Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Дели Галина Ивановна

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина». Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий). Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_48.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация в 7 классе

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.

Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина».

Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).

Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова;

Ход урока

I. Вступительное слово.

   Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет музыка и репродукции картин великих русских художников.

II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.

 - Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).

-Музыка какого композитора использована?(«Времена года» Чайковского)

 - В этом вам помогли репродукции картин  И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много. (Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)

- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям). 

- Как подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.

Для этого нам необходимо вспомнить материал по литературоведению. У Вас на столах лежит необходимая информация. Давайте ее еще раз проговорим и вспомним.

III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».

Появление текста. Чтение стихотворения учителем.

- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?

 (На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща». 7слайд)

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».

- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?

- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)

- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)

- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)

2. «Край ты мой…»

А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока?

Чтение учителем стихотворения  А.К.Толстого «Край ты мой…»

- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)

- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)

-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?

- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)

- Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?

- Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?

3. Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает актер.

Словарная работа по стихотворению «Благовест».

Возвращение к тексту стихотворения.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать? (Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)

- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)

4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

   Чтение стихотворения учеником.

- О чём это стихотворение?

- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)

  Работа со средствами художественной выразительности.

- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)

- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)

5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина».

   Чтение стихотворения актером.

- Какое настроение создаёт стихотворение?

- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)

- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)

   - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты.

Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.

IV. Подведение итогов урока.

 - Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?

- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.

ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и сделать анализ стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....

Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"...

Презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

В формате пдф. Если кому-то нужен полноценный формат презентации - пишите. Вышлю на электронную почту....

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе

Конспект и презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"....

"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...