"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Край ты мой, родимый край!", 7 класс | 37 КБ |
Презентация к уроку "Край ты мой, родимый край!" | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация в 7 классе
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
(с использованием интерактивной доски)
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».
Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет компьютер и магнитофонная запись.
II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).
- В этом вам помогли репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».(СЛАЙД №29).
Появление текста. Чтение стихотворения учителем.
- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?
(На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».)
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».
- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?
- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)
- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)
2. СЛАЙДЫ № 30, 31.
– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока.
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…»
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)
- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)
-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?
- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)
- Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?
- Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?
3. СЛАЙД № 32.
Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель.
Словарная работа по стихотворению «Благовест» (СЛАЙД № 33).
Возвращение к тексту стихотворения (СЛАЙД № 32).
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать?(Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)
- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)
- Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». (СЛАЙД № 34) Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.)
4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (СЛАЙД № 35)
Чтение стихотворения учителем.
- О чём это стихотворение?
- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)
Работа со средствами художественной выразительности (СЛАЙДЫ № 39, 40).
- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)
5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).
Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).
Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.
6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» (СЛАЙД № 38).
- В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём?
- Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».)
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.
ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
В.А.Жуковский ПРИХОД ВЕСНЫ Зелень нивы , рощи лепет , В небе жаворонка трепет , Теплый дождь , сверканье вод ,- Вас назвавши , что прибавить ? Чем иным тебя прославить , Жизнь души , весны приход ?
А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!» «Благовест» «Замолкнул шум, гроза устала…»
Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! А.К. Толстой
Благовест Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами . Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло ! К себе он тянет Неодолимо , Зовет и манит Он в край родимый , В край благодатный , Забытый мною ,- И, непонятной Томим тоскою , Молюсь и каюсь я, И плачу снова , И отрекаюсь я От дела злого ; Далеко странствуя Мечтой чудесною , Через пространства я Лечу небесные, И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… А.К. Толстой
Словарная работа по стихотворению А. К. Толстого «Благовест » Благовест – «благая весть», т.е. «добрая», «хорошая» весть – колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, приятный, успокаивающий. Каяться – 1. Исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очиститься). 2. Сожалея, признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. «Звон призывный чрез могилы» - рядом с храмом традиционно располагается кладбище.
Что общего в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Молитва» и А.К.Толстого «Благовест»? И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… А.К. Толстой С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… М.Ю.Лермонтов
А.К. Толстой Замолкнул гром , шуметь гроза устала , Светлеют небеса; Меж черных туч приветно засияла Лазури полоса. Еще дрожат цветы , полны водою И пылью золотой, О, не топчи их с новою враждою Презрительной пятой .
И.А.Бунин « РОДИНА »
РОДИНА Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день , И нет конца лесам сосновым , И далеко до деревень . Один туман молочно-синий , Как чья-то кроткая печаль , Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль . И. А.Бунин
Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет Божий мир. Прозрачно-белый, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, Как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И.А.Бунин
Эпитет ( гр. epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. новою враждою презрительной пятой
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. замолкнул гром шуметь гроза устала дрожат цветы
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. угрюмо меркнет туман смягчает
небом мертвенно-свинцовым туман молочно-синий кроткая печаль снежною пустыней сумрачную даль Эпитет ( гр. epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Конспект урока "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
Урок литературы в 7 классе разработан в соответствии с ФГОС...
Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"...
Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....
"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...