Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло  в  сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской стажёрской площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo_v_skazke_po_fgos.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:


    Открытый урок по литературе (ФГОС)  5 класс.

Учитель  русского языка и литературы   МОУ ООШ № 34  высшей
квалификационной категории  Галдина Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

   

Предмет:    литература                                                                                                    

Класс: 5

Автор УМК:  под редакцией В.Я. Коровиной

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб».

Тип урока:  комбинированный

Основная дидактическая задача:

освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий  «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста как  основой умения учиться понимать текст; формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, формировать культуру общения в работе  группами.

7. Планируемые результаты:

- личностные: осознание нравственных ценностей как необходимого условия жизни человека;

- метапредметные: умение организовать свою деятельность на уроке, определять цели и задачи, умение самостоятельно вести поиск, анализ, выбор  необходимой информации, высказывать свои суждения, подтверждая фактами, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

- предметные: выразительно читать текст, анализировать эпизоды

 Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная,  парная, групповая
 Оборудование: Арм учителя

Средства активизации познавательной деятельности: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групп, презентация, дополнительные  образовательные ресурсы (Толковый словарь)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

регламент

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. На партах у вас находится всё самое необходимое: учебники, рабочие тетради, ручки, оценочные листы, сигнальные карточки, листы с заданиями, зелёные листики.

Оценочный лист мы будем заполнять в течение урока. На уроке вы за свои ответы будете зарабатывать жетоны. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке

Проверяют готовность к уроку

Личностные:   Освоение социальных норм, правил поведения;  формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели урока.

1-2 минуты

2. Мотивация к учебному действию

Постановка цели урока

 Чтобы обозначить тему урока, обратимся к восточной притче. Прочитаем её и ответим на вопрос: о каких двух волках рассказывается в произведении?

Читает притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Задаёт вопросы, загадывает загадку, выслушивает ответы, подводит к формулировке темы урока, обобщает высказывания учащихся.
Как вы поняли, о  каких двух волках рассказывается в произведении?

Предположите, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Правильно, именно о категориях добра и зла пойдёт речь на уроке.

Но у нас не классный час, а урок литературы. Поэтому мы будем рассматривать эти понятия на примере  художественного произведения, название которого скрыто в загадке. Отгадайте её и назовите произведение и его автора.

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный  …Тёплый хлеб….

.Сформулируйте тему  урока. Запишем её в тетрадь.

Добро и зло в  сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Для чего мы будем говорить о добре и зле, описанных в сказке Паустовского?

Говорят, что учатся на своих ошибках, а мы попробуем научиться на чужих, на ошибках, которых совершил главный герой сказки. В этом и будет заключаться цель урока.

Чтобы не совершать плохих поступков, не быть злым, творить добро.

 Слушают притчу, отвечают на вопросы, заслушивают ответы друг друга, анализируют полученные результаты. Формулируют название темы урока, записывают  её в тетради

Личностные:   Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения

Познавательные: Формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач.

Коммуникативные: Формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности; умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

5 мин

3 Этап Актуализация опорных знаний по теме

Задаёт вопросы с целью выявления знаний по поставленной теме урока

Прежде чем приступить к сказке, давайте поразмышляем над главными понятиями урока.

Как вы понимаете, что такое зло? Приведите примеры злых поступков из жизни. А почему появляется зло, почему люди его совершают?

А что написано в Толковом словаре, какое определение слову даётся?

Давайте сравним с нашими выводами.

Обратимся ещё раз к притче.

С каким волком борется злой волк?

А что такое добро? Давайте порассуждаем об этом, а потом сравним наше определение с определением, данным в Толковом словаре.

В каких поступках проявляется добро?

Сравним с определением Толкового словаря

А как понимаете последние слова притчи? (Побеждает тот волк, которого ты кормишь?)

А как вы думаете, какой поступок совершить легче и почему?  Для этого представим себе десятиэтажный дом. В нём нет лифта. Как вы думаете, что легче: подняться на 10 этаж или спуститься с 10 на первый?

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы,  вступают в диалог, показывают свои знания по теме урока

Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего морально-нравственным законам общества,  уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Коммуникативные: Формирование умений самостоятельно отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи

Познавательные: формирование умения работать со словарём, соотносить художественное произведение с реальной жизнью

Регулятивные: Формирование умения  самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели

4 мин

4 этап

Осмысление художественного произведения

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала.

Чтобы рассуждать о добре и зле в сказке, мы должны вспомнить героя, в котором борются два волка.

Назовите этого героя.

Какие поступки совершает Филька в произведении, добрые они  или злые, почему герой так  поступает -   на эти вопросы мы будем отвечать на уроке

Но сначала давайте вспомним, каким был мальчик.

Расскажите о герое по плану, остальные внимательно слушают и готовятся оценивать ответ Выслушивает сообщения обучающегося, построенное по плану, дополнения учащихся класса, помогает при оценивании ответа.

Задаёт вопросы:
Хочется ли вам дружить с таким мальчиком?

Отвечают на вопросы, выступают с сообщением, дополняют ответ, проводят оценивание
План рассказа о герое.

Имя героя.

Главный герой или второстепенный.

Где живет и  с кем.

Какие черты характера героя показывает автор.

Оценивание по плану

1. Правильность ответа

2.Строился по плану

3.Был подготовлен

4.Можно ли дополнить ответ

5.Оценка

Личностные:   Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям;

Познавательные: Формирование умения  изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием дополнительных образовательных ресурсов, для выполнений учебных заданий; умения структурировать тексты; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: Формирование умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи.

4 мин

5. этап. Выразительное чтение эпизодов с последующим анализом

Организует работу по выразительному чтению и анализу  эпизода

Какой поступок совершает Филька в начале произведения: добрый или злой?  Для этого  прочитаем по ролям «Как Филька обидел коня»
(1 группа)
Остальные следят за чтением, готовятся его оценивать по плану

Какой поступок совершает Филька в начале произведения: добрый или злой?

А в чём выразилось зло мальчика?

Закричал, ударил, оскорбил словами, бросил хлеб на землю.

А почему мальчик так поступил, как вы думаете?

А вот в этот момент он понимает, что  сотворил?

Он не понимает.  И не понимает последствия своего поступка.
Поэтому автор наказывает своего героя.

Как наказан герой? Найдите и прочитайте эпизод.

Остальные слушают чтение и готовят оценивание

Как наказан герой?

Выразительное чтение эпизода по ролям, отвечают на вопросы, оценивают чтение

Личностные:   Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные: Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач;

Коммуникативные: Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст

5 мин

6.Динамическая пауза

 Проводит динамическую паузу

Давайте представим себя на месте Фильки. Что он чувствует? (замёрз, пытается согреться, приседает от ужаса, деревья качаются)

Представить себя на месте Фильки, изобразить его действия во время того, как он добирался до дома Показывает 1 ученик, остальные повторяют

Личностные:   Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах  сверстников.

Коммуникативные: Формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности

2 мин

7. Осмысление художественного  текста. (Продолжение)
Проблемный анализ художественного текста через работу в группах

Работа в группах с текстом.

 Задаёт вопрос: Можно ли исправить зло?

Что для этого нужно сделать?

Выдаёт задания для групповой работы (Соотнести понятия)

Составить лестницу добра Фильки и доказать, что мальчик исправил своё зло.

Проводит обсуждение  и анализ действия

 Отвечают на вопрос,  работают в группах, представляют полученный результат

 Оценивают работу друг друга
Осознал вину, преодолел страх и стыд  перед людьми, раскаялся, исправил зло

Филька, услышав рассказ бабки, расплакался, пошёл к мельнику, чтобы попросить совета, придумал, как запустить мельницу и спасти людей от голодной смерти, попросил прощения у коня.

Группы представляют свою лестницу, показывают её,  Представитель 2 группы рассказывает.  Остальные слушают и оценивают ответ.

Личностные:   Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сверстников; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Регулятивные: Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели; умения самостоятельно вносить  необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце;

Познавательные: умения структурировать тексты; умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач; умения осуществлять выбор способов решения задач; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества; умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений); умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи.

7мин

8. Выразительное чтение эпизодов с последующим анализом

Приходилось ли вам когда-нибудь просить прощения? Легко ли это?

Выслушивает ответы детей

Организует чтение эпизода «Филька просит прощения у коня»
А каково Фильке?

Прочитаем эпизод примирения с конём и ответим на вопрос.

3 группа читает, остальные слушают и готовятся оценить ответ.

Легко ли было Фильке просить прощения?

А почему конь не сразу простил мальчика?

А почему теперь плачет герой?

Какой волк победил в душе Фильки? Какие добрые дела научился совершать Филька?

 

Выразительное чтение эпизода по ролям, отвечают на вопросы, оценивают чтение

Личностные:   Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные: Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач;

Коммуникативные: Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст

7 мин

9. Рефлексия

Чему научились ВЫ на уроке?

Запишите это на листочках и разместите на нашем дереве доброты.

Отвечают на вопросы, заполняют листочки добра

Личностные:   Формирование целостного мировоззрения,

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели

3 мин

10

Домашнее задание и выставление отметок

Выдаёт и комментирует домашнее задание, помогает заполнить оценочный лист
А как вы работали на уроке? Подсчитайте жетоны и закончите заполнение оценочного листа. Сдайте  листы.

Запишите домашнее задание (по выбору)

1 Филька, я хочу у тебя спросить….2. О чём меня заставила задуматься сказка ПаустовскогоУходя, прослушайте песню Окуджавы, прислушайтесь к совету

Записывают домашнее задание, заполняют оценочные листы

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные. Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Познавательные: Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач.

3 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...

Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»...