Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы в 5 классе
по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._g._paustovskiy_teplyy_hleb_docx.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Конспект урока литературы в 5 классе
по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Дата проведения: 13.02.2015 год
Провела: учитель русского языка и литературы
Журавлева О. С.
г. Ногинск
Цели: развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;
закрепить умение выстраивать цепь событий;
совершенствовать умение находить средства выразительности и определять их роль в тексте;
продолжить работу над развитием умений высказывать свою точку зрения и уметь обосновывать её;
способствовать воспитанию доброты, чуткости, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.
Оборудование: презентация к произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Эмоциональная подготовка к восприятию материала. (Звучит мелодия пурги, а учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга).
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.
- Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
- Кто автор этой сказки?
(Это отрывок из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”)
3. Определение темы урока. Введение.
-Кто такой Филька?
-На что в характере мальчика обращает внимание автор?
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня).
- Перескажите эпизод, в котором Филька обижает коня.
- Какой еще проступок совершил Филька? ( Он бросил хлеб на землю. Удар хлеба о землю есть оскорбление того, что выращено этой землёй).
- Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? (Добро и зло).
- Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?
Основываясь на содержании сказки К. Г. Паустовского, я предлагаю вам ответить на основополагающий вопрос: Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
4. Лексическая работа.
Дается определение слов «добро» и «зло».
Добро - всё положительное, хорошее, полезное;
Добрый - 1.делающий добро другим, отзывчивый;
2.несущий благо, добро, благополучие;
3. хороший, нравственный.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Злой – 1.заключающий в себе зло;
2.полный злобы, злости;
3.причиняющий сильную неприятность, боль.
4. Анализ текста.
- Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?
(Волшебные сказки состоят из 3 частей)
- Как называются эти части?
(зачин, развитие действия и концовка)
- А какой зачин в сказке «Теплый хлеб»?
(Здесь реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).
- А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?
(Она наполовину сказочная, наполовину реалистичная).
Зачин – развитие действия – концовка
- Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?
(Бережки)
- Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?
(Коня звали Мальчик).
- В какой части сказки мы об этом узнали?
(В конце сказки).
- Назовите героев сказки.
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
- Как вы думаете, ребята, кто является главным героем сказки? Панкрат? Филька? Конь?
( Возможно, это Филька. Именно он виновник конфликта, всей интриги).
- Кто же такой Филька? Дадим ему характеристику.
(Сирота, мало видел добра, не доверял людям, «Да ну тебя!»), е л дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)
- Как Филька назвал коня в злобе? (христарадник)
Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова “Христарадник”?
(Человек, который просит подаяния «Христа ради»)
- К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
(К самому близкому человеку – бабке)
- Чем помогла Фильке бабка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)
- Найдите и прочитайте описание мельника Панкрата.
( Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)
- Чем помог мельник Панкрат Фильке?
(Обозначил границы беды, заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из- подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода).
- Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.
( “Брось реветь…”)
- Что же придумал Филька?
(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)
- Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?
(Он созвал стариков в деревне)
- Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?
(Это сорока и летний ветер)
- Как сорока помогла мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)
- А что сделал теплый ветер?
(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
- Каков же результат взаимодействия всех помощников?
(Они остановили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)
- Мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба.
(Хлеб издавна главная пища людей. Он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и исполняет своё человеческое предназначение, несёт в мир тепло и добро. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.)
- Сумел ли Филька исправить свою ошибку?
(Да, Филька ошибся, но потом сумел исправить свою ошибку)
- Как природа реагирует на изменения, произошедшие в Филькином сердце?
(Зачитать: «…ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной…Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки»)
- Обратите внимание, «холоду» и «стуже» автор противопоставляет «тепло», ключевыми становятся слова со значением «тёплый»: дул тёплый ветер, становилось всё теплее, бурлит тёплая вода, запах тёплого хлеба, горячая мука, жаркий печной огонь, горячие солнечные пятна.
-Являются ли определения в данных словосочетаниях эпитетами?
- Как вы думаете, почему сказка называется «Тёплый хлеб»?
- А в этом словосочетании «тёплый» - эпитет или прямое определение?
- Что автор вложил в это понятие?
- Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем. Изменился ли герой?
Словарная работа.
- Вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку при первой встрече?
(Он назвал Фильку «бессмысленным гражданином»).
- Как вы понимаете значение этого словосочетания?
- А как можно назвать Фильку в конце сказки?
(Честным человеком, хорошим человеком, настоящим гражданином)
- Что значит, по-вашему, гражданин?
(“Отечества достойный сын”)
5.Физкультминутка.
6. Подведение итогов урока.
На этом мы прервем чтение и анализ рассказа и посмотрим, какой путь совершает человек на пути к покаянию. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступенька очищает совесть, освобождает её от гнёта вины. Давайте попробуем нарисовать эту лестницу покаяния. (Презентация на слайде).
- Какова будет первая ступенька? Это ОСОЗНАНИЕ своего поступка, стыд за неправедное дело, мысль или намерение.
Надо глубоко прочувствовать свою вину.
- Какова будет вторая ступенька? Это ПРЕОДОЛЕНИЕ. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.
- Какова будет третья ступень? Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагаетЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАССКАЯНИЕ. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что ты себя этим унижаешь. На самом же деле, ты только возвышаешься в глазах людей, и, прежде всего, перед своей совестью.
- Какова будет четвертая ступенька? ИСКУПЛЕНИЕ вины. Однако не всем и не всегда удаётся подняться на четвёртую ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.
Но у лестницы покаяния есть ещё одна, самая высокая ступень, БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА УРОК.
- Кто же и кого должен благодарить?
- Каким образом? (высказывания детей ).
- Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Он прошел эту лестницу с первой по четвертую ступеньку и тем самым искупил свою вину.
- Чему же учит сказка Паустовского?
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку, как и сделал герой сказки – Филька.)
7. Домашнее задание.
8.Организованное завершение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
урок закрепления изученного...
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...
Разработка урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»" (с использованием элементов технологии критического мышления)
По типу урок – изучение нового материала. В основу построения данног...