Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 38.76 КБ |
презентация к уроку | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
КУКЛЫ И ЛЮДИ (экологические проблемы в рассказе Е.И. Носова «Кукла».).
Урок-мастерская. Эпиграф: «Чему же ты научишься, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»
Цели урока: 1. учить думать над насущными вопросами отношения к природе;
2. создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;
3. формировать в детях доброе отношение к человеку, к продукту человеческого труда;
4. развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес.
5. учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника.
Оборудование: презентация по теме урока, стенд «Природа и люди», на доске словарная работа, высказывание В.А. Сухомлинского.
Дети садятся «по дружбе», полукругом, лицом друг к другу и к учителю.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве одного из талантливых современных писателей-прозаиков – о творчестве Евгения Ивановича Носова
Этот писатель принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное войной. Ему было 16 лет, когда на нашу страну напали фашистские полчища; он только закончил 9 класс. А 18-тилетним парнем и он ушел защищать Родину, но День Победы встретил в госпитале - был тяжело ранен. И о чем бы ни писал Евгений Носов, он обязательно пишет и о войне. ( просмотр слайдов о жизни и творчестве Носова)
Проблема вызова: как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе Носова? А что можно рассказать о кукле? (ответы детей)
Да, обо всем этом говорит автор в рассказе. А еще он рассказывает о том, как человек сам убивает жизнь на земле.
Если озоновый слой растянуть по всей земле, то он покроет её слоем всего в несколько сантиметров, и то в ней будут дыры площадью, может быть, с нашу республику.
Если бы человеческий мусор не уничтожался, то он давно бы уже покрыл всю Землю, ведь за год человечество выбрасывает столько мусора, что гора из него была бы выше Эльбруса! Но это где-то там, далеко. А здесь, у нас, Кожвинский щебеночный завод уже 40 лет отравляет атмосферу и людей. Очистительные аппараты «Циклон», установленные на заводе в 1987 году, никогда не работали, т.к. спроектированы не для наших погодных условий: они должны работать на воде, а в наши длиннейшие зимы вода замерзнет еще в начале зимы, и установка сразу выйдет из строя. Поэтому мы с вами дышим пылью, отравляя легкие, едим грибы и ягоды, часто покрытые белым налетом, набравшие пыли и внутрь… От экологических болезней в России ежегодно умирает от 200 до 350 тысяч человек, а на Земле от болезней, вызванных плохой экологией, ежегодно умирает более 9 млн. человек… Планета гибнет, и в этом повинно человечество, а значит, и мы с вами…
Вы скажете, а при чём тут Носов и его произведения? При чем тут рассказ «Кукла»?
Давайте посмотрим, как эту проблему видит писатель.
Сейчас вы получите задания, обдумайте их и приготовьтесь отвечать на свои вопросы. Выводы будем записывать в тетрадь.
Самостоятельная работа по группам (выдаются карточки-задания) в течение 5-7 минут.
Выступление 1 группы: (выразительное чтение описания Липиной ямы раньше) Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?
Беседа после чтения: - Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?
Запись 1: писатель любит родную землю, подчеркивает величие и красоту России.
- Только ли красивую природу показывает писатель? Как называется такой приём в литературе? (контраст) С другой стороны, на фоне торжественных красок природы дикими и безрассудными кажутся последствия деятельности человека. На протяжении всего рассказа писатель использует приём противопоставления, или контраста, как основной художественный приём.
Выступление 2-й группы: Герои рассказа. - От чьего имени ведется повествование (от 1-го лица) - Кто его герои? (автор-повествователь и Акимыч). Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? (чтение детьми записей) – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный).
Послушайте, что говорит о Носове его товарищ: «У Евгения Носова особые отношения с природой. Страстный рыбак и грибник, он не просто любит природу, он знает её, относится к ней бережно и уважительно».
Запись вывода 2: Акимыч и автор-рассказчик разные люди, но они оба неравнодушные, беспокойные, не могут смотреть, как гибнет природа.
- Обратимся еще к одной пейзажной зарисовке, запечатлевшей речной водоворот. Вот та же река, то же место через несколько лет (чтение описания Липиной ямы теперь)
- о чем думаем мы, читатели, невольно сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? Каково отношение человека к природе? Чувствуем ли мы вину перед нею?
Запись 3: отношение людей к природе, к земле, к воде, по мнению Евгения Носова, уродливо и преступно: природа гибнет, значит, общество нездорово. Умный, внимательный читатель чувствует свою вину перед природой за её трагическое состояние.
Выступление 3-й группы по вопросам: - Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?
Запись вывода: всем ходом повествования Носов убеждает читателей в том, что, забывая о своём долге перед природой, не желая и не умея беречь её, люди утрачивают что-то очень важное. Что же это важное? ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!
Учитель: О чем говорит вам такая картина? (чтение абзаца о изуродованной кукле) пауза.
Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? (моральное обнищание, нравственное падение человека, разнузданный цинизм).
Словарная работа: что такое цинизм? (наглое, бесстыдное поведение, проникнутое пренебрежением к общепринятым человеческим нормам). Разнузданный цинизм – это своего рода «компенсация» пустоты души, душевной неполноценности.
Высказывание ребят 5-й группы: Чтение высказывания римского историка Корнелия Тацита, жившего в 1-м веке до Н.Э. «В непомерной наглости находят для себя наслаждение растратившие всё остальное». Всё остальное – это что? (доброта, отзывчивость, справедливость, сердечность, душевность, сочувствие, красота внешняя и внутренняя, умение оценивать себя и свои поступки – одним словом, человечность!
Выступление 6 группы: Что отвечает Акимыч на вопрос рассказчика о том, чья это работа? (чтение цитаты) Чем так возмущен Акимыч, ведь это просто игрушка!? Почему так возмущен? В чем видит Акимыч истоки (причины) зла? ( в равнодушии людей) Акимыч говорит: «Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Что такое СВЯТОТАТСТВО?
Разбор слова по составу: корень тать – вор, святотатец – вор, грабящий церкви, храмы, святыни.
Чтение эпиграфа. Кто говорит эти слова?
Выступление 7 группы: Что сделалось с Акимычем? Почему он окаменел? О чем напоминают ему растерзанные куклы? Что сделал Акимыч с куклой?
Чтение эпизода «похороны куклы». Зачем Акимыч хоронит куклу? Что вызывает его боль? О чем он говорит: «Всего не закопать»? (слишком много зла, всего не исправить)
Рефлексия. Продолжить предложение «Рассказ Е. Носова поразил меня… «Автор заставляет читателей задуматься о том….
Обобщающая беседа: о чем же советует нам задуматься Носов? На какие раздумья наталкивает этот рассказ?
Запись: писателя очень тревожит мысль, способны ли молодые сохранить духовные, исторические ценности народа? Он заставляет нас задуматься, для чего мы живем, можем ли мы продолжить дела старших…
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский обращается к вам, ребята, с такими словами: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Слово учителя: любимые герои Е. Носова всегда поступают по совести, так, чтобы людям рядом с ними было хорошо. Конечно же, писатель мечтает и нас, читателей, видеть такими же…
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о том, ответственны ли люди, а значит и вы, за то, что творится на нашей планете, в России, в нашем поселке? Можете ли вы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию? Что вы можете сделать для сохранения природы?
Словарная работа, выявление непонятных слов.
(Работа с устаревшими словами).
Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.
Буравить – сверлить.
Быстрина – ускоренное течение с водоворотами.
Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.
Глумиться – издеваться.
Гукать – издать глухой звук.
Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.
Донная (тина ) – находящаяся на дне.
Дурнишник – род однолетних трав.
Задубелые (пальцы) – закоченевшие.
Куга – болотное растение (камыш).
Меляк – нарост загрязнений на реке.
Перемёт – рыболовная снасть с крючками.
Святотатство (книж.) – поругание, оскорбление чего-нибудь святого, заветного.
Сиж – шалаш на льду.
Согбенно – сгорбленно, согнуто.
Фугас – заряд взрывчатого вещества
Худо – плохо
Цинично – бесстыдно, нагло, пренебрежительно
Карточки-задания для групповой работы:
1 группа: Найти и прочитать выразительно описания Липиной ямы раньше и теперь. Ответить на вопросы: после первой картины: что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину? после второй картины: о чем думаем мы, читатели, невольно сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? Каково отношение человека к природе? Чувствуем ли мы вину перед нею? Выводы записать в тетрадь.
2 группа: Герои рассказа. - От чьего имени ведется повествование - Кто его герои? Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный).
(выводы записать)
3 группа: Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?
4 группа: Прочитать абзац о изуродованной кукле. Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? ( моральное обнищание, нравственное падение человека, разнузданный цинизм).
Словарная работа: что такое цинизм? Посмотреть в «Словарике непонятных слов) (цинизм - наглое, бесстыдное поведение, проникнутое пренебрежением к общепринятым человеческим нормам) Разнузданный цинизм – это своего рода «компенсация» пустоты души, душевной неполноценности.
5 группа: Чтение высказывания римского историка Корнелия Тацита, жившего в 1-м веке до Н.Э. «В непомерной наглости находят для себя наслаждение растратившие всё остальное». Всё остальное – это что? Подобрать синонимы к словам доброта, человечность (по «Словарю синонимов»)
6 группа: Что отвечает Акимыч на вопрос рассказчика о том, чья это работа? (чтение цитаты) Чем так возмущен Акимыч, ведь это просто игрушка!? Почему так возмущен? В чем видит Акимыч истоки (причины) зла? ( в равнодушии людей). Акимыч говорит: «Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Что такое СВЯТОТАТСТВО? ( посмотреть в словаре Ожегова). На доске разобрать слово по составу (корень ТАТЬ)
7 группа: Что сделалось с Акимычем? Почему он окаменел? О чем напоминают ему растерзанные куклы? Что сделал Акимыч с куклой? Чтение эпизода «похороны куклы». Зачем Акимыч хоронит куклу? Что вызывает его боль? О чем он говорит: «Всего не закопать»? (слишком много зла, всего не исправить)
Использованная литература: Журнал «Литература в школе». №1-1998 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р имский историк Корнелий Тацит, живший в 1-м веке до новой эры: «В непомерной наглости находят для себя наслаждение растратившие всё остальное».
« Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла , неприятностей , неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям , которые окружают вас , было хорошо». В . А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные проблемы в рассказе Ю.Буйды «Казанский вокзал»
Методическая разработка урока по современной литературе на примере рассказа Ю.Буйды "Казанский вокзал" с использованием проблемно- диалогической технологии (педмастерская)...
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Нравственные проблемы в рассказах Н.С. Лескова
Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» (1887 г.)» Цели:Образовательные:· Разобрать с учащимися основные ...
Нравственные проблемы в рассказе В.М.Шукшина "ДядяЕрмолай"
Урок-подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе....
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....