. Зло-это горе, вред, плохие поступки). - В каких литературных жанрах добро всегда борется со злом? ( В сказках) - Назовите уже известные вам сказки, в которых можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы? (« Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын…» и др.) | Работа с тестом. Взаимопроверка. Определяют смысл понятий «добро» и «зло». | |
4.Целеполагание, планирование. | Сегодня на уроке нам предстоит внимательно разобраться в произведении К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», понять, о чём нас заставляет задуматься автор, какие выводы сделать? - Итак, как бы вы определили тему нашего урока? - Составьте её из слов и словосочетаний, предложенных в задании в рабочем листе: герои сказки, добро, и их поступки, в сказке, зло. - Запишите тему урока . (Слайд) - Эпиграфом к нашему уроку являются замечательные слова К. Г. Паустовского: «Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь». ( Слайд) - Как вы их понимаете? - Как мы можем сформулировать цель нашего урока, исходя из темы? (Цель урока: раскрыть значение понятий «добро» и «зло» на примере анализа сказки… - Определим задачи нашего урока. Предложите свои варианты и сверьте с образцом. (Слайд) Задачи: -охарактеризовать героев; -оценить поступки героев; - доказать,что добро побеждает зло. | ||
5. Физкультминутка. | Выполняют простые для зрения упражнения . | ||
6. Открытие нового знания. Осмысление содержания. Работа с текстом . Словарная работа. Самостоятельная работа. Исследовательская работа . | - Ребята, как вы понимаете выражения – «нравственные качества», «безнравственные поступки»? (Нравственные качества:доброта,трудолюбие,милосердие,скромность,честность.) Эти качества раскрывают понятие «добро». Безнравственные поступки: добрые дела для повышения своего авторитета, предать человека, который тебе доверяет, унижать человека и т. д.) А эти поступки олицетворяют зло. -Кто из героев сказки совершил безнравственный, злой поступок?(Филька) Обратимся к тексту. Приём «Чтение с остановкой» Читает учитель. Чтение с остановками «Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу». Как вы думаете, что произойдёт дальше? «Да ну тебя!...по губам». «Конь … до слов Иди , копай» -Что будет дальше и почему? Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. Выбрасывает хлеб-это великий грех. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. Природа реагирует на злые поступки, олицетворяет зло.) - Каким мы видим Фильку до разговора с бабушкой? Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», жестокий. - Позднее Филькина бабушка рассказывает притчу. Найдите определение этому слову в Словаре литературоведческих терминов в вашем учебнике. Чтение притчи по ролям. - Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабушки и Фильки? (мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.) — Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»? Приём «Верите ли вы, что…» - Филька совершил злодейство.(Обижает коня,обзывает,бросает хлеб) - Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки. - Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих Работа в группах. - А теперь давайте посмотрим, как некоторые герои предлагают справиться со злом. Для этого мы разделимся на группы, каждая группа выполняет своё задание ( отвечает на вопросы): 1 группа: что предлагает Фильке бабушка? 2 группа: что советует сделать Панкрат? 3 группа : что делают ребята? Найдите ответы в тексте. - Как же боролись со злом герои сказки?Сделайте вывод. - Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба. -Как изменился Филька? (Деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем. -Как изменилось описание природы? Картина олицетворяет добро,т.к. Филька совершил благородный поступок. Это говорит о взаимосвязи человека и природы.) -На каком приёме построена сказка? Работа по группам. Задания: 1 группа. Найдите пословицы и поговорки в произведении. Выпишите в рабочий лист . 2 группа. Найдите реальные и сказочные мотивы в произведении. Запишите в рабочий лист . 3 группа. Охарактеризуйте мужика из притчи и Фильку. Почему у Фильки не замёрзло сердце? ( Задания на слайде) | Отвечают на вопросы. Выразительное чтение притчи. Работают в группах. Осмысление содержания сказки, организуют смысловое чтение, учатся выражать свою точку зрения, проводят исследовательскую работу. | |
6.Включение нового знания в систему знаний. | Просмотр фрагмента из мультфильма по сказке «Тёплый хлеб». - Какой вывод можно сделать, просмотрев этот фрагмент? ( Конь простил Фильку, наступила весна. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый). Составление кластера. Соотнесите слова, словосочетания с понятиями «добро-зло». Сверьте с ответом на доске. Выставите свою отметку на лист оценивания. | Отвечают на вопросы, делают выводы. Самопроверка. | |
7.Подведение итогов урока. | Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? Запишите в рабочий лист. (Нужно быть добрыми, отзывчивыми. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать. Необходимо ко всему относиться с добром. Быть внимательным и добрым. Уметь видеть чудо и творить его. ) Учитель. Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. | Формулируют свои варианты. | |
8. Рефлексия и оценивание. | Заполните, пожалуйста , анкету в оценочном листе. Учитель. Спасибо всем за урок. Ребята, как вы думаете, кто сегодня на уроке прекрасно работал, чьи ответы были правильными и полными? Кто заслуживает пятёрки? - Чья группа была более активной? Почему? Выставление отметок за урок с комментариями. Оцените свою работу на уроке в рабочих листах, сдайте их. | Оценивают свою работу на уроке и работу товарищей. | |
9. Домашнее задание. | Домашнее задание напечатано каждому на листочке. 1.Ответить на вопросы: почему сказка называется «Тёплый хлеб»? - А какое название сказке дали бы вы? Почему? 2. Подобрать пословицы о хлебе ( 3-5). 3.Творческое задание: в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор. ( По желанию) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб » Учитель: русского языка и литературы Мыгыш Н.Г.Класс: 5 .Тип урока: урок-м...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...
Урок литературы в 5 классе "К.Г. Паустовский "Тёплый хлеб": герои сказки и их поступки"
Урок открытия нового знания...
Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...