«Рабочая программа по чтению (8 класс)».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Власова Лариса Викторовна

«Рабочая программа по чтению (8 класс)». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_8_klass.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с

ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

                                                        УТВЕРЖДЕНА

приказ МБОУ «С(К)ОШ «Злагода»

от 30.08.2022 № 125

                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Чтение (литературное чтение)»

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 8-Б

Учитель:  Власова Лариса Викторовна

РАССМОТРЕНО

Методическое объединение учителей

русского языка и литературы

протокол от 24.08.2022 №3                                                                                                                                                

                                    СОГЛАСОВАНО  

Зам. директора по УВР

_________  Т.Г. Ковтун

                                   26.08.2022

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Воронковой. Москва. «Владос». 2011г. Рабочая программа по предмету «Чтение (Литературное чтение)» реализуется в соответствии с учебником, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации: Чтение. 8класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / автор-составитель З.Ф.Малышева.- 9-е изд.-М.:Просвещение,2014.
          В соответствии с учебным планом МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» на предмет «Чтение (Литературное чтение)» отведено 102 часа в год (3часа в неделю).
         Обучение в МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» имеет коррекционную направленность.

 
           1. Основные направления коррекционной работы:  
          -
корригировать артикуляционный аппарат;
           -расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь;
          - корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся;
           -развивать речь. владение техникой речи;
          -развивать умение отвечать на вопросы, также ставить вопросы к тексту;
          -корригировать слуховое и зрительное восприятие;

 -формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
          -развивать умение пересказывать текст полно, кратко, выборочно;
          -развивать познавательные процессы;

 - корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
         

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Основные требования к умениям учащихся.

Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.

      1-й уровень
      • читать вслух правильно, бегло, выразительно;
      • читать про себя доступные по содержанию тексты;
      • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
      • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
      • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
      • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
      • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
      • ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
      • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
      • заучить наизусть 10 стихотворений;
      • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
      
2-й уровень
      • читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
      • читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
      • пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
      • выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
      • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
      • находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
      • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту
.
   

           3.Содержание учебного курса

Устное народное творчеств (9ч.)
         
Жанры устного народного творчества. Сказки. Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Отличие литературной сказки от народной.

Пословицы и поговорки.

Баллады В.А.Жуковского, И.З.Сурикова, Отличие авторской баллады от народной.

Былины. Былина «Садко». Герои русских былин.

Урок внеклассного чтения «Любимые сказки школьников». Просмотр фильма-сказки на выбор.

Произведения русских писателей XIX века (40 ч.)
         
Представления о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература 19века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру.
         Художественные произведения и отрывки из художественных произведений

классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И.С.Тургенева, Л. Н. Толстого. Основные сведения об их жизни и творчестве.

Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина.

Урок внеклассного чтения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

Понятие о жанрах: рассказ, повесть, басня, стихотворение. Составление плана текста, характеристики героя.
          Представления об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре, сравнении.

Произведения русских писателей 1-й половины XX века (23 ч.)
          Гуманистические идеалы русской литературы 1-й половины XX века.  Художественные произведения и отрывки из художественных произведений

классиков русской литературы А. П. Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького, А.Н.Толстого, С. А. Есенина, А.П.Платонова,  Н.А.Заболоцкого. Основные сведения об их жизни и творчестве.

Уроки внеклассного чтения. «У книжной полки», »Стихи С. А. Есенина».

Произведения русских писателей 2-й половины XX века (30 ч.)

          Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской литературы К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля,  А.Т.Твардовского,  В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова. Основные сведения об их жизни и творчестве. Основные темы их творчества.
Уроки внеклассного чтения. Самостоятельное чтение рекомендованных учителем произведений. Обсуждение прочитанного. Пересказ содержания прозаического произведения (отрывка из произведения). Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду). Составление отзыва о книге.

                                                    Тематический план

    № раздела

Наименование                                    разделов        

Учебные        часы

1

Устное народное творчество

               9

2

Произведения русских писателей 19в.

40

3

Произведения русских писателей 1-й половины 20в.

23

4

Произведения русских писателей 2-й половины 20в.

30

Итого:

102


               4.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела (количество часов),

темы урока

Сроки выполнения

Дата
план.

Дата
факт.

I

Устное народное творчество (9 час.)

1

Сказки.Типы сказок.

01.09

2

Русская народная сказка «Волшебное  кольцо»: знакомство с содержанием.

05.09

3

 «Волшебное  кольцо»: утверждение в сказке доброты и справедливости.

07.09

4

Пословицы и поговорки, как отображение народной мудрости

08.09

5

Баллады .В.А.Жуковский. «Перчатка». Воспевание героического поступка рыцаря.

12.09

6

И.З.Суриков. «Нашла коса на камень». Чтение по ролям.

14.09

7

Былины-поэтический дар  устного народного творчества.

15.09

8

Былина «Садко»- особый былинный напев.

19.09

9

Вн. чт. «Любимые сказки». Просмотр фильма-сказки.

21.09

II

Произведения русских писателей XIX века (40 час.)

10

А. С. Пушкин. Биографические сведения.

22.09

11

М.Я.Басина «Публичное испытание». Пересказ по плану.

26.09

12

И.И. Пущин «Записки о Пушкине». Годы ссылки, встреча друзей.

28.09

13

А.С.Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд…»-яркость и сила пушкинского слова

29.09

14

 «Зимнее утро»:
мастерство Пушкина в изображении зимнего утра.

03.10

15

 «И.И.Пущину», «Няне»: темы дружбы; любви и нежности.

05.10

16

«Сожженное письмо», «Я вас любил»:вдохновляющая сила любви.

06.10

17
18

 «Сказка о попе и работнике его Балде».Ум и находчивость героя.

10.10

12.10

19

Просмотр мультфильма «Сказка о попе …»

13.10

20

Вн. чт.. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

17.10

21

М.Ю.Лермонтов.Биографическая справка.

19.10

22

 «Смерть поэта», «Родина».
Обличение самодержавия.

20.10

23

«Парус» и «Сосна»: тема одиночества.

24.10

24

«Песня про купца Калашникова» :описание красоты русской женщины.              

26.10

25

«Песня про купца Калашникова»:муж-спаситель и заступник.

27.10

26

«Песня про купца Калашникова»:честный бой и гибель героя.

07.11

27

Проверка техники чтения.

09.11

28

И. А. Крылов. Биографические сведения .Особенности басен.

10.11

29

 «Волк на псарне»: патриотический смысл басни.

14.11

30

 «Осел и соловей»: изобличительный портрет чиновника.

16.11

31

 «Муха и пчела»: тунеядство и трудолюбие.

17.11

32

Вн.чт. Викторина по басням И.А. Крылова.

21.11

33

Н. А. Некрасов. Биографические сведения.

23.11

34

 «Размышления у парадного подъезда»: стон русского человека

24.11

35

«В полном разгаре страда деревенская..»: доля русской женщины.

28.11

36.

«Мороз, Красный нос».
Гимн русской женщине.

30.11

37

 «Русские женщины»: красота и величие женщины.

01.12

38

И.С.Никитин. «Русь»:любовь к Родине, защите от врагов.

05.12

39

 «Утро на берегу озера»: красота русской природы.

07.12

40

Вн. чт.Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».

08.12

41

И.С.Тургенев. Биографическая справка.

12.12

42

И.С.Тургенев
«Муму».Жизнь Герасима в городе.

14.12

43

«Муму».Любовь Герасима к Муму.

15.12

44

«Муму»:исчезновение Муму.

19.12

45

«Муму»:возвращение Муму.

21.12

46

«Муму»:уход Герасима-протест против крепостного права.

22.12

47

Л.Н.Толстой. Биографическая справка.

26.12

48

 «После бала». Знакомство с содержанием.

11.01

49

«После бала»:жестокость полковника.

12.01

III

Произведения русских писателей 1-й половины XX века (23 час.)

50

А.П.Чехов. Биографическая справка.

16.01

 51

 «Лошадиная фамилия»: комизм поведения героев.

18.01

52

В.Г.Короленко«Слепой музыкант»: знакомство с  содержанием 1-2части

   19.01

53

«Слепой музыкант»Знакомство с содержанием 3-4части

23.01

54

«Слепой музыкант»: знакомство с содержанием 5-6части.

25.01

55

«Слепой музыкант»:Эвелина принимает решение.

26.01

56

«Слепой музыкант»: дружба Петрика и Эвелины.

30.01

57

«Слепой музыкант»: объяснение в чувствах.

01.02

58

«Слепой музыкант»:великая сила любви.

02.02

59

Просмотр фильма  «Слепой музыкант»

06.02

60

Урок внеклассного чтения. «У книжной полки».

08.02

62

«Макар Чудра»: рассказ о красивых и гордых людях

13.02

63

Просмотр фильма «Табор уходит в небо»

15.02

64

С.Есенин «Спит ковыль…»
Воспевание красот родной природы.

16.02

65

 «Пороша».  Подготовка к заучиванию наизусть. 

20.02

66

 «Отговорила роща золотая…»: песенные мотивы.

22.02

67

А.П.Платонов. «Разноцветная бабочка»: работа над пересказом.

27.02

68

«Разноцветная бабочка»: прославление материнской любви.

01.03

69

А.Н.Толстой. «Русский характер»: работа над содержанием.

   02.03

70

«Русский характер»: встреча Егора с родными.

  06.03

71

«Русский характер»:красота поступков главных героев

  13.03

72

Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка»: внутренняя красота героини.

14.03

73

Вн. чт. «Стихи С. А. Есенина».

15.03

V

Произведения русских писателей 2-й половины XX века (30 час.)

74

К.Г.Паустовский. «Телеграмма»: одиночество
Катерины Ивановны.

16.03

75

«Телеграмма»: трагизм положения главной героини

20.03

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

76

Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»:комментированное чтение.

20.03

77

«Дикая собака Динго»: работа над содержанием

22.03

78

«Дикая собака Динго»: работа  над  содержанием

23.03

79

«Дикая собака Динго»:оценка поведения  героев во время бурана.

03.04

80

«Дикая собака Динго»- нравственное взросление подростков.

05.04

81

Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы»:комментированное чтение.

06.04

82

«Пекины бутсы»:работа над составлением характеристики героя.

10.04

83

«Пекины бутсы»: дружба, товарищество и всепобеждающий юмор.

12.04

85

«Василий Теркин»: работа над содержанием.

17.04

86

«Василий Теркин»-всенародная любовь к герою поэмы.

19.04

87

Библиотечный урок

20.04

88

В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин»:комментированное чтение.

24.04

89

«Гринька Малюгин»: работа над содержанием.

26.04

90

«Гринька Малюгин»: в жизни всегда есть место подвигу.

27.04

91

В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка»: работа над пересказом эпизода.

03.05

92

«Далекая и близкая сказка»:.тоска по Родине через восприятие музыки.

03.05

93

Вн. чт. Произведения о войне.

04.05

94

Р.П.Погодин.«Альфред»: комментированное чтение (1ч.)

  08.05

95

«Альфред»: характеристика главных действующих лиц.(2ч.)

10.05

96

«Альфред»: работа над чтением по ролям.(3ч.)

11.05

97

«Альфред»: нет работ чистых и грязных.(4ч.)

15.05

98

«Альфред»: обсуждение поступков главных героев (5ч.)

17.05

99

«Альфред»: работа над пересказом  эпизодов.

18.05

100

А.А.Суриков. «Родина»:работа над идейно-художественным содержанием

22.05

101

Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.

24.05

102

Вн. чт.В. П.Астафьев «Конь с розовой гривой»: жизненные уроки.

25.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 8 класс школа VIII вида.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида (обучение на дому). Программа содержит все необходимые структурные компоненты. Рабочая программа рассч...

Рабочая программа по чтению 6 класс 8 вид

Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида....

Рабочая программа по чтению 3 класс ПНШ

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач...

Рабочая программа по чтению. 7 класс коррекционной школы

Программа предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по чтению, 7 класс.

Рабочая программа по чтению, 7 класс....