«Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 32.22 КБ |
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Литература |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока |
Тема | «Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие. |
Цель | Создание условий для усвоения знаний по теме урока |
Основные термины, понятия | Аллегория, образ, символ, пейзаж |
Планируемые результаты | |
Предметные умения:
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Групповая (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий) | Учебник литературы под ред. Меркина Г.С. Раздаточный материал (блок-схема) ЭОР (Интернет-ресурсы) |
Технология изучения
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Литература |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока |
Тема | «Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие. |
Цель | Создание условий для усвоения знаний по теме урока |
Основные термины, понятия | Аллегория, образ, символ, пейзаж |
Планируемые результаты | |
Предметные умения:
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Групповая (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий) | Учебник литературы под ред. Меркина Г.С. Раздаточный материал (блок-схема) ЭОР (Интернет-ресурсы) |
Технология изучения
Этапы урока, время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||
Организационный. Этап актуализации. 4-5 мин. | Создание условий для активизации учащихся. | Настраивает на работу. Сообщает тему – «Песня о Соколе» - это произведение о … Задает вопрос: - Дома вы прочитали «Песню о Соколе». Как вы думаете, о чем это произведение? Выслушивает мнения учащихся. Записывает на доску варианты продолжения темы. - К теме мы еще вернемся. | Познавательная | Коммуни-кативная | Регулятивная | ||||||||||||
Активизация познавательных процессов (внимание, память). | Умение вступать в диалог. | Управление своей познавательной деятельностью. | |||||||||||||||
Отвечают на вопросы учителя. | |||||||||||||||||
Постановка учебной проблемы, обсуждение проблемы. 4-5 мин. | Создание условий для постановки цели и задач урока. Определение цели через проблемную задачу. | Организует работу с высказываниями.
Задает вопросы (создание проблемной ситуации): - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл этих высказываний? - Какой общей темой можно их объединить? Подводит к проблеме – В чем смысл человеческой жизни? Направляет на правильный выбор цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока): - Исходя из всего выше сказанного, давайте определим цель урока. -Определить, в чем смысл человеческой жизни. - Скажите, как нам достичь этой цели? (Предлагает рассмотреть образы героев произведения, определить авторскую позицию). | Активизация мыслительных процессов (анализ). | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью. Оценивание мнения одноклассников. | ||||||||||||
Предлагают варианты ответов. | |||||||||||||||||
Активизация мыслительных процессов (умозаключение). | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников. | |||||||||||||||
Решение учебных задач. 15-20 мин. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | Учитель спрашивает: – Так в чем же смысл человеческой жизни? Над этим вопросом размышляли мыслители и писатели всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. Давайте и мы попытаемся ответить на этот вопрос. Настраивает на работу в группах: - На уроке вы будете работать в группах. 1 группа (основное задание) Пейзажное обрамление и его роль. Сопоставление начала и финала пейзажей. -Как изображена природа в 1-й части песни?
- Какие выразительные средства использует автор для создания образов природы? - Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»? Итогом работы 1 группы является создание презентации. 2 группа Образ Сокола. Работа по примерному плану:
Итогом работы 2 группы является создание синквейна. 3 группа Образ Ужа Работа по примерному плану:
Итогом работы 2 группы является создание диаманты. | Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. | ||||||||||||
Работают с блок-схемами. Обсуждают задание в группах, цитируют текст, исследуют текст – находят подтверждение тому, что писатель одухотворяет природу. Учащиеся называют олицетворения, метафоры, эпитеты, примеры из текста устно. Приходят к выводу о том, что оно подготавливает читателя, настраивает на философский лад, заставляет задуматься над вечными вопросами о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии. Создают презентацию (до 5 слайдов). Работают с планом. Обсуждают задание в группах, цитируют текст, исследуют текст – находят ответ на вопрос № 6 предложенного плана. Создают синквейн. Работают с планом. Обсуждают задание в группах, цитируют текст, исследуют текст – находят ответ на вопрос № 6 предложенного плана. Создают диаманту. | |||||||||||||||||
Применение нового знания. 5-7 мин. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. | Задает вопросы: - Кого автор подразумевает под образами Сокола и Ужа? - Какой художественный прием использует писатель? - Как вы думаете, почему писатель применил этот прием? - Следовательно, мы имеем дело с образами - символами. - Давайте определим эти образы-символы. - О каких чертах человеческого характера можно говорить, анализируя действия героев? Учитель предлагает заполнить таблицу «Образы-символы»
| Анализ, обсуждение, фиксация результатов. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. | ||||||||||||
Отвечают на вопросы. Работают с термином «аллегория». Заполняют таблицу. | |||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности. 6-8 мин. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями. Контроль знаний, обратная связь. | Дает задание - написать мини-сочинение «Чья позиция мне близка (Ужа или Сокола)». Организует рефлексию. Задает вопросы: - Давайте вернемся к теме нашего урока. - А в нашей сегодняшней жизни мы можем наблюдать таких людей, как вы думаете? Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Песня о Соколе» - это произведение о … | Умение осознанно строить выводы. | Умение аргументировать свою позицию. | Оценивание правильности выполнения заданий. | ||||||||||||
Пишут мини-сочинение (3-4 предложения), читают по желанию свои работы. Отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||
Домашнее задание. | Дает задание - выучить отрывок из «Песни…» наизусть. | Записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и темат...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....
Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...
Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
Методическая разработка урока по литературе (8 класс)....
Горький М. "Песня о Соколе". Презентация.
Рабочие материалы к уроку литературы и внеклассного чтения по жизни и творчеству М. Горького на основе анализа "Песни о Соколе". Развитие понятия о символе....
Романтическое произведение М.Горького "Песня о Соколе"
Конспект урока по литературе...