Программа профильного отряда «Филологическое объединение «Собеседник»
рабочая программа по литературе (8 класс)
Программа предназначена для учащихся 8 классов и посвящена анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих и не входящих в школьную программу по литературе. Прежде чем приступать к обсуждению и анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся знакомятся с биографией автора произведения, положенного в основу фильма. Фильмы, представленные в проекте, сняты по произведениям русских и зарубежных авторов, являются достоянием истории культуры, признанными шедеврами кинематографии XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sobesednik_poslednyaya_versiya.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 81
Программа профильного отряда
«Филологическое объединение
«Собеседник»
1 смена
Составитель:
Попова О.В., учитель русского языка
и литературы высшей категории
2019 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 8 классов и посвящена анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих и не входящих в школьную программу по литературе. Прежде чем приступать к обсуждению и анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся знакомятся с биографией автора произведения, положенного в основу фильма. Фильмы, представленные в проекте, сняты по произведениям русских и зарубежных авторов, являются достоянием истории культуры, признанными шедеврами кинематографии XX века.
Общая характеристика
Претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело широкое распространение в истории искусств. Интенсивный обмен эстетическими ценностями, взаимопроникновение разных видов искусств, происходят на всех этапах художественного развития человечества. Синтетическим и многоплановым искусством является и художественная литература. Замечательные литературные творения продолжают свою жизнь в других видах искусства: музыке, живописи, скульптуре, графике, театре и кино. Экранизация классической художественной литературы - одна из относительно новейших форм такой взаимосвязи. Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Экранизация немало дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса.
С помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф дает возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя, т.е. переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия. В этом и состоит специфическая выразительность кино: именно в искусстве прямого действия, прямых обобщений, прямого вторжения в жизнь. Поэтому экранный образ в силу своих звукозрительных черт, не застывших, а непосредственно развивающихся на глазах у зрителя во времени, обладает величайшей силой непосредственного воздействия.
Главная цель - просветительская, т.е. через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики пробудить интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повысить уровень творческого развития, а также способствовать совершенствованию личности учащихся.
Основными задачами являются:
- сопоставление фильмов-экранизаций и литературных первоисточников (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения);
- углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы;
- расширение понимания школьниками особенностей творческой манеры того или иного писателя, а также времени, событий, поступков и характеров героев экранизируемых литературных произведений;
- развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
- повышение общеэстетического уровня культуры чтения; развитие общей эрудиции и образного мышления учащихся.
Примерный перечень фильмов-экранизаций для анализа и обсуждения
№ | Название к/ф | Выходные данные |
1.06 | Экскурсия в библиотеку №4: «Новинки книг для подростков. Периодика для подростков» | |
2.06 | «Судьба человека» (2ч) | Фильм режиссёра (дебют) Сергея Бондарчука.(1959) по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. |
3.06 | «Я — русский солдат» (2ч) | Фильм режиссёра: Андрея Малюкова , сценарий Елены Райской, Бориса Васильева (1995) по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился» (1974) |
6.06-7.06 | «А зори здесь тихие» (4ч) | Двухсерийный художественный фильм, снят в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким. по одноимённой повести Бориса Васильева (1969) |
8.06 | «Иваново детство» (2ч) | Фильм Андрея Тарковского (1962) по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» (1958) |
9.06 | «Восхождение» (2ч) | Фильм режиссёра Ларисы Шепитько (1976) по повести Василя Быкова «Сотников». (1970) |
10.06 | «Мальчик в полосатой пижаме» (2ч) | Фильм снят в 2008 году,режиссёром Марком Херманом по роману ирландского писателя Джона Бойна (2006 г.) |
14.06 | «Телеграмма» (2ч) | Фильм снят в 1953 году по рассказу К.Паустовского «Телеграмма». |
15.06 | Участие в Открытии городского конкурса летнего чтения «Книга. Кино. Лето». (4 ч) | |
16.06 | Круглый стол «Что читают современные подростки?» (2ч) | |
17.06 | «Воровка книг» (2ч) | Фильм (2014) режиссера Брайана Персивала п роману Маркуса Зузака «Книжный вор» |
20.06 | «Алые паруса» (2ч) | Фильм режиссёра Александра Птушко (1961). Экранизация одноимённой повести-феерии Александра Грина |
21.06 | «Чучело» (2ч) | Фильм (1983) режиссёра Ролана Быкова , снятый по одноимённой[1] повести Владимира Железникова (1981). |
22.06 | «Слепой музыкант» (2ч) | Фильм (1962) режиссера Татьяны Лукашевич, снятый по произведению Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Доступ в Интернет
- Медиа - материалы:
Фильм режиссёра (дебют) Сергея Бондарчука.(1959) по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. |
Двухсерийный художественный фильм, снят в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким. по одноимённой повести Бориса Васильева (1969) |
Фильм режиссёра: Андрея Малюкова , сценарий Елены Райской, Бориса Васильева (1995) по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился» (1974) |
Фильм Андрея Тарковского (1962) по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» (1958) |
Фильм режиссёра Ларисы Шепитько (1976) по повести Василя Быкова «Сотников». (1970) |
Фильм снят в 2008 году,режиссёром Марком Херманом по роману ирландского писателя Джона Бойна (2006 г.) |
Фильм (1973) режиссера Николая Калинина по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (часть 1). |
Фильм (1973-1974) режиссера Николая Калинина по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (часть 2). |
Фильм (1974) режиссера Валерия Рубинчикова по повести Анатолия Рыбакова «Выстрел». |
Двухсерийный фильм (1981), задуманный и начатый Ларисой Шепитько, фильм был снят после её трагической гибели её мужем, кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил название: «Прощание с Матёрой» стало просто «Прощанием».По мотивам а повести Валентина Распутина. «Прощание с Матёрой» |
Фильм (1980) режиссёра Родиона Нахапетова по одноимённому романуБориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей». (1973) |
Двухсерийный художественный фильм (1977), снятый режиссёром Станиславом Ростоцким. по одноимённой повести Гавриила Троепольского (1971). |
Фильм(2008) режиссёра: Авдотьи Смирновой по одноимённому роману И. С. Тургенева |
Фильм режиссёра Ильи Фрэза (1981), экранизация повести«Роман и Юлька» Галины Щербаковой (1977) |
Фильм (1988) режиссера Владимира Бортко по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» |
Фильм (1964) режиссёра Абрама Роома, снятый по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. |
Фильм (1958) режиссера Владимира Каплуновского по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Фильм (2014) режиссера Брайана Персивала п роману Маркуса Зузака «Книжный вор» |
Фильм (1971) режиссера Бориса Ивченко по одноимённой повести повести А. И. Куприна «Олеся». |
Фильм режиссёра Александра Птушко (1961). Экранизация одноимённой повести-феерии Александра Грина |
Фильм (1978) режиссёра Анатолия Васильева по одноимённой повести Анатолия Алексина. |
Фильм (1983) режиссёра Ролана Быкова , снятый по одноимённой[1] повести Владимира Железникова (1981). |
Фильм (1962) режиссера Татьяны Лукашевич, снятый по произведению Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». |
Фильм (1961) режиссера Юрия Чулюкина по одноименной повести Б.Бедного «Девчата». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Программа профильного экологического лагеря «Экос»
В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...
Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, разв...
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)
Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....
программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...
Программа профильного экологического лагеря
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...