Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Некрасова Юлия Юрьевна

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».

Дата: 23 ноября 2017

Тип урока: комбинированный

Цель урока: учить анализировать текст художественного произведения

Задачи:

·         обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

  • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
  • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
  • учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
  • учить детей примерять высказывание к характеру героев;
  • способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5l.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».

Дата: 23 ноября 2017

Тип урока: комбинированный

Цель урока: учить анализировать текст художественного произведения

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;
  • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
  • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
  • учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
  • учить детей примерять высказывание к характеру героев;
  • способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Ход урока

  1. Организационный момент

В течение всего урока я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто получит 5 жетонов – получает «5» и т.д.

2. Актуализация знаний

а) Работа по содержанию

  • Как называется глава, произведения которой мы читаем? 
  • С  какими произведениями устного народного творчества мы познакомились?
  • На какие две группы можно разделить сказки?
  • Какую авторскую сказку прочитали? 

б) Беседа «Сравниваем авторскую сказку и народную»  Что общего в авторской сказке и народной?

- Особенности сказочного героя.

Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной?  Сравним свои предположения с ответами детей из села Мирного. Для этого откроем тетради для самостоятельных работ на странице 21. 

В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей.

- Авторская сказка больше интересуется миром чувств.

- В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

3.Беседа об авторе 

Истоки характера Андерсена – в его детстве.

«В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало.

На датском языке мать песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя…»

  • Как вы думаете, почему Андерсен стал сказочником?

 У него было умение в обыденном разглядеть таинственное и прекрасное. «Нет сказок лучше тех, чем создаёт наша жизнь». Это был человек необычный, непохожий на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло».

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

 4. Сообщение темы урока

  • Какую сказку вы читали дома? 
  • Откройте нужную страницу в хрестоматии

 5. Работа с толковым словарем. Выяснение значения слова тролль 

6. Работа над содержанием

             а) Определение жанра

  • Какая это сказка?

             б) Структурно-содержательное деление текста 

  •  «Снежная королева» - это  сказка в 7 рассказах.  Как вы думаете почему?  

Число 7 богословы называют «истинно святым числом», потому что семёрка складывается из символических чисел 3 и 4:

3 – символ Божественного совершенства.

4 – символ мирового порядка.

3 + 4 = 7

7 - символ святости (соединение Неба и земли: союз Бога и человека).

В основе заложен глубокий христианский подтекст: как человеку вновь обрести союз с богом и противостоять злу.

             в)  Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

История третья. «Колдунья»

  • А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Могла ли она смириться с тем, что мальчик исчез? Почему?

Герда была готова поверить в смерть Кая, но её убеждают в обратном силы природы (солнце, ласточки) – и надежда снова появляется в сердце девочки.

  • Чем готова пожертвовать Герда ради Кая? 

Самым дорогим, что у неё есть.

  • Герда у старушки- волшебницы. Есть ли общее в желании колдуньи и Снежной королевы? А различия?

Снежная королева -  холод, зло.

Колдунья -  тепло, красота, добро.

  • Почему колдунья убирает все розы из своего цветника? 

Стремиться заглушить тревогу Герды, порождённую её христианской любовью к Каю.

  • Герде было хорошо у старушки, но она смогла вспомнить о Кае. Благодаря чему? 

Розы на шляпе колдуньи заставляют вспомнить о мальчике.

  • Как появляются розы? 

Слёзы Герды  (слеза - символ христианского сострадания) пробуждают к жизни розы, загнанные старушкой под землю, творят чудеса.

  • Кто первый говорит Герде, что Кай не умер?
  •  Случайно ли, что это говорят именно розы?
  • Что узнала Герда от цветов, и как это повлияло на её решение продолжить поиски Кая?

«Разве пламя сердца может погаснуть?» Поиски Кая для Герды были нравственным долгом.

  • После ухода Герды из дома старушки-волшебницы весь белый свет показался девочке «унылым и серым». Почему? Потому что пришла осень?

История четвёртая. «Принц и принцесса»

  • Какие события происходят в главе?

Герда продолжает искать Кая.

  • Как же описан этот поиск? Рассмотрим содержание всей цепочки событий эпизод за эпизодом.
  • Работа с таблицей (Слайд)

Содержание происходящего.

 Смысл   сцены.

1.Встреча Герды с лесным вороном, расспросы  о Кае.

Поиск героя.

2. Рассказ ворона о принцессе.

Помощь доброй силы.

3. Решение принцессы о замужестве. Условия для женихов. Неудачное сватовство (1-2 день). Выполнение условий (3 день).

Преодоление препятствий (это вставной эпизод, т.к. Герда не знает, здесь ли Кай. Таким образом, сам эпизод для Герды является дополнительным препятствием)

4. Герда не может попасть во дворец.

Новое препятствие.

5. Придворные вороны помогают Герде.

Преодоление препятствий.

6. Разочарование: это не Кай,

Новое препятствие.

7. Принц и принцесса помогают Герде продолжить поиск.

Преодоление препятствий.

  • Чем эта глава похожа на другие волшебные сказки? 

Мотив препятствия на пути героя и его преодолении.

Как отнеслись принц и принцесса к рассказу Герды? 

  • Сон Герды. Почему именно ангелы везли Кая во сне девочки?

Параллелизм этого эпизода и эпизода похищения Кая Снежной королевой. Явный смысл: злые силы увлекли за собою Кая. Скрытый смысл: ангелы (силы добра) возвратят мальчика обратно.

д)  Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

Истории пятая. «Маленькая разбойница»

  • Что должна была пережить Герда, услышав, что Кай женился на принцессе?

Наверное, нелегко было на сердце девочки, но главное для неё всё- таки заключалось в другом: «Кай жив!».

  • Что приключилось с Гердой в лесу? 

«Вот Герда въехала в тёмный лес, в котором жили разбойники;  карета горела, как жар, она резала разбойникам глаза, и  они просто не могли этого вынести. «Золото! Золото!» — закричали они, схватив лошадей под уздцы, и вытащили из кареты Герду.»  (С.77)

  • Как выглядела маленькая разбойница? Найдите в тексте её описание. 

«Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»  (С.78)

  • Почему глаза маленькой разбойницы были «печальными»?
  • Какие слова и поступки помогают понять её характер? Как она разговаривает с матерью, с Гердой, со своими животными?

«…ее укусила за ухо её собственная дочка, которая сидела у неё за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо! …И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. … схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. …Их надо держать взаперти, не то живо улетят! …девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. …Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти  этого боится! …» (С.78 -79)

  • О чём рассказали Герде лесные голуби?

«Вдруг лесные голуби проворковали: … - Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, ещё лежали в гнезде.  Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих! Она полетела, наверно, в Лапландию, ведь там вечный снег и лёд! Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи! …Да, там вечный снег и лёд: чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным блестящим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатёр Снежной королевы, а постоянные её чертоги у Северного полюса, на острове Шпицберген!»  (С.80-81)

  • Как собирает Герду в дорогу? 

«Маленькая разбойница подсадила на него Герду, крепко привязала её для верности и даже подсунула под неё мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть. …- Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мёрзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки! …  Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться.  Вот тебе ещё два хлеба и окорок, чтобы  не пришлось голодать! … Затем маленькая разбойница отворила дверь, перерезала своим острым ножом верёвку, которою был привязан олень, и сказала ему:  - Ну, живо! Да береги, смотри, девочку.»  (С.81-82)

  • Почему же маленькая разбойница решила помочь Герде?
  • Какая же черта её характера победила остальные?

«И она отёрла слёзы Герде. …Маленькая разбойница обвила одной рукой шею Герды.» (С.79-80)

  • Могла ли Герда преодолеть все трудности, если бы ей не помогали люди и звери? Почему они помогают девочке? 

Герда пробуждает милосердие в сердцах людей. Ей служат даже животные – это подчёркивает могущество её веры. 

Истории шестая. «Лапландка и финка»

  • Упоминаются ли в пятой и шестой историях конкретные географические названия мест?  ( Лапландия, Северный полюс, остров Шпицберген, Финляндия.) 
  • Встречаются ли такие подробности в народных сказках?
  • Какое очередное испытание должна была выдержать Герда, чтобы попасть в чертоги Снежной королевы? 

«Долгий же вам ещё предстоит путь! Придётся сделать сто миль с лишком, пока доберётесь до Финляндии, где живёт Снежная королева.» (С.83)

  • Почему финка отказалась приготовить для Герды волшебный напиток? Прочитайте нужный отрывок.

«Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Её сила — в её сердце. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и  извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!» (С.84)

  • Как вы понимаете выделенные слова?
  • Почему финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть?

Колдовство не сильнее веры чистого сердца.

  • Найдите и зачитайте фразу, которая помогает понять самое главное в Герде.

 «Её сила — в её сердце.» (С.84)

  • Что же более важно в авторской волшебной сказке: сила волшебных предметов или сила чувств?
  • И опять в сказке появляется мотив страдания. Где?

«Бедная девочка осталась одна-одинёшенька на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд что было мочи.  Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы.»  (С.85)

История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом?

  • В царстве Снежной королевы было не только страшно и неуютно? Или  ещё красиво и величественно? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится,  в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в свете.» (С.86-87)

  • Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству?
  • Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица?

Нет, изменилась, «почернела» его душа. «Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было всё равно что кусок льда.» (С.87)

  • Что же делал в это время Кай?

«Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Кай  складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Складывал он и такие фигуры,  из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Но он никак не мог его сложить.»  (С.87)

  • Зачем Каю нужно было сложить из льдинок слово «вечность»? Почему он не смог этого сделать?

Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком.

  • Кому удалось это сделать? Почему льдины сами составили это слово?

Вера Герды складывает это слово независимо от её желанияУ Кая и Герды разные понятия о вечности. Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай). Вечность -   христианская любовь (Герда).

  • Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил?

Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь.

  • Из каких строчек понятно, что Герде служат не только люди и звери, но и природные явления?

«Они шли и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнышко. Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.»  (С.89)

  • Что увидели Кай и Герда на пути домой? (Любовь и доброту.)
  • Почему город встретил их колокольным звоном? (Дьявол побеждён, всеобщая радость.)
  • Что дети увидели, вернувшись домой? (Розы зацвели.)
  • Что изменилось в Кае и Герде?

«Они шли, и на их пути  расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались  по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон. …Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, тёплое благодатное лето.» (С.90)

7.Обобщение

а) Беседа по вопросам

  • В чём же заключается сила Герды? Найдите нужные строчки. Что же это за сила?
  • В каких других сказках любовь оказывается сильнее волшебства?
  • Что же характерно для авторских сказок? 

б) Работа в группах 

  • Соотнесение героев и их характеристик.

Тролль

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

Кай

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

Герда

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

Принц

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

  • Проверка. 

в) Викторина. 

Вопросы

Ответы

1. Кай, герой сказки «Снежная королева», изменился, когда его ранили осколки дьявольского зеркала. Куда попали осколки?

1. Один осколок попал в сердце, а другой - в глаз.

2.Сколько видов цветов было в саду у Колдуньи?

2. Семь видов: огненная лилия, вьюнок, гиацинты, колокольчики, золотой одуванчик, жёлтая лилия.

3. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке - письмо. На чём она его написала?

3. Письмо было написано на сушёной треске, потому что бумаги у лапландки не было.

8.Итог урока. Рефлексия 

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Помогал(а) мне …

Лучше всех на уроке работал…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

Подсчитывание жетонов, выставление оценок.

9. Домашнее задание. Подготовить биографию А.С. Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей (для учащихся 4х-5х классов) на тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»

Цели и задачи психологического занятия:- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей (для учащихся 4х-5х классов) на тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»

Цели и задачи психологического занятия:- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие...

Конспект открытого урока по математике для 6 класса по теме: "В мире дробей"

Конспект урока рассчитан на проведение открытого занятия по математике при изучении предмета по любому УМК. Основная идея урока - познакомить обучающихся с применением дробей в различных сферах жизни....

План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Разработка классного часа по профессиональной ориентации «В мире профессий». Занятие проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчест...

План- конспект урока по биологии в 5 классе по теме "В мире Бактерий"

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство  Бактерий".Тип урока комбинированный....