Урок - мастерская по литературе "Рукотворное счастье" по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок - мастерская поможет учителю при изучении рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_masterskaya_po_literature_po_rasskazu_a._kuprina_kust_sireni.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок - мастерская « Рукотворное счастье» по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени».
Цели: ознакомить учащихся с творчеством А. И. Куприна; развивать умения определять тему произведения, выявлять проблему; формировать у учащихся представление о счастье через анализ рассказа «Куст сирени».
Планируемые результаты:
Познавательные: умение извлекать нужную информацию из текста, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на поставленные вопросы.
Личностные: интерес к изучению языка, способность понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать свою мысль.
Методы: исследование, развитие критического мышления, наглядный, проблемно- поисковый.
Приёмы: Прием «Ассоциация», Кубик Блума, «Доскажи словечко», кластер, диаманта, синквейн, «Корзина мыслей».
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, буктрейлер, макет Вселенной, репродукции П. Кончаловского и И. Левитана, Кубик Блума, портрет А. И. Куприна, книжная выставка его произведений; аппликации сирени; кусты сирени, сплетенные из бисера; куст сирени, посаженный в горшок; раздаточный материал.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности. ( Звучит композиция Френсиса Лея). Слайд 1
Прием «Ассоциация».
- Как мы знаем, весна - это пора любви, радости, обновления и счастья.
Весной зацветает самый нежный и красивый цветок , символизирующий пробуждение весенних ожиданий и надежд, символ веры, любви и счастья.
Я вам предлагаю послушать стихотворение С. Я. Маршака «Сирень» и подумать, какие ассоциации оно у вас вызывает.
У вас на столах лежат аппликации сирени, запишите на них свои ассоциации, мы прикрепим их к кусту и вдохнем в него жизнь. Наш куст сирени зацветет. (Озвучить свои ассоциации)
- Самоконструкция.
а) Формулировка темы урока.
-Обратите внимание на наш макет. Я вам предлагаю создать необычную Вселенную, планетам которой мы сами дадим названия.
Для начала давайте угадаем, что будет находиться в центре Вселенной и сформулируем тему урока.
б) Работа с высказыванием. (Слайд 2)
Перед вами высказывание Н. Чернышевского, в котором пропущено слово. Попробуйте его восстановить.
Личное… невозможно без … других. (Н. Чернышевский)
(Слайд 3) Ключевое слово - Счастье.
в) Формулировка целей урока.
-Итак, что мы поместим в центре нашей Вселенной?
-Как мы будем создавать эту Вселенную «Счастье»?
Сформулируйте тему урока (дети формулируют тему урока) (Слайд 4)
-А постичь тайны нашей Вселенной нам поможет рассказ А. И. Куприна «Куст сирени».
Чтобы исследовать Вселенную «Счастье», давайте спланируем пути наших открытий. Сформулировать цели урока нам поможет кластер. (Слайд 5)
- Социализация.
(Слайд 6)
- Как часто человеку в повседневной жизни не хватает чего- то очень важного. Согласитесь , что порой в будничной суете, напоминающей порой застоявшийся водоем, нам так не хватает «обыкновенного чуда», которое хотя бы на несколько секунд озарило бы все вокруг.
И, конечно же, такой романтик, как А.Куприн, уверен: чудеса есть! Каждый день происходит что- то прекрасное, нужно только увидеть это. Или сотворить чудо самому. Оно сближает нас, сплачивает, помогает лучше понимать и ценить друг друга, делает нашу жизнь лучше. (Добавить во Вселенной планету Жизнь).
Именно о таком рукотворном чуде говорится в рассказе «Куст сирени» русского писателя А. И. Куприна.
Поработаем над ключевым образом рассказа А. Куприна (сиренью), чтобы интуитивно, при помощи ассоциаций смогли представить себе чувства, с которыми автор создавал своё произведение.
Работа в группах. (Работа с раздаточным материалом) (Слайд 7)
Будем работать в группах, а определить задания для групп нам поможет кубик Блума.
1 группа. ПОДБЕРИТЕ эпитеты к ключевому слову
2 группа. СОСТАВЬТЕ синквейны
3группа. НАЙДИТЕ речевые обороты в текстах
4 группа. ПОДЕЛИТЕСЬ впечатлениями, рассмотрев репродукции картин П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» и И. Левитана «Сирень».
5 группа. РАССКАЖИТЕ нам, как в своих произведениях воспевают сирень Р. Рождественский и И. Северянин (на основе чтения стихов)
6 группа. ПОСТРОЙТЕ рассуждение «Символом чего является сирень в вашей жизни»?
(Группы работают под романс «Сирень» С. Рахманинова). (Слайд 8)
- Что же объединяет все ваши работы?(восхищение красотой, любовь к прекрасному)
Добавим на нашу Вселенную планеты Красота и Любовь.
- Актуализация опорных знаний.
Работа с эпиграфом. (Слайд 9)
Давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку.
«Человек пришел в этот мир для… счастья» (А. И. Куприн)
- Что же такое любовь?
Многие поэты, писатели пытались найти ответ на этот непростой вопрос. Можно сказать, что об этом прекрасном, загадочном чувстве есть произведения в творчестве каждого из них. Для кого- то - это радость, высшее наслаждение, для других – горе, боль, страдание, разочарование.
А. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве. Перелистывая страницы произведений А. Куприна, мы попадаем в удивительный мир его героев, которые заставляют нас сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.
Испытали ли вы эти чувства, читая рассказ «Куст сирени», с которым вы дома должны были ознакомиться?
- Работа над темой урока.
а)Просмотр буктрейлера. (Слайд 10)
б) Постановка проблемных вопросов.
Добавление планеты Семья.
в)Словарная работа. (Слайд 11)
г)Работа в группах. (Слайд 12)
Задания для анализа произведения мы при помощи кубика Блума распределим по группам.
1 группа ОПРЕДЕЛИТЕ этапы развития сюжета
2 группа РАЗДЕЛИТЕ текст на несколько смысловых частей и озаглавьте их.
3 группа СРАВНИТЕ характеры главных героев.
4 группа СОСТАВЬТЕ диаманту.
5 группа РАССМОТРИТЕ поступки, поведение героев в различных жизненных ситуациях.
6 группа ПОДУМАЙТЕ. Что можно сказать о символике имен?
(Слайд 13)
д) Инсценирование
До выступления групп послушаем монолог одного из главных героев – Николая Евграфовича Алмазова.
Добавление планет Надежда, Вера.
е) работа над термином «зеркальная композиция».
- Какой прием использовал автор для того, чтобы раскрыть идею произведения?
- Что такое композиция? (Слайд 14)
Сегодня мы с вами поработаем над таким термином, как зеркальная композиция и постараемся ответить на вопрос: «Какова ее роль в раскрытии идеи рассказа?»
(Слайды 15, 16)
Постарайтесь определить сами.
- Благодаря чему они смогли преодолеть все трудности и заслужить счастье?
Добавление планеты Дружба.
- Закрепление.
а)Работа над пословицей. (Слайд 17)
Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд все перетрут».
Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?
Добавление планеты Труд.
б) работа над проблемными вопросами.
Работа над проблемными вопросами.
Мы с вами ставили проблемные вопросы. Давайте дадим на них ответы.
- Нужно ли бороться за свое счастье? (Слайд 18)
- Можно ли найти выход из трудного положения? (Слайд 19)
- Чем герои жертвуют ради любви? (Слайд 20)
- Можно ли создать счастье своими руками? (Слайд 21)
в)Работа над Вселенной.
- Счастлива ли Вера?
- Почему рассказ назван куст сирени? (Слайд 22)
- Почему героиня говорит, что сирень будет ее любимым цветком? (Слайд 23)
- Что хочет сказать этим рассказом читателю автор? Как он относится к главным героям?
VII Итоги урока.
Автор рассказа помогает нам понять, что для счастья главное не сходство характеров, а терпение, труд, упорство, любовь, понимание, взаимопомощь. Благодаря этим качествам , люди преодолевают все трудности, и не только сохраняют любовь, но и укрепляют ее. На смену горя, неудач приходят счастье, успех, удача.
Нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.
Ваш класс - это тоже небольшая семья. И если вы всегда будете держаться за руки, как герои рассказа А. Куприна, то и вы сможете преодолеть все трудности.
VIII Домашнее задание. (Слайд 24)
Сочинение- рассуждение на тему «Какой рецепт семейного счастья предлагает А. Куприн в рассказе «Куст сирени»?
IX Рефлексия.
Прием «Корзина мыслей». (Слайд 25)
Я предлагаю вам нарисовать Счастье и подарить друг другу вместе с сплетенными из бисера веточками сирени как символ счастья. (Слайд 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"
Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком. ...
Урок-мастерская "Сирень"
Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма "Сирень" (по стихотворениям русских поэтов). Урок литературы в 11 классе...
Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"
Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ художественный образ,чтобы потом, в ко...
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
Конспект урока: "Мастерская письма по страницам рассказов А.П. Чехова".
Знакомство с особенностями стиля А.П. Чехова....
Урок-мастерская "Семейный закон" по рассказу Осеевой "Бабка"
Технологическая карта мастерской «Семейный закон»Цель: создать условия для-освоения нравственно-ценностных категорий «доброта, память, почтение»;-актуализации и осознания лично...