Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ художественный образ,чтобы потом, в конце урока, создать СВОЁ творение. На уроке учащиеся смогут поговорить о вечном "без слов. на языке души".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дмитрий Холендро «Без единого слова»
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний)
Форма урока: урок-мастерская творческого письма.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Дидактическая цель: через рассказ Д.Холендро создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.
Образовательный аспект:
предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут написать эссе на предложенные темы.
Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное.
Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер. Презентация, музыка Ричарда Клайдермана.
Технология: Технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
Стадия вызова:
а) подготовка материала (выявление известных сведений и полученных впечатлений, актуализацию имеющихся знаний);
б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке).
Стадия осмысления:
а) погружение в мир художественного слова;
б) получение новой информации и ее обработка (работа с текстом, написание эссе).
Стадия рефлексии:
анализ
Ход урока
Учитель:
Я предлагаю вам поработать в мастерской творческого письма. Что это такое? Для начала дайте определение слову «мастерская».
Учащиеся: Мастерская - производственное помещение (столярная мастерская, мастерская художника, мастерская ювелира).
Учитель: Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Вашим чемоданчиком с инструментами будет лист бумаги. Записывайте в него всё, что услышите сегодня на уроке. А нашим творческим материалом будет СЛОВО. Мы будем слушать, говорить, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения, создавать свой художественный образ, чтобы потом создать своё творение
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Индукция | Индуктор – музыка Ричарда Клайдермана «Ромео и Джульетта» Какие чувства возникли у вас при прослушивании этой музыки? Запишите. (переживание, тоска, грусть, тайна…) | Ученики слушают музыку, записывают, какие чувства возникли у них при прослушивании музыки. |
|
| Чтение рассказа Дмитрия Холендро «Без единого слова» | Ученики внимательно слушают. |
2. | Самоконструкция
| Каким вам хочется видеть финал рассказа? Допишите ( в парах) конец рассказа.
| Ученики пишут конец рассказа (Парная работа) |
3. | Первичная социализация | Представление промежуточного результата. | Выступление членов каждой малой группы с вариантами ответов. |
4. | Самокоррекция | Чтение концовки рассказа Д.Холендро | Соотносят свою работу с работой остальных. Задача – дать самооценку и провести самокоррекцию. |
5.1. | Работа с материалом Актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. | Выпишите 6-8 ключевых слов-существительных
| Ученики актуализируют значимый для них смысл и делятся своим пониманием текста с другими, поясняя при этом, почему выбор пал именно на эти слова. Работа в группе. |
5.2. | Выберите одно существительное из вашего списка и напишите разные значения-символы этого слова. | Участник воссоздает свое смысловое, семантическое поле выбранного слова. Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Индивидуальная работа. Чтение слов-символов. | |
6. | Творчество | Написать мини-сочинение. Обязательное условие: в творческой работе должно быть то существительное-символ, с которым вы работали на предыдущем этапе. | Мини-сочинение –эссе «Он, она и война…» «Мысли вслух…» «Несказанные слова» «Диалог с Холендро» «Была ли на войне высокая любовь?» |
7.1. | Итоговая социализация | Учитель – активный слушатель | Представление своих работ учениками. Разрыв между старым и новым знанием. |
7.2. | Мы окунулись в глубину День обнимает нас за плечи. | ||
8. | Рефлексия | -О чём пришлось задуматься в мастерской? - Что было трудно? - Понравилось ли музыкальное оформление? - Какие моменты мастерской запомнились? - А что бы ты изменил в работе нашей мастерской?
|
Предварительный просмотр:
Дмитрий Холендро
Без единого слова
Война экзаменовала нас четыре года… В сорок первом нас взяли на фронт с первого курса.
Друзья моей дочери иногда собираются у нее и затевают свои беседы, пьют чай и кофе, спорят обо всем на свете, как и полагается молодежи. В последний вечер, когда я появился дома и толкнул дверь в столовую, чтобы поприветствовать компанию, один из них, наиболее горячий, громкий и забиячливый, крикнул, подталкивая к переносице сползающие очки:
— Вот сейчас мы услышим что надо! У нас идет жуткий спор!
— Я понял. О чем же разговор?
— О любви, представьте себе.
— А почему вы решили спросить меня? Мне кажется, в этом деле нет ни знатоков, ни специалистов, а… А каждый случай — другой! Не бывает любви по стандарту, думать иначе и обидно и глупо. Вот, по-моему, и все, что можно сказать…
— Спросим проще, — прорвался забияка, так и не справившись с очками на носу и сдернув их. — Была ли на войне любовь, потому что она всегда или высокая, или никакая… Или есть, или нет!
Я молчал.
— Слушаем человека, прошедшего войну! — с надеждой подбодрила меня подружка дочери, разминая в худой ладони «конский хвост» жидких волос.
Я молчал.
Горько было сознаться, что сначала требовалось вспомнить что-то, а не вспоминалось как назло, хоть я не сомневался, что такой случай был. Я твердо верил, нет, знал, что рядом со смертью все мелочи отлетали от подлинных чувств. А не вспоминалось ничего! Гости дочери так и ушли, не дождавшись моего рассказа.
…Уснуть я не мог. Вспомнился капитан, — который писал жене каждый день, то есть иногда это было уже и за полночь. Даже если на сон выкраивалось не больше получаса в сутки, он не ложился, не черкнув домой хоть строки.
— Она волнуется, — говорил он, — я, брат, не могу, когда она волнуется.
И сначала в части посмеивались над ним, а после над теми, кто не писал домой. Этот капитан, не заставляя, всех вокруг заставил писать родным и любимым чаще…
Была совсем юная женщина, на семейную жизнь которой война до своего первого выстрела откроила одну неделю. Пятнадцатого июня эта пара справила свадьбу, двадцать второго началась война, и назавтра муж в товарном вагоне уже ехал к не очень далекой границе. Через день или два молодая жена пешком пошла за ним. Шла туда, где было хуже, — по рассказам беженцев, по всем дорогам кативших навстречу свои визгливые тачки.
Она не сомневалась, что муж спешил туда, где хуже всего, где пожары и дымы уже обволокли землю.
Верьте не верьте, но в полусожженной деревне за Днепром безрассудная путешественница встретила своего мужа. Здесь стоял наш артиллерийский дивизион, отведенный для срочного переформирования, мой дивизион, в котором был и я, начавший войну наводчиком орудия. Командир дивизиона, при котором встретились молодые, распорядился, чтобы женщины не было в деревне через час. Чтобы исчезла. Он был хорошим и храбрым командиром дивизиона, но тем более не понимал, как это разрешить, чтобы женщина, да что там — девчонка! — отыскала на войне своего мужа, рядового бойца, и осталась с ним. Непорядок!
— Хорошо, — сказала она.
— Пойдем, я провожу тебя, — сказал муж, — сама понимаешь.
— Понимаю, — сказала она и пошла к комиссару полка.
— Почти семьсот километров пешком? — спросил комиссар. — Ох ты!
— Я не считала. Может, и больше.
— Ты подумай! — удивился комиссар и восхищенно уставился на нее. — Всем бы нашим женам такими быть.
— С ума сошел! — не выдержал командир полка и даже рассмеялся. — Она ненормальная! Не обижайтесь, барышня.
А комиссар, пока стоял наш полк в этой деревне, разрешил гостье с мужем жить в хате, которую они сняли у доброй хозяйки за спасибо.
С утра до ночи мы искали свободную минуту и бегали по траве и пыли мимо хаты, чтобы увидеть ясноглазую, беленькую, с золотисто-шелковыми, какими-то младенческими прядками хрупкую жену нашего однополчанина, улыбнуться ей.
Он пал в бою с фашистскими танками раньше, чем она вернулась домой, но спустя свой срок у нее родилась дочь, а сейчас уже есть и внуки. До сих пор многие из нашей части переписываются благодаря этой «ненормальной» и пишут ей самой…
Вот так все вспомнилось.
А ведь молчал…
1981 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Урок "Мастерская творческого письма "Осень"
Мастерская творческого письма «Осень».Цель занятия- развитие творческих способностей, развитие речи учащихся, обучение работе в коллективе; введение словарных слов в активное употребление...
Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”.
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”«Куса...
Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"
Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...
Урок-мастерская творческого письма
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Мастерская творческого письма по рассказу Л.Андреева "Кусака"
laquo;Мы в ответе за тех, кого приручили». Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская творческого письма по рассказу...
Мастерская творческого письма по рассказу В.К.Железникова «Три ветки мимозы» (технологическая карта урока)
Технологическая карта урока содержит все этапы творческой мастерской....