Конспект урока: "Мастерская письма по страницам рассказов А.П. Чехова".
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Мастерская письма по страницам рассказов А.П. Чехова
Как стилист Чехов недосягаем
М. Горький.
Цели: 1. Знакомство с понятиями стиля, как индивидуальной манерой письма;
- отбор изобразительных средств;
- построение фраз;
-предпочитаемое употребление слов определенной эмоциональной окраски.
2.Знакомство с особенностями языка Чехова:
-красота и простота;
-способы достижения эффекта простонародности в речи персонажей;
-афористичность речи.
3.Познакомить с понятиями стилизации и приемами стилизации.
4. Создание собственного текста.
ХОД УРОКА.
I. На столе книга А.П. Чехова, в руках учащихся письма:
Письмо к ученому соседу, Письмо Ваньки
(Учащиеся открывают книгу)
Вопрос: Вы удивлены?
Да, в ваших руках не просто письма, а художественное произведение и принадлежит оно перу А.П. Чехова.
Для одного из своих первых рассказов А.П.Чехов выбрал жанр письма-послания, что явилось весьма оригинальным и обратило внимание читателей.
Вопрос: А что делает узнаваемым произведение того или иного автора?
Вопрос: Как можно назвать одним словом?
СТИЛЬ
Задание: Попытайтесь дать определение понятию стиль
(читают свои определения, сравнивают с определением в словаре).
Задание: Стоит обратить ваше внимание на то , с какими текстами вы работаете на уроке
(письма).
Вопрос: Что лежит в основе письма?
(Монолог, речь героев)
Задание: Выделите ключевые слова и попытайтесь сформулировать тему нашего урока
(читают свои варианты).
…речевая характеристика как особенность стиля А.П.Чехова.
Речевая характеристика – особенность Чехова-стилиста.
У М.Горького есть такие слова: «Не всегда важно ,что говорят , но всегда важно , как говорят.»
Речевая характеристика персонажа и создается именно этим «как».
Задание: Посмотрите на письма и поработайте над средствами выразительности: (см. словарик или…)
Вывод: Особенности речевой характеристики:
- соответствует характеру героя;
-сравнения, подсказанные жизнью;
-эпитеты немногочисленны , новы органически сочетаются со словами общенародного языка ;
-проста, ярка , лаконична.
Задание: А что мы можем сказать о героях (адресатах) письма , благодаря яркой речевой характеристики?
II. «Знаете как я пишу свои рассказы? …»- говорил А. П. Чехов
1. А как вы думаете, что вам сейчас будет предложено?
СТИЛИЗАЦИЯ
Вопрос : Что же такое стилизация? Ваши предложения и определения…
«Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в последнем оно выстрелит.»
2. Дайте «Жалобную книгу!»
Если мы говорим о послании и речевой характеристики героев, как об особенности стиля Чехова, то и жалобу вам предлагается написать от имени персонажа А.П. Чехова. Прошу выбрать рассказы А.П. Чехова
III. Чтение работ.
IV. Чтение рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга» по ролям.
РЕФЛЕКСИЯ: Что нового узнали, какие открытия сделали?
Вам удалось получить удовольствие от урока , если нет, то почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поле чудес" "По страницам рассказов А.П.Чехова"
Третий день литературной недели, посвящённой памяти А.П.Чехова....
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"
Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....
Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"
Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...
Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"
Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ художественный образ,чтобы потом, в ко...
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....