Родная литература (русская). 8 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
учебно-методическое пособие (8 класс)
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам родной литературы (русской). Советуем распечатать и сброшюровать 15 (+1 для учителя) хрестоматий по одной на каждую парту; сразу двое учеников могут пользоваться одной распечаткой. Задание "Практикум" помогает ученикам освоить новый вид литературного жанра "Рецензия", а также создать рецензию по всем правилам её написания. Освоению жанра способствуют подсказки из памятки и большой выбор литературы, на основе которой предполагается выполнение работы. Файл с заданием "Стихотворение наизусть" носит информационный характер, предполагает не только развитие памяти, но и формирование логического мышления (поиск и выбор поэтического текста для заучивания). Задания можно прикрепить к электронному журналу или повесить на информационный стенд в классе. Сроки выполнения заданий можно корректировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родная литература. Хрестоматия. 8 класс | 604.18 КБ |
Задание ПРАКТИМУМ. 8 класс | 18.25 КБ |
Стихотворение наизусть. 8 класс | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание «ПРАКТИМУМ»
Цель: раскрыть основные признаки рецензии как речевого жанра; познакомить учащихся со структурой и речевыми средствами рецензии; написать рецензию на литературном произведении.
Как выполнить задание?
- Познакомиться с теорией вопроса. (Приложение 1)
- Познакомиться со списком дополнительной литературы. (Приложение 2)
- Выбрать одно литературное произведение из данного списка.
- Прочитать его.
- Написать от руки (в тетради) рецензию на него.
Сдать работу до 10 мая.
Приложение 1.
ПРАКТИКУМ
РЕЦЕНЗИЯ
Что такое рецензия?
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление.
Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.
Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.
Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
Жанровые особенности рецензии
1. Представляет критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.
2. Автор рецензии – исследователь и критик. Предметом его исследования является художественный текст (его проблематика, конфликт, сюжетно-композиционные особенности, система образов, язык произведения).
3. Задача рецензии – выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.
4.Может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.
Как писать рецензию?
Чтобы написать рецензию, нужно знать, из каких основных частей она состоит. Кроме того, необходимо знать, какие средства языка (опорные конструкции) используются при её написании.
Основные смысловые части | Опорные конструкции |
Об авторе | Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...) Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и... Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки) В центре внимания автора... |
О произведении | Мое первое впечатление... На первый взгляд кажется, что... Атмосфера рассказа... Книга поражает (удивляет)... Заложена стержневая тема о... Автор пишет о... Много места уделено проблеме... Автор приоткрывает... Интересно для нас предложение автора Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?) Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком. В отличие от автора, я считаю, что... Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?) |
Заключение, подведение итогов | В заключение хотелось бы отметить… В завершение нужно добавить… Таким образом, … Подводя итог рассуждениям, … |
Таким образом, рецензия состоит из определённых смысловых частей, состав, расположение и последовательность которых не меняется.
При написании рецензии используются как стандартные, так и нестандартные средства языка (конструкции, обороты).
Приложение 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
С.Н. Марков. «Сусанин»
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня)
Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»)
В.В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
И.А. Бунин. «Троица»
Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
Т.В. Михеева. «Не предавай меня!» (1 и 3 главы из повести)
А.В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»
Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (главы 9, 10, 13)
Ф.М. Достоевский. «Мужик Марей»
Б.Л. Васильев. «Завтра была война» (пролог, главы 2, 3, 4, 7, эпилог)
Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы I, II)
Предварительный просмотр:
Задание «Выучить стихотворение наизусть»
Цель: познакомить обучающихся с приемами заучивания наизусть.
Задачи:
- формировать навык осмысленного чтения;
- интерес к художественной литературе;
- учить детей различным видам запоминания.
Как выполнить задание?
- Познакомиться с теорией вопроса. (Приложение 1)
- Познакомиться со списком литературы. (Приложение 2)
- Выбрать один поэтический текст (стихотворение) из данного списка.
- Выучить его наизусть.
Сдать работу до 10 апреля.
Приложение 1.
ПАМЯТКА
Как выучить стихотворение?
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его наизусть.
Если стихотворение большое и трудно запоминается
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Приложение 2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня)
А.В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»
Б.Л. Васильев. «Завтра была война» (пролог, главы 2, 3, 4, 7, эпилог)
В.А. Степанов. «Золотое кольцо»
В.В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
В.С. Высоцкий. «Песня о Волге»
Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы I, II)
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
И.А. Бунин. «Троица»
И.А. Новиков. «Троицкая кукушка»
И.С. Тургенев. «Сфинкс»
И.Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»)
Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
О.А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П.Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа в сокращении)
С.А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
С.Н. Марков. «Сусанин»
Т.В. Михеева. «Не предавай меня!» (1 и 3 главы из повести)
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
Ф.А. Абрамов. «Валенки
Ф.М. Достоевский. «Мужик Марей»
Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (глава 4)
Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (главы 9, 10, 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
Родная литература (русская). 5 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...
Родная литература (русская). 6 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...
Родная литература (русская). 7 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...