Программа профильного отряда «Филологическое объединение «Собеседник»
рабочая программа по литературе (8 класс)

Попова Ольга Викторовна

Программа   предназначена  для учащихся 8 классов и посвящена  анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих и не входящих в школьную программу по литературе. Прежде чем приступать к обсуждению и анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся знакомятся с биографией автора произведения, положенного в основу фильма. Фильмы, представленные в проекте, сняты по произведениям русских и зарубежных авторов, являются достоянием истории культуры, признанными шедеврами кинематографии XX века.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_sobesednik_poslednyaya_versiya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 81

Программа профильного отряда

«Филологическое объединение

«Собеседник»

1 смена

                         

        

        

Составитель:

Попова О.В., учитель русского языка

и литературы высшей категории

2019 год

 Пояснительная записка

Программа   предназначена  для учащихся 8 классов и посвящена  анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих и не входящих в школьную программу по литературе. Прежде чем приступать к обсуждению и анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся знакомятся с биографией автора произведения, положенного в основу фильма. Фильмы, представленные в проекте, сняты по произведениям русских и зарубежных авторов, являются достоянием истории культуры, признанными шедеврами кинематографии XX века.

Общая характеристика

Претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело широкое распространение в истории искусств. Интенсивный обмен эстетическими ценностями, взаимопроникновение разных видов искусств, происходят на всех этапах художественного развития человечества. Синтетическим и многоплановым искусством является и художественная литература. Замечательные литературные творения продолжают свою жизнь в других видах искусства: музыке, живописи, скульптуре, графике, театре и кино. Экранизация классической художественной литературы - одна из относительно новейших форм такой  взаимосвязи. Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Экранизация немало дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса.

С помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф дает возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя, т.е. переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия. В этом и состоит специфическая выразительность кино: именно в искусстве прямого действия, прямых обобщений, прямого вторжения в жизнь. Поэтому экранный образ в силу своих звукозрительных черт, не застывших, а непосредственно развивающихся на глазах у зрителя во времени, обладает величайшей силой непосредственного воздействия.

Главная цель  - просветительская, т.е. через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики пробудить  интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повысить уровень творческого развития, а также способствовать совершенствованию  личности учащихся.

Основными задачами являются:

  • сопоставление фильмов-экранизаций и литературных первоисточников (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения);
  • углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы;
  • расширение понимания школьниками особенностей творческой манеры того или иного писателя, а также времени, событий, поступков и характеров героев экранизируемых литературных произведений;
  • развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
  • повышение общеэстетического уровня культуры чтения; развитие общей эрудиции и образного мышления учащихся.

                                                                     Примерный перечень фильмов-экранизаций для анализа и обсуждения

Название к/ф

Выходные данные

1.06

Экскурсия в библиотеку №4: «Новинки книг для подростков. Периодика для подростков»

2.06

«Судьба человека» (2ч)

 Фильм режиссёра (дебют)  Сергея Бондарчука.(1959) по одноимённому рассказу  Михаила Шолохова. 

3.06

«Я — русский солдат» (2ч)

Фильм режиссёра: Андрея Малюкова , сценарий Елены Райской,  Бориса Васильева (1995) по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился» (1974)

6.06-7.06

«А зори здесь тихие» (4ч)

Двухсерийный художественный фильм, снят в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким. по одноимённой повести Бориса Васильева (1969) 

8.06

«Иваново детство» (2ч)

Фильм Андрея Тарковского (1962)  по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» (1958)

9.06

«Восхождение» (2ч)

Фильм режиссёра Ларисы Шепитько (1976) по повести Василя Быкова «Сотников».  (1970) 

10.06

 «Мальчик в полосатой пижаме» (2ч)

Фильм  снят в 2008 году,режиссёром Марком Херманом  по роману ирландского писателя  Джона Бойна (2006 г.)

14.06

«Телеграмма» (2ч)

Фильм снят в 1953 году по рассказу К.Паустовского «Телеграмма».

15.06

Участие в Открытии городского конкурса летнего чтения «Книга. Кино. Лето». (4 ч)

16.06

Круглый стол «Что читают современные  подростки?» (2ч)

17.06

«Воровка книг» (2ч)

Фильм (2014) режиссера Брайана Персивала п роману Маркуса Зузака «Книжный вор»

20.06

«Алые паруса» (2ч)

Фильм режиссёра Александра Птушко (1961).  Экранизация одноимённой повести-феерии Александра Грина

21.06

«Чучело» (2ч)

Фильм  (1983режиссёра Ролана Быкова , снятый   по одноимённой[1] повести Владимира Железникова (1981).

22.06

«Слепой музыкант» (2ч)

Фильм (1962) режиссера Татьяны Лукашевич, снятый по произведению Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант».

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Доступ в Интернет
  4. Медиа - материалы:

 Фильм режиссёра (дебют)  Сергея Бондарчука.(1959) по одноимённому рассказу  Михаила Шолохова. 

Двухсерийный художественный фильм, снят в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким. по одноимённой повести Бориса Васильева (1969) 

Фильм режиссёра: Андрея Малюкова , сценарий Елены Райской,  Бориса Васильева (1995) по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился» (1974)

Фильм Андрея Тарковского (1962)  по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» (1958)

Фильм режиссёра Ларисы Шепитько (1976) по повести Василя Быкова «Сотников».  (1970) 

Фильм  снят в 2008 году,режиссёром Марком Херманом  по роману ирландского писателя  Джона Бойна (2006 г.)

Фильм (1973) режиссера Николая Калинина по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (часть 1).

Фильм (1973-1974) режиссера Николая Калинина по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (часть 2).

Фильм (1974) режиссера Валерия Рубинчикова по повести Анатолия Рыбакова «Выстрел».

Двухсерийный фильм (1981),  задуманный и начатый Ларисой Шепитько, фильм был снят после её трагической гибели её мужем, кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил название: «Прощание с Матёрой» стало просто «Прощанием».По мотивам

а повести Валентина Распутина. «Прощание с Матёрой» 

Фильм (1980) режиссёра Родиона Нахапетова по одноимённому романуБориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей». (1973)

Двухсерийный художественный фильм (1977), снятый режиссёром Станиславом Ростоцким. по одноимённой повести  Гавриила Троепольского (1971).

Фильм(2008)  режиссёра: Авдотьи Смирновой  по одноимённому роману И. С. Тургенева 

Фильм режиссёра Ильи Фрэза (1981),  экранизация повести«Роман и Юлька» Галины Щербаковой (1977)

Фильм (1988) режиссера Владимира Бортко по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»

Фильм (1964) режиссёра Абрама Роома, снятый по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна.

Фильм (1958) режиссера Владимира Каплуновского по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Фильм (2014) режиссера Брайана Персивала п роману Маркуса Зузака «Книжный вор»

Фильм (1971) режиссера  Бориса Ивченко по одноимённой повести повести А. И. Куприна «Олеся».

Фильм режиссёра Александра Птушко (1961).  Экранизация одноимённой повести-феерии Александра Грина

Фильм (1978) режиссёра Анатолия Васильева по одноимённой повести Анатолия Алексина. 

Фильм  (1983режиссёра Ролана Быкова , снятый   по одноимённой[1] повести Владимира Железникова (1981).

Фильм (1962) режиссера Татьяны Лукашевич, снятый по произведению Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант».

Фильм (1961) режиссера Юрия Чулюкина по одноименной повести Б.Бедного «Девчата».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

Программа профильного экологического лагеря «Экос»

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...

Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.

Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10  класса (профильный уровень), региональный компонент,  межпредметные  связи, содержание учебного  материала, разв...

Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления

Сделать летний отдых  более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...

Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)

Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

Программа профильного экологического лагеря

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...