«Край ты мой, родимый край!» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Фролова Светлана Валентиновна

 

                                 

«Край ты мой, родимый край!»

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

 

Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский «Времена года», репродукции картин, портреты писателей.

Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.

Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

 

                                                                     Ход урока

 

1. Организационный момент. Запись темы урока.

 Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл «Времена года», где  мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?

2. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.

3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». С. 137

- О чем оно?

Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?

- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?

- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?

 

 

4. Работа с учебником.

- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет  чтение стихотворений. С.294 -295

- Как жилось большинству населения России в 19 веке?

- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?

5. Слово учителя.

Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)

Давайте прочитаем его стихотворение «Приход весны» и подумаем,

 - о чем оно?.

- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?

- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)

- Почему? (Душа весной оживает)

- Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?

- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)

6. Слово учителя.

Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)

С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. («Осень. Осыпается весь наш бедный сад»)

В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.

Давайте прочитаем вместе стихотворение,  первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока «Край ты мой, родимый край…» и подумаем, о чем оно.

- О чем оно?

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, «гой»)

- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?

- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)

Какие средства художественной выразительности использует автор?

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?

 

7. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

 

 

8. Словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.

9. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»

- О чем это стихотворение?

- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)

- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека («с новою враждою», «презрительной пятой»)

10. И. А. Бунин Чтение стихотворения «Родина». О чем оно?

- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?

- Какой мы видим родину?  Какие краски преобладают в стихотворении?

- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?

Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)

Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.

Словарная работа:

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.

11. Итог урока.

У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?

 Что объединяет эти произведения?

12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом. Карточки.

 

12. Домашнее задание.

У. Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия_______________________                   Класс___________________

 

Прочитайте предложенные отрывки из стихотворений поэтов 19 века, попытайтесь определить, о каком времени года здесь идет речь. Подчеркните слова, которые помогли вам это сделать.

 

1. _______________                                                    6. __________________

Не колючий, светло-синий                                         Шумят ручьи! Блестят ручьи!                                  

По ветвям развешан иней –                                        Взревев, река несет

Погляди хоть ты!                                                         На торжествующем хребте

Словно кто-то тороватый                                           Поднятый ею лед!

Свежей, белой, пухлой ватой                                     Еще древа обнажены,

Все убрал кусты.                                                          Но в роще ветхий лист,

                         (А.А. Фет)                                            Как прежде, под моей ногой    

                                                                                       И шумен, и душист.

                                                                                                          (Е. А. Баратынский)

 

2. ________________                                                    7._____________________

Чиста небесная лазурь,                                                Зелень нивы, рощи лепет,

Теплей и ярче солнце стало,                                       В небе жаворонка трепет,

Пора метелей злых и бурь                                          Теплый дождь, сверканье вод, -       

Опять надолго миновала.                                            Вас назвавши, что прибавить?

                          (А. Н. Плещеев)                                                    (В. А. Жуковский)

 

3.________________                                                     8. ___________________

От чернеющих проталин                                             Скрип шагов вдоль                              

Влажный серый пар идет,                                                     улиц белых,

Ярко блещут в лужах воды,                                        Огоньки вдали;

Мокрый снег в луга ползет.                                        На стенах обледенелых

                         (И. А. Бунин)                                       Блещут хрустали.

                                                                                                                   (А.А. Фет)

 

        

4.____________________                                              9. ____________________      

Лес точно терем расписной,                                         Седая мгла виется вкруг холмов;

Лиловый, золотой, багряный,                                       Росой затоплены равнины;

Веселой пестрою стеной                                               Желтеет сень кудрявая дубов,

Стоит над светлою поляной.                                        Умолкли птиц живые голоса,

                         (И. А. Бунин)                                         Безмолвен лес, беззвучны небеса!

                                                                                                                   (Ф. И. Тютчев)

 

5.________________________                               10. _____________________

Пришла, рассыпалась; клоками                         Я знаю, облака сегодня прослезятся

Повисла на суках дубов;                                    На чуждом севере о юге дорогом;

Легла волнистыми коврами                              От их горячих слез хлеба заколосятся

Среди полей, вокруг холмов;                            И развернется лист на дереве сухом;

Брега с недвижною рекою                               Омоется листва прохладным первым  ливнем                                                                                                                     

Сравняла пухлой пеленою…                           Как теплою струей благочестивых слез.

                       (А. С. Пушкин)                                                                        (К. М. Фофанов)

 

 

 

 

 

 

 

Литературоведческие термины

 

 

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

 

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления

 

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

 

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

 

 

 

 

 

Словарная работа

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея,  признавать свою вину, ошибку.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Нива – засеянное поле.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Край ты мой, родимый край!»

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский «Времена года», репродукции картин, портреты писателей.

Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение.

Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

                                                                     Ход урока

1. Организационный момент. Запись темы урока.

 Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл «Времена года», где  мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)?

2. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века.

3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». С. 137

- О чем оно?

Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?

- Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?

- Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны?

4. Работа с учебником. 

- Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет  чтение стихотворений. С.294 -295

- Как жилось большинству населения России в 19 веке?

- найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека?

5. Слово учителя.

Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852)

Давайте прочитаем его стихотворение «Приход весны» и подумаем,

 - о чем оно?.

- Какие яркие приметы весны выделяет поэт?

- С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души)

- Почему? (Душа весной оживает)

- Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?

- Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение)

6. Слово учителя.

Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-)

С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. («Осень. Осыпается весь наш бедный сад»)

В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы.

Давайте прочитаем вместе стихотворение,  первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока «Край ты мой, родимый край…» и подумаем, о чем оно.

- О чем оно?

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- Похоже ли оно на народную песню? (повторы, «гой»)

- Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий?

- В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением)

Какие средства художественной выразительности использует автор?

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину?

7. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

8. Словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.

9. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»

- О чем это стихотворение?

- Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе)

- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека («с новою враждою», «презрительной пятой»)

10. И. А. Бунин Чтение стихотворения «Родина». О чем оно?

- Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении?

- Какой мы видим родину?  Какие краски преобладают в стихотворении?

- Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины?

Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль)

Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий.

Словарная работа: 

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения.

11. Итог урока.

У. С какими произведениями вы сегодня познакомились?

 Что объединяет эти произведения?

12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом. Карточки.

12. Домашнее задание.

У. Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение.

Приложение

Карточка для самостоятельной работы

Фамилия_______________________                   Класс___________________

Прочитайте предложенные отрывки из стихотворений поэтов 19 века, попытайтесь определить, о каком времени года здесь идет речь. Подчеркните слова, которые помогли вам это сделать.

1. _______________                                                    6. __________________

Не колючий, светло-синий                                         Шумят ручьи! Блестят ручьи!                                  

По ветвям развешан иней –                                        Взревев, река несет

Погляди хоть ты!                                                         На торжествующем хребте

Словно кто-то тороватый                                           Поднятый ею лед!

Свежей, белой, пухлой ватой                                     Еще древа обнажены,

Все убрал кусты.                                                          Но в роще ветхий лист,

                         (А.А. Фет)                                            Как прежде, под моей ногой    

                                                                                       И шумен, и душист.

                                                                                                          (Е. А. Баратынский)

2. ________________                                                    7._____________________

Чиста небесная лазурь,                                                Зелень нивы, рощи лепет,

Теплей и ярче солнце стало,                                       В небе жаворонка трепет,

Пора метелей злых и бурь                                          Теплый дождь, сверканье вод, -        

Опять надолго миновала.                                            Вас назвавши, что прибавить?

                          (А. Н. Плещеев)                                                    (В. А. Жуковский)

3.________________                                                     8. ___________________

От чернеющих проталин                                             Скрип шагов вдоль                              

Влажный серый пар идет,                                                     улиц белых,

Ярко блещут в лужах воды,                                        Огоньки вдали;

Мокрый снег в луга ползет.                                        На стенах обледенелых

                         (И. А. Бунин)                                       Блещут хрустали.

                                                                                                                   (А.А. Фет)

         

4.____________________                                              9. ____________________       

Лес точно терем расписной,                                         Седая мгла виется вкруг холмов;

Лиловый, золотой, багряный,                                       Росой затоплены равнины;

Веселой пестрою стеной                                               Желтеет сень кудрявая дубов,

Стоит над светлою поляной.                                        Умолкли птиц живые голоса,

                         (И. А. Бунин)                                         Безмолвен лес, беззвучны небеса!

                                                                                                                   (Ф. И. Тютчев)

5.________________________                               10. _____________________

Пришла, рассыпалась; клоками                         Я знаю, облака сегодня прослезятся

Повисла на суках дубов;                                    На чуждом севере о юге дорогом;

Легла волнистыми коврами                              От их горячих слез хлеба заколосятся

Среди полей, вокруг холмов;                            И развернется лист на дереве сухом;

Брега с недвижною рекою                               Омоется листва прохладным первым  ливнем                                                                                                                      

Сравняла пухлой пеленою…                           Как теплою струей благочестивых слез.

                       (А. С. Пушкин)                                                                        (К. М. Фофанов)

Литературоведческие термины

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Словарная работа

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея,  признавать свою вину, ошибку.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Нива – засеянное поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

"Край ты мой, родимый край..." по творчеству поэтов 19 века.

Методическая разработка урока литературы в 7 классе....

Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс

Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс...

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....

"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...