Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)
методическая разработка по литературе

Брылова Наталия Валентиновна

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форум молодых педагогов Сергиево-Посадского городского округа

«Школа будущего создается сегодня» в рамках IV Малой педагогической ассамблеи

«Молодой учитель. На крыльях призвания»

25.11.2019 г.

Мастер-класс

Интерактивные методы  работы с текстом на уроках литературы.        

Педагог-наставник Брылова Н. В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Добрый день, дорогие коллеги! Мы рады приветствовать Вас на форуме молодых педагогов в стенах нашего учебного заведения.

Цель моего мастер-класса – поделиться с Вами  интерактивными методами и приемами работы на уроках литературы.

Все Вы имеете небольшой опыт работы, поэтому ,вероятней всего, Вы преподаете литературу в среднем звене, в 5-8 классах. Поэтому предложенные мною приемы более эффективны именно в работе с детьми данной возрастной категории. В начальной школе ребята изучали предмет «Литературное чтение», главной задачей которого являлось научить детей базовому учебному умению – чтению, кроме того , ребят учили пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Т.е. происходило первичное знакомство с нашим предметом. Задача изучения литературы иная – познакомить с литературой как искусством слова. Научиться понимать не только содержание произведения (сюжет, тему, идею), но и форму произведения (язык , композицию, систему персонажей), которая служит средством постижения содержания произведения. Т.е. предстоит познакомиться с «писательской кухней».

В 5-8 классе необходимо продолжить работу над такими базовыми умениями, как чтение, пересказ прочитанного, письмо, но на ином уровне. Как же сделать эту работу более продуктивной и интересной?

1. Чтение.

Не стоит отказываться от выразительного чтения вслух на уроках литературы, тем более , что чтение является необходимым этапом устного собеседования в 9 классе. К сожалению, именно учителям литературы в большей мере приходится развивать навык чтения, хотя он необходим на всех предметах. От умения читать зависит многое: скорость усвоения информации, верное понимание информации.

Виды чтения:

- беглое чтение вслух (учитель следит за темпом и правильностью прочтения)

- выразительное чтение вслух (учитель следит за интонацией, правильной передачей эмоционального фона текста)

- чтение с остановками (Чтение текста по смысловым отрезкам с дальнейшим обсуждением прочитанного)

Часто учителя в среднем звене сталкиваются с проблемой: ученик правильно и бегло читает, но не всегда может передать прочитанное. Это говорит о том, что чтение было неосмысленным.

2. Система разноуровневых вопросов по прочитанному тексту

Литературный текст подобен айзбергу, когда 7/8 находится под водой. Информация в тексте бывает явной и неявной. Чтение – это труд души и ума. В литературном тексте есть целый пласт  скрытой информации, постичь который может только вдумчивый читатель. Этому ценному умению нужно учить.

Одним из самых продуктивных способов обучения осмысленному чтению является обучение ответам на разноуровневые вопросы и самостоятельное составление вопросов по тексту.

Предлагаю Вам познакомиться с системой разноуровневых вопросов, используемой мною в практике. Сначала стоит научить ребят видеть несколько пластов информации в тексте на литературную тему, т.е. научить отвечать на составленные учителем смысловые вопросы. Затем можно предложить самостоятельно придумать разноуровневые вопросы по прочитанному литературному тексту.

1. Предлагаю Вам познакомиться со статьей из учебника литературы для 5 класса.

Статья из учебника литературы для 5 класса о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

        На гибель А. С. Пушкина Лермонтов откликнулся стихотворением «Смерть Поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он создает стихотворение «Бородино». Лермонтов не был свидетелем Бородинского сражения, он родился через два года после него. На Кавказе  поэту довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинской битве. Ветераны делились с Лермонтовым своими воспоминаниями.

        В 1837 году поэт пишет стихотворение «Бородино», которое в том же году было напечатано в журнале «Современник».  Читатели восторженно встретили это стихотворение. Лермонтов и ранее обращался к теме Бородинского сражения. В 1830 году им было написано стихотворение «Поле Бородина». Уже тогда он попробовал вести рассказ о сражении от имени его участника. Однако поэт понял, что решение поставленной им задачи было неудачным. Он не смог правдиво передать особенности и интонации речи простого русского солдата. Его герой говорил книжно.  Участник сражения 1812 года  из стихотворения «Бородино» говорит иначе. Это  позволило читателю услышать и увидеть подлинного участника Бородинской битвы.

Простые вопросы (на выявление явной информации текста ):

1. К какому событию русской истории обращается Лермонтов в стихотворении Бородино»?

2. Почему стихотворение «Поле Бородина» было холодно встречено читателями?

3. Лермонтов не был свидетелем Бородинского сражения, что позволило ему правдиво передать эти события в своих произведениях?

«Скрытые» вопросы  (на выявление неявной информации текста):

1. Какими особенностями отличается речь солдата из стихотворения «Бородино»?

2. Почему Лермонтов после написания «Смерти Поэта» отправился  на  Кавказ?

3. В каком году родился Лермонтов?

4. К какому юбилейному событию было написано стихотворение «Бородино»?

Проблемные вопросы (сложные вопросы, требующие мыслительной аналитической деятельности, ответы  на  них не содержатся в тексте).  Такие вопросы предполагают многовариантные ответы. Они активизируют интерес ребенка.

1.  Подумайте, почему Лермонтов неоднократно в своем творчестве обращался к событиям войны 1812 года?

2. Как вы думаете, почему Лермонтов так стремился рассказать о Бородинской битве устами простого русского солдата?

Вопросы на кругозор (вопросы развивающего характера: факты из истории, литературы, биографии поэта, связанные с содержанием текста).

- Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?

- Какие еще произведения Лермонтова были задуманы на Кавказе?

Ответы на  «скрытые»  вопросы.

1. Солдат из «Бородино» говорит простым языком, его речь отличают живые интонации.

2. Лермонтов оказался в опале властей после написания стихотворения «Смерть Поэта», потому что там содержалась критика власти, поэт обвиняет свет и власть в смерти Пушкина. Поэтому поэта отправляют в ссылку на Кавказ.

3. Лермонтов родился в 1814 году

4. Стихотворение было написано к 25-летию Бородинской битвы (в тексте указано, что битва под Бородино проходила в 1812 году, а написано стихотворение было в 1837 году)

Ответы на проблемные вопросы.

1. Вероятно, Лермонтов неоднократно обращался в своем творчестве к событиям 1812 года неслучайно. Во-первых,  это важное, значимое в русской истории. Во-вторых, Лермонтов был военным, поэтому не раз в своем творчестве обращался к военным событиям. Кроме того, часто в своем творчестве Лермонтов обращается к трагической ,бесцельной судьбе своего поколения. Поколение Лермонтова нуждалось в героическом, герои Бородина могли стать для них примером, нравственным ориентиром.

2. Лермонтов стремился показать Бородинское сражение глазами простого русского солдата неслучайно. Так рассказ о событиях прошлого становился реальным, живым, правдивым. Простой русский солдат, настоящий труженик войны, ее незаметный герой смог одержать победу над врагом.

3. Методика работы с литературным текстом в старших классах

Работа в старших классах над литературным текстом должна идти на другом уровне. Кроме анализа содержания текста (темы, проблемы, особенностей изображенной ситуации), обращаем внимание на особенности художественной формы (герои, портрет, атмосфера, пейзаж, языковые особенности текса)

Предлагаю познакомиться с методикой работы над литературным текстом в 10 классе, который позволяет увидеть особенности письма Ф. М. Достоевского.

Давайте познакомимся с отрывком из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 2, глава 6)

Отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 2, глава 6)

Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением. Он почувствовал, что кто то стал подле него, справа, рядом; он взглянул – и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению

Манеру письма Ф.М. Достоевского трудно спутать с манерой другого писателя. Стиль - это компонент художественной структуры. Мы обратим наше внимание на следующие важные структурные компоненты текста:

  • темы, проблемы,
  • герои, портрет,
  • ситуация,
  • атмосфера, пейзаж,
  • языковые особенности.
  • Какие темы, проблемы поставлены автором в этом тексте? Как они отражены? (Страдание и сострадание - центральная тема всего творчества Ф.М.Достоевского. Тема человеческого одиночества.)
  • В чём особенности изображения героев в тексте, их портретов? (Одинокий юноша, женщина - самоубийца; жизнь, доведённая до последней точки отчаяния).
  • Сколько раз встречается слово «одинокий»? («Одинокое окно», «последний»= одинокий отблеск заката).
  • В чём особенности портрета героев? (Болезненный человек на грани безумия. В портрете красные глаза, жёлтое лицо).

- В портрете, описании интерьера Ф.М.Достоевский часто использует жёлтый цвет - цвет отчаяния, болезни. Он (цвет) оказывает сильное воздействие на читателя. Использование жёлтого цвета роднит Ф.М.Достоевского с художником Винсентом Ван- Гогом. Посмотрите его картину «Ночное кафе». Жёлтый цвет преобладает в картине, передаёт прокуренную атмосферу кафе. Жёлтый - символ расстройства, печали, одиночества.

  • Какая ситуация изображена в тексте? ( Неожиданно, быстро сменяющиеся события: юноша смотрит на закат - видит женщину - та бросается в воду)
  • В чём особенности пейзажа? (Городской пейзаж, серый город, сумерки, ряд домов, закат).

-Какие краски использованы Ф.М. Достоевским? (Красный, розовый, жёлтый, коричневый, малиновый).

- Тона Ф.МДостоевского иногда называют «рембрантовскими». Посмотрите на картину Рембранта «Возвращение блудного сына». Мы видим те же тона.

  • Какая тема, близкая Ф.М.Достоевскому, изображена на полотне? (Тема страдания и сострадания, всепрощения.)

- Обратимся к языку Ф.М. Достоевского.

  • Какие части речи использованы в тексте наиболее часто? Почему? (Глаголы.  Они передают движение, динамизм, стремительность).

- Прочтём глаголы по порядку, чтобы увидеть движение.

  • Какое слово, передающее стремительность, повторяется в тексте? (Это слово «вдруг»).

     Подведение итогов.

Стиль Достоевского отличает динамизм, его называют «стилем вулканической лавы», «задыхающимся» стилем. Достоевский изображает эмоциональный момент, доведённый до крайнего предела. Достоевскому чужда плавность, округлённость форм, спокойствие. Описывая возбуждённые человеческие чувства, автор подбирает соответствующую им вздыбленную форму, горячий ритм. Его герои не входят в действие, а врываются, не повествуют, а исповедуются перед читателем и друг другом.

Приведём слова Д.С.Мережковского о стиле Достоевского: «Роман Достоевского - не спокойный, плавно развивающийся эпос, а собрание пятых актов многих трагедий. Нет медленного развития: всё делается почти мгновенно стремиться неудержимо и страстно к одной цели - к концу...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

"Современные методы и приемы работы с текстом на уроках английского языка"Автор: Чирцева Наталья ВладимировнаМБОУ "СОШ №14" г.Братск.2014г. Как часто готовясь к уроку английского языка учитель...

Методы работы с текстом на уроках русского языка

Работая  с текстом  на уроках русского языка,  я опираюсь на различные  методы  технологии критического мышления. Почему именно эта технология? Сущность применения элементов т...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Мероприятие, посвященное Неделе функциональной грамотности на тему «Приемы и методы работы с текстом на уроках английского языка»

Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности, как важнейшего фактора успешности учебного занятия. Владеть разными видами ...

Мультипликационная педагогика как метод работы с текстом на уроках литературы

Данная статья посвящена интерактивной работе учащихся на уроках литературы....

Приемы и методы работы с текстом на уроках английского языка.

Развитие читательской грамоты на уроках английского языка....