Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Журавлева Оксана Сергеевна

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._g._paustovskiy_teplyy_hleb_docx.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Дата проведения: 13.02.2015 год

Провела: учитель русского языка и литературы

Журавлева О. С.

г. Ногинск

Цели: развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;

закрепить умение выстраивать цепь событий;

совершенствовать умение находить  средства выразительности и определять их роль в тексте;

продолжить работу над развитием умений высказывать свою точку зрения и уметь обосновывать её;

способствовать воспитанию доброты, чуткости, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.

Оборудование: презентация  к произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Эмоциональная подготовка к восприятию материала. (Звучит мелодия пурги, а учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга).

...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.

...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.

- Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

- Кто автор этой сказки?

(Это отрывок из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”)

3. Определение темы урока. Введение.

-Кто такой Филька?

-На что в характере мальчика обращает внимание автор?

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня).

Перескажите эпизод, в котором Филька обижает коня.

- Какой еще проступок совершил Филька? ( Он  бросил  хлеб  на  землю.  Удар  хлеба  о  землю  есть  оскорбление  того,  что  выращено  этой  землёй).

- Вспомните,  что  всегда  противопоставляется  в  любой  сказке?  (Добро и зло).

 - Подумайте,  могут  ли  эти  два  понятия  стать  темой  нашего  сегодняшнего  урока?

Основываясь на содержании сказки К. Г. Паустовского, я предлагаю вам ответить на основополагающий вопрос: Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

4. Лексическая работа.

Дается определение слов «добро» и «зло».

Добро - всё положительное, хорошее, полезное;

                            Добрый - 1.делающий добро другим, отзывчивый;        

                            2.несущий благо, добро, благополучие;        

                            3. хороший, нравственный.        

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

                          Злой – 1.заключающий в себе зло;

                                     2.полный злобы, злости;

                                    3.причиняющий сильную неприятность, боль.

4. Анализ текста.

- Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?

(Волшебные сказки состоят из 3 частей)

- Как называются эти части?

(зачин, развитие действия и концовка)

- А какой зачин в сказке «Теплый хлеб»?

(Здесь  реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).

- А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?

(Она наполовину сказочная, наполовину реалистичная).

Зачин – развитие действия – концовка

- Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?

(Бережки)

- Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?

(Коня звали Мальчик).

- В какой части сказки мы об этом узнали?

(В конце сказки).

- Назовите героев сказки.

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

- Как вы думаете, ребята, кто является главным героем сказки? Панкрат? Филька? Конь?

( Возможно, это Филька.  Именно он виновник конфликта, всей интриги).

- Кто же такой Филька?  Дадим ему характеристику.

 (Сирота, мало видел добра, не доверял людям, «Да ну тебя!»), е л дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)

- Как Филька назвал коня в злобе? (христарадник)

Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слова “Христарадник”?

(Человек, который просит подаяния «Христа ради»)

- К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

(К самому близкому человеку – бабке)

- Чем помогла Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)

- Найдите и прочитайте описание мельника Панкрата.

( Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)

- Чем помог мельник Панкрат Фильке?

(Обозначил границы беды,  заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из- подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода).

- Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.

( “Брось реветь…”)

- Что же придумал Филька?

(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)

- Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?

(Он созвал стариков в деревне)

- Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?

(Это сорока и летний ветер)

- Как сорока помогла мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)

- А что сделал теплый ветер?

(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

- Каков же результат взаимодействия всех помощников?

(Они остановили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)

- Мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба.

 (Хлеб издавна главная пища людей. Он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и исполняет своё человеческое предназначение, несёт в мир тепло и доброА Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.)

- Сумел ли Филька исправить свою ошибку?

(Да, Филька ошибся, но потом сумел исправить свою ошибку)

- Как  природа  реагирует  на  изменения,  произошедшие  в  Филькином  сердце?

(Зачитать: «…ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной…Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки»)

- Обратите внимание, «холоду» и «стуже» автор противопоставляет «тепло», ключевыми становятся  слова  со  значением  «тёплый»: дул тёплый ветер, становилось всё теплее, бурлит тёплая вода, запах тёплого хлеба, горячая мука, жаркий печной огонь, горячие солнечные пятна.

-Являются ли определения в данных словосочетаниях эпитетами?

- Как вы думаете, почему сказка называется «Тёплый хлеб»?

- А в этом словосочетании «тёплый» - эпитет или прямое определение?

Что автор вложил в это понятие?

- Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем. Изменился ли герой?

Словарная работа.

- Вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку при первой встрече?

(Он назвал Фильку «бессмысленным гражданином»).

- Как вы понимаете значение этого словосочетания?

- А как можно назвать Фильку в конце сказки?

(Честным человеком, хорошим человеком, настоящим гражданином)

- Что значит, по-вашему, гражданин?

(“Отечества достойный сын”)

5.Физкультминутка.

6. Подведение итогов  урока.

На этом мы прервем чтение и анализ  рассказа и посмотрим, какой путь совершает  человек на пути к покаянию. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступенька очищает совесть, освобождает её от гнёта вины. Давайте попробуем нарисовать эту лестницу покаяния. (Презентация на слайде).

- Какова будет первая ступенька? Это ОСОЗНАНИЕ своего поступка, стыд за неправедное дело, мысль или намерение.

Надо глубоко прочувствовать свою вину. 

- Какова будет вторая ступенька? Это ПРЕОДОЛЕНИЕ. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми  и страх наказания.

Какова будет третья ступень? Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагаетЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАССКАЯНИЕ. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что ты себя этим унижаешь. На самом же деле, ты только возвышаешься в глазах людей, и, прежде всего, перед своей совестью.  

Какова будет четвертая ступенька? ИСКУПЛЕНИЕ вины.  Однако не всем  и не всегда удаётся подняться на четвёртую ступень. Дурное совершается бездумно,  легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

  Но у лестницы покаяния есть ещё одна, самая высокая ступень, БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА УРОК.

Кто же и кого должен благодарить? 

- Каким образом? (высказывания детей ).

- Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Он прошел эту лестницу с первой по четвертую ступеньку и тем самым искупил свою вину.

- Чему же учит сказка Паустовского?

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку, как и сделал герой сказки – Филька.)

7. Домашнее задание.

8.Организованное завершение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...

Разработка урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»" (с использованием элементов технологии критического мышления)

                                  По типу урок – изучение нового материала. В основу построения данног...