Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина». Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий). Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_48.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация в 7 классе
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина».
Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова;
Ход урока
I. Вступительное слово.
Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет музыка и репродукции картин великих русских художников.
II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).
-Музыка какого композитора использована?(«Времена года» Чайковского)
- В этом вам помогли репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много. (Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
Для этого нам необходимо вспомнить материал по литературоведению. У Вас на столах лежит необходимая информация. Давайте ее еще раз проговорим и вспомним.
III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».
Появление текста. Чтение стихотворения учителем.
- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?
(На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща». 7слайд)
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».
- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?
- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)
- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)
2. «Край ты мой…»
– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока?
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…»
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)
- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)
-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?
- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)
- Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?
- Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?
3. Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает актер.
Словарная работа по стихотворению «Благовест».
Возвращение к тексту стихотворения.
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать? (Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)
- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)
4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»
Чтение стихотворения учеником.
- О чём это стихотворение?
- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)
Работа со средствами художественной выразительности.
- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)
5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина».
Чтение стихотворения актером.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты.
Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.
ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и сделать анализ стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....
Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"...
Видеоматериал к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
Видеоматериал с музыкальным сопровождением...
Презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
В формате пдф. Если кому-то нужен полноценный формат презентации - пишите. Вышлю на электронную почту....
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе
Конспект и презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"....
"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...