«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
«Край ты мой, родимый край!»
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский «Времена года», репродукции картин, портреты писателей.
Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.
Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Ход урока
1. Организационный момент. Запись темы урока.
Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл «Времена года», где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?
2. Прослушивание музыкальных фрагментов.
Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.
3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». С. 137
- О чем оно?
–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?
- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?
- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?
4. Работа с учебником.
- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет чтение стихотворений. С.294 -295
- Как жилось большинству населения России в 19 веке?
- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?
5. Слово учителя.
Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)
Давайте прочитаем его стихотворение «Приход весны» и подумаем,
- о чем оно?.
- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?
- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)
- Почему? (Душа весной оживает)
- Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?
- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)
6. Слово учителя.
Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)
С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. («Осень. Осыпается весь наш бедный сад»)
В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.
Давайте прочитаем вместе стихотворение, первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока «Край ты мой, родимый край…» и подумаем, о чем оно.
- О чем оно?
- Какие чувства выражены в этом стихотворении?
- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, «гой»)
- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?
- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)
Какие средства художественной выразительности использует автор?
У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?
7. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.
8. Словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.
9. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»
- О чем это стихотворение?
- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека («с новою враждою», «презрительной пятой»)
10. И. А. Бунин Чтение стихотворения «Родина». О чем оно?
- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?
- Какой мы видим родину? Какие краски преобладают в стихотворении?
- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?
Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)
Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.
Словарная работа:
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.
11. Итог урока.
У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?
Что объединяет эти произведения?
12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом. Карточки.
12. Домашнее задание.
У. Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.
Фамилия_______________________ Класс___________________
Прочитайте предложенные отрывки из стихотворений поэтов 19 века, попытайтесь определить, о каком времени года здесь идет речь. Подчеркните слова, которые помогли вам это сделать.
1. _______________ 6. __________________
Не колючий, светло-синий Шумят ручьи! Блестят ручьи!
По ветвям развешан иней – Взревев, река несет
Погляди хоть ты! На торжествующем хребте
Словно кто-то тороватый Поднятый ею лед!
Свежей, белой, пухлой ватой Еще древа обнажены,
Все убрал кусты. Но в роще ветхий лист,
(А.А. Фет) Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
(Е. А. Баратынский)
2. ________________ 7._____________________
Чиста небесная лазурь, Зелень нивы, рощи лепет,
Теплей и ярче солнце стало, В небе жаворонка трепет,
Пора метелей злых и бурь Теплый дождь, сверканье вод, -
Опять надолго миновала. Вас назвавши, что прибавить?
(А. Н. Плещеев) (В. А. Жуковский)
3.________________ 8. ___________________
От чернеющих проталин Скрип шагов вдоль
Влажный серый пар идет, улиц белых,
Ярко блещут в лужах воды, Огоньки вдали;
Мокрый снег в луга ползет. На стенах обледенелых
(И. А. Бунин) Блещут хрустали.
(А.А. Фет)
4.____________________ 9. ____________________
Лес точно терем расписной, Седая мгла виется вкруг холмов;
Лиловый, золотой, багряный, Росой затоплены равнины;
Веселой пестрою стеной Желтеет сень кудрявая дубов,
Стоит над светлою поляной. Умолкли птиц живые голоса,
(И. А. Бунин) Безмолвен лес, беззвучны небеса!
(Ф. И. Тютчев)
5.________________________ 10. _____________________
Пришла, рассыпалась; клоками Я знаю, облака сегодня прослезятся
Повисла на суках дубов; На чуждом севере о юге дорогом;
Легла волнистыми коврами От их горячих слез хлеба заколосятся
Среди полей, вокруг холмов; И развернется лист на дереве сухом;
Брега с недвижною рекою Омоется листва прохладным первым ливнем
Сравняла пухлой пеленою… Как теплою струей благочестивых слез.
(А. С. Пушкин) (К. М. Фофанов)
Литературоведческие термины
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Словарная работа
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея, признавать свою вину, ошибку.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Нива – засеянное поле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. (7 класс) | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Край ты мой, родимый край!»
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский «Времена года», репродукции картин, портреты писателей.
Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.
Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Ход урока
1. Организационный момент. Запись темы урока.
Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл «Времена года», где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?
2. Прослушивание музыкальных фрагментов.
Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.
3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». С. 137
- О чем оно?
–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?
- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?
- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?
4. Работа с учебником.
- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет чтение стихотворений. С.294 -295
- Как жилось большинству населения России в 19 веке?
- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?
5. Слово учителя.
Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)
Давайте прочитаем его стихотворение «Приход весны» и подумаем,
- о чем оно?.
- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?
- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)
- Почему? (Душа весной оживает)
- Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?
- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)
6. Слово учителя.
Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)
С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. («Осень. Осыпается весь наш бедный сад»)
В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.
Давайте прочитаем вместе стихотворение, первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока «Край ты мой, родимый край…» и подумаем, о чем оно.
- О чем оно?
- Какие чувства выражены в этом стихотворении?
- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, «гой»)
- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?
- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)
Какие средства художественной выразительности использует автор?
У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?
7. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.
8. Словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?
Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.
9. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»
- О чем это стихотворение?
- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека («с новою враждою», «презрительной пятой»)
10. И. А. Бунин Чтение стихотворения «Родина». О чем оно?
- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?
- Какой мы видим родину? Какие краски преобладают в стихотворении?
- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?
Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)
Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.
Словарная работа:
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.
11. Итог урока.
У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?
Что объединяет эти произведения?
12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом. Карточки.
12. Домашнее задание.
У. Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.
Приложение
Карточка для самостоятельной работы
Фамилия_______________________ Класс___________________
Прочитайте предложенные отрывки из стихотворений поэтов 19 века, попытайтесь определить, о каком времени года здесь идет речь. Подчеркните слова, которые помогли вам это сделать.
1. _______________ 6. __________________
Не колючий, светло-синий Шумят ручьи! Блестят ручьи!
По ветвям развешан иней – Взревев, река несет
Погляди хоть ты! На торжествующем хребте
Словно кто-то тороватый Поднятый ею лед!
Свежей, белой, пухлой ватой Еще древа обнажены,
Все убрал кусты. Но в роще ветхий лист,
(А.А. Фет) Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
(Е. А. Баратынский)
2. ________________ 7._____________________
Чиста небесная лазурь, Зелень нивы, рощи лепет,
Теплей и ярче солнце стало, В небе жаворонка трепет,
Пора метелей злых и бурь Теплый дождь, сверканье вод, -
Опять надолго миновала. Вас назвавши, что прибавить?
(А. Н. Плещеев) (В. А. Жуковский)
3.________________ 8. ___________________
От чернеющих проталин Скрип шагов вдоль
Влажный серый пар идет, улиц белых,
Ярко блещут в лужах воды, Огоньки вдали;
Мокрый снег в луга ползет. На стенах обледенелых
(И. А. Бунин) Блещут хрустали.
(А.А. Фет)
4.____________________ 9. ____________________
Лес точно терем расписной, Седая мгла виется вкруг холмов;
Лиловый, золотой, багряный, Росой затоплены равнины;
Веселой пестрою стеной Желтеет сень кудрявая дубов,
Стоит над светлою поляной. Умолкли птиц живые голоса,
(И. А. Бунин) Безмолвен лес, беззвучны небеса!
(Ф. И. Тютчев)
5.________________________ 10. _____________________
Пришла, рассыпалась; клоками Я знаю, облака сегодня прослезятся
Повисла на суках дубов; На чуждом севере о юге дорогом;
Легла волнистыми коврами От их горячих слез хлеба заколосятся
Среди полей, вокруг холмов; И развернется лист на дереве сухом;
Брега с недвижною рекою Омоется листва прохладным первым ливнем
Сравняла пухлой пеленою… Как теплою струей благочестивых слез.
(А. С. Пушкин) (К. М. Фофанов)
Литературоведческие термины
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Словарная работа
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Благостный – приносящий благо, успокаивающий.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея, признавать свою вину, ошибку.
Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Нива – засеянное поле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
"Край ты мой, родимый край..." по творчеству поэтов 19 века.
Методическая разработка урока литературы в 7 классе....
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....
Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс
Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс...
Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....
"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...