Конспект урока: "Мастерская письма по страницам рассказов А.П. Чехова".
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Подковырина Наталья Петровна

Знакомство с особенностями стиля А.П. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_pisma.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Мастерская письма по страницам рассказов А.П. Чехова

                                                      Как стилист Чехов  недосягаем

                                                                             М. Горький.

Цели: 1. Знакомство с понятиями стиля, как индивидуальной манерой письма;

- отбор изобразительных средств;

- построение фраз;

-предпочитаемое употребление слов определенной эмоциональной окраски.

              2.Знакомство с особенностями языка Чехова:

-красота и простота;

-способы достижения эффекта простонародности в речи персонажей;

-афористичность речи.

               3.Познакомить с понятиями стилизации и приемами стилизации.

               4. Создание собственного текста.

                                       ХОД УРОКА.

I.  На столе книга А.П. Чехова, в руках учащихся письма:

Письмо к ученому соседу, Письмо Ваньки

(Учащиеся открывают книгу)

Вопрос: Вы удивлены?

Да, в ваших руках не просто письма, а художественное произведение и принадлежит оно перу А.П. Чехова.

Для одного из своих первых рассказов А.П.Чехов выбрал жанр письма-послания, что явилось весьма оригинальным и обратило внимание читателей.

Вопрос: А что делает узнаваемым произведение того или иного автора?

Вопрос: Как можно назвать одним словом?

                                       СТИЛЬ

Задание: Попытайтесь дать определение понятию стиль

(читают свои определения, сравнивают с определением в словаре).

Задание: Стоит обратить ваше  внимание на то , с какими текстами вы работаете на уроке

(письма).

Вопрос: Что лежит в основе письма?

(Монолог, речь героев)

Задание: Выделите ключевые слова и попытайтесь сформулировать тему нашего урока

(читают свои варианты).

…речевая  характеристика как особенность стиля А.П.Чехова.

    Речевая характеристика – особенность Чехова-стилиста.

У  М.Горького  есть такие слова: «Не всегда  важно ,что говорят , но всегда важно , как говорят.»

Речевая характеристика персонажа и создается именно этим «как».

Задание: Посмотрите на письма и поработайте над средствами выразительности: (см. словарик или…)

Вывод: Особенности речевой характеристики:

- соответствует характеру героя;

-сравнения, подсказанные жизнью;

-эпитеты немногочисленны , новы органически сочетаются со словами общенародного языка ;

-проста, ярка , лаконична.

Задание:  А что мы можем сказать о героях (адресатах) письма , благодаря яркой речевой характеристики?

II. «Знаете как я пишу свои рассказы? …»- говорил А. П. Чехов

1. А как вы думаете, что  вам сейчас будет предложено?

                                     СТИЛИЗАЦИЯ

Вопрос : Что же такое стилизация? Ваши предложения и определения…

«Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в последнем оно выстрелит.»

2. Дайте «Жалобную книгу!»

Если мы говорим о послании  и речевой характеристики  героев, как об особенности  стиля Чехова, то и жалобу вам предлагается написать от имени персонажа  А.П. Чехова. Прошу выбрать рассказы А.П. Чехова

III. Чтение работ.

IV. Чтение рассказа А.П. Чехова   «Жалобная книга»   по ролям.

РЕФЛЕКСИЯ:  Что нового узнали, какие открытия сделали?

Вам  удалось получить удовольствие от урока , если нет, то почему?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поле чудес" "По страницам рассказов А.П.Чехова"

Третий день литературной недели, посвящённой памяти А.П.Чехова....

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"

Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"

Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ  художественный образ,чтобы потом, в ко...

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....