Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
материал по литературе (7 класс)
Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_karty_k_uroku_sekleteeva_m.r.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППА № 1.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
1 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
(не забывайте делать паузу там, где стоят знаки препинания)
ГРУППА № 1.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
2 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
- Это стихотворение относится к ____________________ лирике.
(Выбери правильный ответ: пейзажной, любовной, философской)
- Оно написано в ______ веке.
(Выбери правильный ответ: 14век, 17век, 19век)
- Автор красочно описывает в нем _______________________________
(Выбери правильный ответ: наступление вечера, наступление зимы, солнечное затмение)
ГРУППА № 1.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
3 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
- Здесь 1 строчка рифмуется с 3, значит тип рифмы _______________________.
(Выбери правильный ответ: перекрестная, кольцевая)
- Стихотворный размер ______________________, так как ударение падает на каждый 3 слог.
(Выбери правильный ответ: анапест, дактиль)
ПОДСКАЗКА!
Перекрестная рифма – 1+3 строки, 2+4 строки.
Кольцевая рифма – 1+4 строки, 2+3 строки.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на 1 слоге.
Анапест – трехсложный размер с ударением на 3 слоге.
ГРУППА № 1.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
4 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
В произведении автор использует эпитеты _________________________________________________.
(Выбери правильный ответ: а) померкший луг, ясная река; б) зарница теплится)
А также сравнение __________________________________
(Выбери правильный ответ: а) разлетелись, как дым; б) засветилось на берегу)
и олицетворение ___________________________________
(Выбери правильный ответ: а) убегает река, б) то сыро, то жарко.
ГРУППА № 1.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
5 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У НЕГО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ (не более 2-3 предложений)
ГРУППА № 2
Афанасий Афанасьевич Фет
УТРО
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
(не забывайте делать паузу там, где стоят знаки препинания)
ГРУППА № 2.
Афанасий Афанасьевич Фет
УТРО
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
2 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
- Это стихотворение относится к ____________________ лирике.
(Выбери правильный ответ: пейзажной, любовной, философской)
- Оно написано в ______ веке.
(Выбери правильный ответ: 14век, 17век, 19век)
- Автор красочно описывает в нем _______________________________
(Выбери правильный ответ: весеннее утро, наступление зимы, солнечное затмение)
ГРУППА № 2.
Афанасий Афанасьевич Фет
УТРО
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
3 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
- Здесь 1 строчка рифмуется со 2, а 3 с 6, значит тип рифмы _______________________.
(Выбери правильный ответ: перекрестная, кольцевая)
- Стихотворный размер ______________________, так как ударение падает на каждый 3 слог.
(Выбери правильный ответ: анапест, хорей)
ПОДСКАЗКА!
Перекрестная рифма – 1+3 строки, 2+4 строки.
Кольцевая рифма – 1+4 строки, 2+3 строки.
Хорей –двусложный размер с ударением на 1 слоге.
Анапест – трехсложный размер с ударением на 3 слоге.
ГРУППА № 2.
Афанасий Афанасьевич Фет
УТРО
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
4 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
В произведении автор использует анафору( одинаковое начало строк)_________________________________________________.
(Приведи пример: 2 любых строчки)
Особенность стихотворения в том, что оно полностью состоит из существительных__________________________________
(Приведи пример: мошки, пчелы; горы, долы)
ГРУППА № 2.
Афанасий Афанасьевич Фет
УТРО
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
5 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У НЕГО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ (не более 2-3 предложений)
ГРУППА № 3.
Федор Иванович Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
1 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
(не забывайте делать паузу там, где стоят знаки препинания)
ГРУППА № 3.
Федор Иванович Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
2 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
- Это стихотворение относится к ____________________ лирике.
(Выбери правильный ответ: пейзажной, любовной, философской)
- Оно написано в ______ веке.
(Выбери правильный ответ: 14век, 17век, 19век)
- Автор красочно описывает в нем _______________________________
(Выбери правильный ответ: наступление весны, наступление зимы, солнечное затмение)
ГРУППА № 3.
Федор Иванович Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
3 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
- Здесь 1 строчка рифмуется с 3, значит тип рифмы _______________________.
(Выбери правильный ответ: перекрестная, кольцевая)
- Стихотворный размер ______________________, так как ударение падает на каждый 2 слог.
(Выбери правильный ответ: ямб, дактиль)
ПОДСКАЗКА!
Перекрестная рифма – 1+3 строки, 2+4 строки.
Кольцевая рифма – 1+4 строки, 2+3 строки.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на 1 слоге.
Ямб – трехсложный размер с ударением на 3 слоге.
ГРУППА № 3.
Федор Иванович Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
4 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.
В произведении автор использует эпитеты _________________________________________________.
(Выбери правильный ответ: а) померкший луг, ясная река; б) молодая весна, румяный хоровод)
А также олицетворение ___________________________________
(Выбери правильный ответ: а) воды бегут, гласят, б) то сыро, то жарко.
ГРУППА № 3.
Федор Иванович Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
5 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У НЕГО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ (не более 2-3 предложений)
Группа № 1.
1 ученик готовит выразительное чтение стихотворения.
2 рассказывает о том, к какому жанру оно относится, чему посвящено, кем написано и когда, какое настроение передает автор.
3 ученик определяет тип рифмы и стихотворный размер.
4 ученик приводит примеры используемых автором художественных средств выразительности (тропов), рассуждает о том, что хотел выразить ими автор.
5 ученик делится впечатлением от стихотворения, говорит о том, какие чувства оно вызвало, на какие мысли или выводы натолкнуло.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
Группа № 2.
1 ученик готовит выразительное чтение стихотворения.
2 рассказывает о том, к какому жанру оно относится, чему посвящено, кем написано и когда, какое настроение передает автор.
3 ученик определяет тип рифмы и стихотворный размер.
4 ученик приводит примеры используемых автором художественных средств выразительности (тропов), рассуждает о том, что хотел выразить ими автор.
5 ученик делится впечатлением от стихотворения, говорит о том, какие чувства оно вызвало, на какие мысли или выводы натолкнуло.
Афанасий Афанасьевич Фет
УТРО
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Группа № 3.
1 ученик готовит выразительное чтение стихотворения.
2 рассказывает о том, к какому жанру оно относится, чему посвящено, кем написано и когда, какое настроение передает автор.
3 ученик определяет тип рифмы и стихотворный размер.
4 ученик приводит примеры используемых автором художественных средств выразительности (тропов), рассуждает о том, что хотел выразить ими автор.
5 ученик делится впечатлением от стихотворения, говорит о том, какие чувства оно вызвало, на какие мысли или выводы натолкнуло.
Федор Иванович Тютчев
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
1 группа – проанализировать стихотворение А.А. Фета «Вечер».
2 группа – проанализировать стихотворение А.А. Фета «Это утро».
3 группа – проанализировать стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
Анализ должен включать в себя:
- выразительное прочтение стихотворения,
- информацию об авторе и времени написания,
- информацию о жанре произведения,
- информацию о типе использованной рифмы,
- информацию о художественных средствах выразительности и их роли в произведении.
- отражение авторской позиции и настроения, а также собственных эмоций, возникших в ходе работы со стихотворением.
Рефлексия.
Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:
- довольны ли Вы тем, как прошел урок?
- было ли Вам интересно?
- сумели ли Вы получить новые знания?
- сумели ли Вы раскрыться на уроке?
- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?
(+) - положительный ответ; (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.
Рефлексия.
Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:
- довольны ли Вы тем, как прошел урок?
- было ли Вам интересно?
- сумели ли Вы получить новые знания?
- сумели ли Вы раскрыться на уроке?
- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?
(+) - положительный ответ; (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.
Рефлексия.
Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:
- довольны ли Вы тем, как прошел урок?
- было ли Вам интересно?
- сумели ли Вы получить новые знания?
- сумели ли Вы раскрыться на уроке?
- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?
(+) - положительный ответ; (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.
Рефлексия.
Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:
- довольны ли Вы тем, как прошел урок?
- было ли Вам интересно?
- сумели ли Вы получить новые знания?
- сумели ли Вы раскрыться на уроке?
- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?
(+) - положительный ответ; (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.
Домашнее задание.
- Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
- Написать собственное стихотворение о родной природе.
Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.
Домашнее задание.
- Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
- Написать собственное стихотворение о родной природе.
Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.
Домашнее задание.
- Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
- Написать собственное стихотворение о родной природе.
Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.
Домашнее задание.
- Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
- Написать собственное стихотворение о родной природе.
Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Рабочая карта урока "Стихотворения русских поэтов о родной природе"
Данный материал представляет собой рабочую карту урока литературы по теме "Стихотворения русских поэтов о родной природе"....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...
Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс
Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс...