Урок-мастерская "Семейный закон" по рассказу Осеевой "Бабка"
методическая разработка по литературе (7 класс)
Технологическая карта мастерской «Семейный закон»
Цель: создать условия для
-освоения нравственно-ценностных категорий «доброта, память, почтение»;
-актуализации и осознания личностного опыта;
- развития умения совместно работать в группе;
- осознания учащимися этических норм поведения в рамках семейно-бытовой жизни, развития эмоционально-ценностной сферы;
-заинтересованного чтения рассказа В.А.Осеевой «Бабка»;
- развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Расположение учащихся: группами (примерно 6 групп).
Оборудование: на столах для групп по 2 чистых листа А-4, по листочку каждому ученику, 4 пронумерованных конверта (см. Приложения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_po_rasskazu_oseevoy_babka.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта мастерской «Семейный закон»
Цель: создать условия для
-освоения нравственно-ценностных категорий «доброта, память, почтение»;
-актуализации и осознания личностного опыта;
- развития умения совместно работать в группе;
- осознания учащимися этических норм поведения в рамках семейно-бытовой жизни, развития эмоционально-ценностной сферы;
-заинтересованного чтения рассказа В.А.Осеевой «Бабка»;
- развития умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Расположение учащихся: группами (примерно 6 групп).
Оборудование: на столах для групп по 2 чистых листа А-4, по листочку каждому ученику, 4 пронумерованных конверта (см. Приложения).
Алгоритм
1. Индивидуально.
-Напишите на листочке, что для вас значит слово «семья» и какой самый главный закон должен быть в каждой семье.
-Зачитаем, какой закон для каждого из Вас оказался главным (дети зачитывают полученные результаты). Вы заметили, как по-разному Вы мыслите? Есть ли один закон, которому должна неукоснительно подчиняться каждая семья? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.
2. Задания для группы:
-Прочитайте небольшой текст из первого конверта (см.Приложение Л.Н. Толстой «Старый дед в внучек»).
-Обсудите с группой и напишите, какую концовку этого небольшого рассказа Вы предполагаете.
3. Задание для группы
–Выберите один из ваших подобранных вариантов и озвучьте его. (2-3 группы озвучивают вариант концовки рассказа).
-Что вы заметили? Похожи ли Ваши предположения? Есть ли у других групп вариант концовки, отличный от остальных?
4. Задание для группы
–Откроем конверт второй и посмотрим, как заканчивает рассказ сам автор (см. Приложение)
- Похоже ли Ваше предположение концовки на оригинал? Подумайте, посовещайтесь и представьте результат: какой семейный закон «спрятан» в тексте Л.Н. Толстого? (Дети отвечают, затем один обобщенный вариант учитель записывает на доске).
5. Задание для группы
-У каждой группы на столе есть чистый белый лист. Давайте разделим этот лист в зависимости от того, сколько поколений представлено в данном рассказе. (Дети отвечают, что поколения три, учитель делит доску на три столбца).
- Запишите внутри своей группы, какими качествами обладает каждое из представленных в тексте поколений.
6. –Озвучьте полученный результат (Ребята называют характеристики, учитель записывает на доске).
7. - Откройте следующий конверт (номер три). На каждом листочке представлен фрагмент из одного и того же рассказа В. А. Осеевой. Прочитайте эти фрагменты.
8. Задание для группы
-Попробуйте распределить эти фрагменты по хронологии, как в тексте эти события следуют друг за другом.
9. –Пройдите к столам соседних групп и посмотрите, как они расположили данные фрагменты, совпало ли ваше восприятие текста. (Ребята подходят к другим столам, обсуждают итоги расположения текста).
10. -Снова охарактеризуем наших героев. Запишите на листочках качества, характеризующие Борьку и качества, характеризующие его родителей.
11. –Обратимся к листочкам, где вы записывали характеристики героев первого рассказа Л.Н. Толстого. Сравним, что у нас получилось. Назовите общие качества героев двух рассказов (учитель спрашивает по одному качеству у каждой группы).
-Назовите отличающиеся характеристики (учитель спрашивает группы поочередно).
12. -Откройте четвертый конверт. (см. Приложение, в конверте пословицы и цитаты из Библии).
Знакомы ли вам эти высказывания? Назовите еще пословицы или поговорки, связанные с обсуждаемым семейным законом.
-Итак, почитать родителей, старших – один из негласных законов, который должен помнить каждый из нас. И художественная литература – помощник в том, чтобы не забывать те самые истины, которые порой оказываются далеки от нашего быта. Я надеюсь, что вам стало интересно, чем закончится история Осеевой и вы прочитаете до конца ее рассказ «Бабка».
13. Рефлексия (индивидуально).
-Напишите небольшое рассуждение по итогам сегодняшней мастерской. Обязательно используйте одну из пословиц, предложенных Вам в конверте.
Что для вас сегодня было -
- самым важным?
- самым удивительным?
- самым полезным?
Приложения
Приложение к шагу 2. Конверт 1.
Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все дома портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает….
Приложение к шагу 4. Конверт 2.
…Отец и спросил. « Я, батюшка, корытце делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этого корытца кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Приложение к шагу 7. Конверт 3.
Карточка 1.
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек... Куда же ей деться?
— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
Карточка 2.
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...
Подходила к Борьке:
— Вставай, батюшка мой, в школу пора!
— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
— Иди ты, бабка...
— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Карточка 3.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!
— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
Карточка 4.
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
— Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
— Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
Карточка 5.
— Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.
Карточка 6.
— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.
— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.
— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»
Карточка 7.
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
— В землю врастает, — шутил отец.
— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.
Приложение к шагу 12 . Конверт 4.
Возлюби ближнего своего, как самого себя
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Плохо ветвям без ствола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...