Трудности и пути их преодоления при работе над сочинением ЕГЭ.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Вергазова Оксана Владимировна

Презентация для учащихся 11-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_otsenivania_sochinenia.pptx411.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудности и пути их преодоления при работе над сочинением ЕГЭ

Слайд 2

Текст ЕГЭ 2022 Проблемы Формулировки экзаменуемых А.М.Моторов 1.Что способствует выздоровлению пациента? Какие факторы влияют на выздоровление пациента ? 2. В чём заключается трудность профессии медика? 3. Как проявляется материнская любовь? 4. Как нужно относиться к чужой работе? Что такое родительская любовь ? Автор предлагает читателю разобраться над проблемой взаимоотношений медиков и пациента . Чем запомнилась их встреча ? Проблема выздоровления пациента. Автор затрагивает множество проблем, одна из которых – как нужно благодарить медиков за их хорошую работу? Нужно ли искать работу по призванию ? Будут ли врачи лечить лучше, если их постоянно благодарить? Почему родственники должны проявлять заботу о пациентах?

Слайд 3

Экзаменуемые неточно, некорректно или с нарушением речевых норм оформляют собственные мысли. В частности, многие выпускники по-прежнему при формулировании проблемы смешивают понятия «проблема» и «тема»: В тексте говорится о теме таланта и его претворения в жизнь; Какая бывает любовь к природе / Какой бывает русский характер? Эту тему мы можем рассмотреть в тексте …; Почему влияет природа на человека? Именно этой темой задается автор предложенного текста; Все ли люди бездарны? Эта тема волнует автора. Автор ставит проблему природы / искусства / музыки/ России / войны…; Автор задается вопросом, правильно ли мы живем?

Слайд 4

Слова-помощники в формулировке проблемы Проблема (чего?) отношения (с окружающими); (к матери, родному дому, красоте, хамству и т.п.) содержания понятия (чести, сострадания, взаимопомощи и т.п.) значения (семьи (любви, книги, примера старших, связи поколений и т.д) в жизни человека) конфликта (интересов поколений, чувства и долга и т.п.) воздействия (музыки, поэзии, литературы и т.п.) связи (человека с природой, прошлого и настоящего и т.п.) взаимоотношения (учителя и учеников, разных поколений и т.п.) значимости (труда, детства и т.п.) взаимодействия (личности и общества, человека и научно-технического прогресса и т.п.) влияния (учителя на формирование личности ученика, войны (искусства, природы, окружающей среды и т.п.) на человека и т.д.) роли (памяти, милосердия, доброты, матери, детских воспоминаний, школы и т.д. в жизни человека) восприятия (красоты, искусства, окружающего мира и т.п.) предназначения (творчества, писателя, поэзии и т.п.) формирования (личности, характера, духовной культуры и т.п.) поиска (смысла жизни, жизненного пути, счастья и т.д.) ценности (человеческой жизни, мира, памяти, дружбы и т.д.

Слайд 5

Проблема (чего?) выбора (профессии, жизненных приоритетов, ценностей и т.п.) развития (способностей, личности и т.д.) сохранения (культурного наследия, исторической памяти, жизненных принципов, русского языка и т.п.) формирования отношения (к родине, матери, языку, окружающим и т.п.) осознания (долга перед Отечеством, величия подвига и т.п.) определения (масштаба личности, понятия русский характер и т.п.) противоречивости (поступков, характера и т.п.) истинных и ложных представлений о… (любви, совести, предательстве, чести и т.п.) противостояния (тоталитарному режиму, злу, подлости и т.п.) осмысления важности (сохранения культурного наследия, созидательной деятельности и т.п.) отсутствия (совести, живых чувств, сострадания и т.п.) нравственного состояния (современного общества, человека и т.п.) преодоления (чувства ненависти, собственной лени и т.д.) возникновения (радости творчества, любви к людям и т.п.) ответственности (за свои поступки, за судьбу близкого человека и т.п.) утраты (совести, сострадания, доброты и т.п.) приобщения (к чтению, культуре, музыке и т.п.)

Слайд 6

Комментарий к проблеме

Слайд 8

Ошибки в выявлении смысловой связи Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста. Обратите внимание! Ошибки в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями: Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров; подбор примеров-иллюстраций, не имеющих между собой смысловой связи , и попытка «притянуть» её к этим примерам ; подмена определения смысловой связи между примерами общими словами : «Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»; «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п. Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла : «Второй пример в тексте противопоставлен первому»; «Эти примеры дополняют друг друга»; «Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере» «Эти примеры связаны причинно-следственными отношениями» и т.п.

Слайд 9

Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями? 1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерами-иллюстрациями. 2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях : О чём свидетельствует эта смысловая связь? Как она помогает понять сформулированную проблему текста? Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)? Какие выводы, обобщения помогает сделать? Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел? Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п.

Слайд 10

Автор Зачем? С какой целью? Для чего? Как это помогает понять, прояснить, конкретизировать, расшифровать, раскрыть п роблему; а вторскую позицию; а вторский замысел; характер, поступки, поведение героя и т.д.

Слайд 11

Таблица оценивания комментария к сформулированной проблеме текста Баллы 6 5 4 3 2 1 Пример 1 + + + + + + + + + + + + + + - + - Пояснение 1 + - + + + - - + - + - - - + - - - Пример 2 + + + + + + + + + + + + + - + - + Пояснение 2 + + - + + - + - + - - - - - + - - Смысловая связь + + + - + + - - + - - + - - - - - Анализ смысловой связи + + + + - + + + - - + - - - - - - 1. Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 2. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы текста, в комментарии нет

Слайд 12

«Помощники» в понимании исходного текста Информация о тексте (задание 22) и об авторе текста. Ключевые слова – слова , называющие главные понятия, предметы, процессы , описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста. Они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях , реализованных в нём. Сравнение начала и финала текста : что изменилось в авторских рассуждениях о событии или явлении; в герое, его поведении и/или мироощущении; в ситуации, расстановке персонажей; чем завершился конфликт (при его наличии); место и время действия ( хронотоп ); художественные детали , важные для «расшифровки» текста.

Слайд 13

Алгоритм работы над комментарием выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой; отобрать в тексте конкретный текстовый материал ( цитаты, микротемы ) для двух примеров-иллюстраций; написать пояснения : что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой ? и т.п. выявить связь между примерами-иллюстрациями: объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п. Под примером - иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале ( в цитате, во фрагменте текста , в указании на его сюжетный элемент ), т.е. комментируется содержание .

Слайд 14

Пояснение к примеру-иллюстрации Цель пояснения : выявить смысл авторского рассуждения о …/ повествования о…/ описания…/ какого-либо приёма в тексте, ч тобы в итоге установить отношение автора к проблеме понять авторскую позицию. Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров: зачем ? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? ч ем вызвано …? чем объясняется…? какая связь между…?

Слайд 15

Пояснение к примерам-иллюстрациям Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ мотивов поведения героя (-ев); монологов (в том числе внутренних), диалогов ; их поступков; их личностных особенностей; взаимоотношений с окружающими; внутреннего состояния; отношения к себе и к миру и т.д.

Слайд 16

Пояснение к примерам-иллюстрациям Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ фактов, мнений, настроения автора, его комментариев и размышлений; авторских аргументов, доводов; различных точек зрения на проблему; авторских (и не только) высказываний и т.п

Слайд 17

Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями В соответствии с формулировкой проблемы и авторской позицией а) найти смысловые отношения между частями текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные, причинно-следственные , целевые , условные и др .; б ) вычленить в этих частях примеры, отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему; в ) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию, характер героя и т.п.; в) сформулировать высказывание , указав и проанализировав смысловые отношения между найденными примерами-иллюстрациями .

Слайд 18

Смысловые связи между примерами-иллюстрациями № Вид связи Как определить вид связи Вспомогатель-ные вопросы Способ оформления 1. Сравнительная, сопоставитель-ная или противопостави -тельная Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу. Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста? Что противопоставлено в примерах? С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)? В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д. В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть ( что? )… Если сопоставить поведение героев, то ( пояснить, к каким выводам можно прийти)… Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) …. Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что… Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?) Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…

Слайд 19

Функции сравнительной (сопоставительной) связи В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять характер героя (явления, события и т.д ), его состояние или мотивы поведения; настроение , эмоции героя ; чувства, мысли героя или автора ; авторскую оценку героя , предмета или явления и т.п.

Слайд 20

2. Пояснитель-ная , уточняющая Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то , о чём говорится в первом примере-иллюстрации Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)? Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить? Какими примерами автор подтверждает сказанное? Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста? Что можно привести в качестве подтверждения? Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого? Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого? Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?) … Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п ) дополняет (как?) представление о…; Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)…. Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)… Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять ( что и каким образом?)… Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…

Слайд 21

Функции пояснительной (уточняющей) смысловой связи Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера. Обратите внимание! Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому , а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Слайд 22

2. Причинно-следственная Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием . Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Почему это произошло? Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)? В силу чего это случилось? Что из этого следует? Какие последствия повлекло это событие? Как это повлияло на дальнейшие события? Что из этого, по мнению автора, следует? К чему это привело (приведет)? Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий ? Эти примеры называют причины, по которым… Причиной такого поведения является… Следствием такого отношения к окружающим стало … (указать результат и пояснить свой вывод) Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось? Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)

Слайд 23

Смысловая связь и её место в композиции сочинения Место смысловой связи: в начале комментария : Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя до и после встречи с однополчанами ; (в этом случае анализ этих смысловых отношений может быть дан перед формулировкой авторской позиции) при переходе от одного примера к другому : Сопоставляя отношение героя к этому событию в начале и в конце текста, автор показывает, что прошедшее десятилетие не изменило юношу: он по-прежнему не считает себя виновником случившегося; в конце комментария как его завершение : И обращение к народным традициям, и исторические факты, дополняя друг друга , позволяют автору сделать интересные выводы:…

Слайд 24

Формальная связь Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая проследуется во всем тексте ; Обое эти примеры-люстрации связывают поведение героя и текст. Два этих примера взаимо дополняют друг друга / взаимно дополняют друг друга; Оба примера, противопоставляя друг друга, позволяют увидеть связь; Оба примера связаны смыслом и подходят под данную проблему; Оба этих примера связаны между собой тем, что подтверждают наличие проблемы, поставленной в тексте; Эти два примера подкрепляют друг друга; В связке эти оба примера…; Как первый, так и второй пример, отлично дополняют друг друга и позволяют автору осветить суть проблемы в полной мере. Эти примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему (многократно повторяющийся штамп).

Слайд 25

Какие ошибки допускаются учителями при проверке сочинений? не учитываются фактические ошибки в понимании текста; засчитываются пример-иллюстрации не по сформулированной проблеме; в качестве двух примеров засчитываются смысловой повтор, выраженный разными средствами языка (один пример-иллюстрация); в качестве комментария засчитывается авторская позиция ; засчитывается анализ средств выразительности , который не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы исходного текста.

Слайд 26

Алгоритм работы над сочинением Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста ( проблема ответственности человека за свои поступки ) Находим первый пример , иллюстрирующий аспекты проблемы Поясняем первый пример Находим второй пример , иллюстрирующий аспекты проблемы Поясняем второй пример Определяем вид смысловой связи между ними Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её Формулируем авторскую позицию Формулируем собственную позицию Обосновываем свою точку зрения

Слайд 28

100 100 100 Высоких баллов на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Трудности, возникающие в процессе одновременного изучения языков различных языковых групп (романо-германской и азиатской) и пути их преодоления.

Изучая иностранный язык, очень часто родной язык оказывает сильное влияние на учащегося, и ему трудно свыкнуться с иноязычным произношением, порядком слов или системой времен. Такое явление назы...

The Greatest Challenges of Teaching ESL and how to Overcome Them(Трудности обучения иностранному языку и пути их преодоления).

Данное эссе было написано для участия в международном конкурсе эссе "Discover Canada"....

Проблема правильного произношения в хоровом произведении на иностранном языке (английском) и пути ее преодоления в работе с детьми младшего школьного возраста

Хоровая музыка является одной из разновидностей музыкального искусства, наиболее яркой отличительной чертой которого является синтез музыки и слова. Не что иное, как слово помогает глубже проникнуть в...

Особенности обучения иностранным языкам школьников младшей и основной школ. Трудности и пути их преодоления.

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что существует противоречие между необходимостью приобретения навыков иноязычного общения у учащихся и трудностями, возникающими во время это...

Статья “Преподавание физики в современной школе. Трудности и пути их преодоления”

Преподование современной физики, какое оно? Учащийся должен вызубрить множество формул или разобраться в окружающем мире с точки зрения физики?...

ФГОС нового поколения: трудности и пути их преодоления в преподавании английского языка

В  современном мире знание английского языка является одним из ключевых компетенций, открывающих двери к  международным коммуникациям и успешной карьере. Поэтому преподавание английского в ш...