Родная литература (русская). 6 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
учебно-методическое пособие (6 класс)
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам родной литературы (русской). Советуем распечатать и сброшюровать 15 (+1 для учителя) хрестоматий по одной на каждую парту; сразу двое учеников могут пользоваться одной распечаткой. Задание "Практикум" помогает ученикам освоить новый вид литературного жанра "Аннотация", а также создать аннотацию по всем правилам её написания. Освоению жанра способствуют подсказки из памятки и большой выбор литературы, на основе которой предполагается выполнение работы. Файл с заданием "Стихотворение наизусть" носит информационный характер, предполагает не только развитие памяти, но и формирование логического мышления (поиск и выбор поэтического текста для заучивания). Задания можно прикрепить к электронному журналу или повесить на информационный стенд в классе. Сроки выполнения заданий можно корректировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родная литература. Хрестоматия. 6 класс | 711.17 КБ |
Задание ПРАКТИМУМ. 6 класс | 17.2 КБ |
Стихотворение наизусть. 6 класс | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание «ПРАКТИМУМ»
Цель: раскрыть основные признаки аннотации как речевого жанра; познакомить учащихся со структурой аннотации и речевыми средствами создания различных разновидностей аннотации; написать аннотацию о литературном произведении.
Как выполнить задание?
- Познакомиться с теорией вопроса. (Приложение 1)
- Познакомиться со списком дополнительной литературы. (Приложение 2)
- Выбрать одно литературное произведение из данного списка.
- Прочитать его.
- Написать от руки (в тетради) аннотацию о нём.
Сдать работу до 10 мая.
Приложение 1.
ПРАКТИКУМ
АННОТАЦИЯ
Что такое аннотация?
Аннотация (от латинского слова annotacio – примечание, пометка) – это краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи. Аннотация содержит сведения об авторе, творческой истории произведения, о его жанре, структуре и других особенностях. В некоторые аннотации включена краткая оценка книги в целом и её героев. Другими словами, аннотация – это текст о книгах, статьях, журналах и других изданиях, который помогает читателю познакомиться в самом общем виде с их содержанием.
Какие бывают аннотации
В зависимости от характера аннотируемого издания (книги, статьи), целей издателей и авторов, особенностей читательской аудитории выделяются следующие разновидности аннотации:
1) справочные, целью которых является только сообщение определённой информации;
2) рекомендательные, в которых кратко охарактеризовано произведение;
3) от издательства;
4) от автора;
5) от составителя.
Три последние разновидности аннотаций позволяют осуществить специальные цели: заинтересовать читателя, призвать его прочитать книгу, кратко рассказать об истории создания книги и подготовке её к печати.
Как писать аннотацию
Чтобы написать аннотацию, нужно знать, из каких основных частей она состоит. Кроме того, необходимо знать, какие средства языка (опорные конструкции) используются при написании аннотации.
Основные смысловые части | Опорные конструкции |
Общая характеристика книги (статьи, сборника) | В книге собраны... В книгу вошли... В сборник включены... В учебнике изложена... Весёлая повесть известного писателя о... |
Краткая характеристика содержания | Острый, динамичный сюжет, информативность, насыщенность, глубокое проникновение во внутренний мир героев отличает эту повесть... Автор знакомит читателей с... В книге представлены (содержатся)... В книге даётся общее понятие... Пособие представляет собой... Книга занимает особое место... |
Указание на читательский адрес | Книга адресована... Адресуется... Книга представляет интерес для... Девочкам и мальчикам! Издание рассчитано на широкий круг читателей... |
Стремление заинтересовать читателя | Знакомство с новым романом не оставит равнодушным любителей (знатоков)... Книга является первым учебным руководством по всему курсу... Эта книга о том, что было скрыто от чужих глаз... Открыв сегодня эту книгу, вы не сможете отложить её в сторону, не дочитав до конца... |
Призыв прочитать книгу, совет познакомиться с книгой | Буду рад и признателен, если вы, ребята, прочтёте эту маленькую книжку... Если вы ещё не знакомы с... Советуем прочитать... |
Таким образом, аннотация состоит из определённых смысловых частей, состав, расположение и последовательность которых определяется её автором в зависимости от характера издания, задач издательства, особенностей читателей, которым она адресована.
При написании аннотации используются как стандартные, так и нестандартные средства языка (конструкции, обороты).
Приложение 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Былина «Илья Муромец и Святогор»
М.М. Пришвин. «Певец былин»
Б.В. Шергин. «Детство в Архангельске» (глава из книги «Поморские были и сказания»)
И.С. Никитин. «Встреча Зимы»
Е.Л. Шварц. «Два брата»
А.П. Чехов. «Блины»
В.А. Рождественский. «Русская природа»
Ю.В. Бондарев. «Поздним вечером»
А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»
Ф.И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н.С. Лесков. «Неразменный рубль»
Предварительный просмотр:
Задание «Выучить стихотворение наизусть»
Цель: познакомить обучающихся с приемами заучивания наизусть.
Задачи:
- формировать навык осмысленного чтения;
- интерес к художественной литературе;
- учить детей различным видам запоминания.
Как выполнить задание?
- Познакомиться с теорией вопроса. (Приложение 1)
- Познакомиться со списком литературы. (Приложение 2)
- Выбрать один поэтический текст (стихотворение) из данного списка.
- Выучить его наизусть.
Сдать работу до 10 апреля.
Приложение 1.
ПАМЯТКА
Как выучить стихотворение?
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его наизусть.
Если стихотворение большое и трудно запоминается
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Приложение 2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
А.А. Фет. «Севастопольское братское кладбище»
А.Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»
А.П. Чехов. «Блины»
Б.В. Шергин. «Детство в Архангельске» (глава из книги «Поморские были и сказания»)
Б.В. Шергин. «Миша Ласкин»
Былина «Илья Муромец и Святогор»
В.А. Рождественский. «Русская природа»
В.П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Е.Л. Шварц. «Два брата»
И.А. Бунин. «Святогор и Илья»
И.С. Никитин. «Встреча Зимы»
К.Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
К.Д. Бальмонт. «Русский язык»
М.М. Пришвин. «Певец былин»
М.Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
Н.М. Рубцов. «Первый снег»
Н.С. Лесков. «Неразменный рубль»
Р.П. Погодин. «Кирпичные острова»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
С.Г. Писахов. «Морожены песни»
Тэффи. «Блин»
Тэффи. «Широкая масленица»
Ф.И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Ю.В. Бондарев. «Поздним вечером»
Ю.П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
Родная литература (русская). 5 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...
Родная литература (русская). 7 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...
Родная литература (русская). 8 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...