«Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Чумарова Ольга Владимировна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx32.22 КБ
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Литература

Класс

8

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

«Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие.

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Аллегория, образ, символ, пейзаж

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.
  • Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования, и самореализации.
  • Уметь объяснять изучаемые понятия: аллегория, образ, символ, пейзаж.

 Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к человеку как к части социума.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
  •  самостоятельно делать выводы;
  •  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
  • Уметь работать в группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Учебник литературы под ред. Меркина Г.С.

Раздаточный материал (блок-схема)

ЭОР (Интернет-ресурсы)

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный.

Этап актуализации.

4-5  мин.

Создание условий для активизации

учащихся.

Настраивает   на работу.

Сообщает  тему  – «Песня о Соколе» - это произведение о …

Задает вопрос:

- Дома вы прочитали «Песню о Соколе». Как вы думаете, о чем это произведение?

Выслушивает мнения учащихся. Записывает на доску варианты продолжения темы.

- К теме мы еще вернемся.

Познавательная

Коммуни-кативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают на вопросы учителя.

Постановка  учебной проблемы, обсуждение проблемы.

4-5  мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу.

 Организует работу с высказываниями.

  1. Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть. (Джордж Элиот)
  2. Нужно взлететь и тем оторваться от Земли. Не помни о подошвах, когда крылья растут за плечами. (Уильям Филдс)
  3. Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом. (Альберт Эйнштейн)

Задает вопросы (создание проблемной ситуации):

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл этих высказываний?

- Какой общей темой можно их объединить?

Подводит к проблеме – В чем смысл человеческой жизни?

Направляет на правильный выбор  цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока):

- Исходя из всего выше сказанного, давайте определим цель урока.

-Определить, в чем смысл человеческой жизни.

- Скажите, как нам достичь этой цели?

(Предлагает рассмотреть образы героев произведения, определить авторскую позицию).

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Предлагают варианты ответов.

Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Решение учебных задач.

15-20  мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учитель спрашивает:

–  Так в чем же смысл человеческой жизни? Над этим вопросом размышляли мыслители и писатели всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. Давайте и мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Настраивает на работу в группах:

- На уроке вы будете работать в группах.

1 группа (основное задание)

Пейзажное обрамление и его роль.

Сопоставление начала и финала пейзажей.

 -Как изображена природа в 1-й части песни?

 

Какие выразительные средства использует автор для создания образов природы? 

 - Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»?  

Итогом работы 1 группы является создание презентации.

2 группа

Образ Сокола.

Работа по примерному плану:

  1. Среда обитания.
  2. Действия.
  3. Самохарактеристика.
  4. Речевая характеристика.
  5. Авторская оценка.
  6. В чем, на ваш взгляд, смысл жизни Сокола?

Итогом работы 2 группы является создание синквейна.

3 группа

Образ Ужа

Работа по примерному плану:

  1. Среда обитания.
  2. Действия.
  3. Самохарактеристика.
  4. Речевая характеристика.
  5. Авторская оценка.
  6. В чем состоит смысл существования Ужа?

Итогом работы 2 группы является создание диаманты.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают   с блок-схемами.

Обсуждают задание в группах, цитируют текст,  исследуют текст – находят подтверждение тому, что писатель одухотворяет природу.

Учащиеся называют олицетворения, метафоры, эпитеты,  примеры из текста устно. 

Приходят к выводу о том, что оно подготавливает читателя, настраивает на философский лад, заставляет задуматься над вечными вопросами о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии.

Создают презентацию (до 5 слайдов).

Работают   с планом.

Обсуждают задание в группах, цитируют текст,  исследуют текст – находят ответ на вопрос № 6 предложенного плана.

Создают синквейн. 

Работают   с планом.

Обсуждают задание в группах, цитируют текст,  исследуют текст – находят ответ на вопрос № 6 предложенного плана.

Создают диаманту.

Применение нового знания.

5-7 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Задает вопросы:

- Кого автор подразумевает под образами Сокола и Ужа? 

Какой художественный прием использует писатель? 

 - Как вы думаете,  почему писатель применил этот прием? 

 - Следовательно,  мы имеем дело с образами - символами.

-  Давайте определим эти образы-символы.

- О каких чертах человеческого характера можно говорить, анализируя действия героев?  

Учитель предлагает заполнить таблицу «Образы-символы»

Обыватель

Борец

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Отвечают на вопросы. Работают с термином «аллегория».

Заполняют таблицу.

Рефлексия учебной деятельности.

6-8 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями. Контроль знаний, обратная связь.

Дает задание - написать мини-сочинение «Чья позиция мне близка (Ужа или Сокола)».

Организует рефлексию.

Задает вопросы:

- Давайте вернемся к теме нашего урока.

- А в нашей сегодняшней жизни мы можем наблюдать таких людей, как вы думаете?

Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Песня о Соколе» - это произведение о …

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий. 

Пишут мини-сочинение (3-4 предложения), читают по желанию свои работы.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Дает задание - выучить отрывок из «Песни…» наизусть.

Записывают в дневник.

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Литература

Класс

8

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

«Песня о Соколе» - произведение о … Идейное своеобразие.

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Аллегория, образ, символ, пейзаж

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.
  • Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования, и самореализации.
  • Уметь объяснять изучаемые понятия: аллегория, образ, символ, пейзаж.

 Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к человеку как к части социума.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
  •  самостоятельно делать выводы;
  •  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
  • Уметь работать в группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Учебник литературы под ред. Меркина Г.С.

Раздаточный материал (блок-схема)

ЭОР (Интернет-ресурсы)

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный.

Этап актуализации.

4-5  мин.

Создание условий для активизации

учащихся.

Настраивает   на работу.

Сообщает  тему  – «Песня о Соколе» - это произведение о …

Задает вопрос:

- Дома вы прочитали «Песню о Соколе». Как вы думаете, о чем это произведение?

Выслушивает мнения учащихся. Записывает на доску варианты продолжения темы.

- К теме мы еще вернемся.

Познавательная

Коммуни-кативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают на вопросы учителя.

Постановка  учебной проблемы, обсуждение проблемы.

4-5  мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу.

 Организует работу с высказываниями.

  1. Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть. (Джордж Элиот)
  2. Нужно взлететь и тем оторваться от Земли. Не помни о подошвах, когда крылья растут за плечами. (Уильям Филдс)
  3. Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом. (Альберт Эйнштейн)

Задает вопросы (создание проблемной ситуации):

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл этих высказываний?

- Какой общей темой можно их объединить?

Подводит к проблеме – В чем смысл человеческой жизни?

Направляет на правильный выбор  цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока):

- Исходя из всего выше сказанного, давайте определим цель урока.

-Определить, в чем смысл человеческой жизни.

- Скажите, как нам достичь этой цели?

(Предлагает рассмотреть образы героев произведения, определить авторскую позицию).

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Предлагают варианты ответов.

Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Решение учебных задач.

15-20  мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учитель спрашивает:

–  Так в чем же смысл человеческой жизни? Над этим вопросом размышляли мыслители и писатели всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. Давайте и мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Настраивает на работу в группах:

- На уроке вы будете работать в группах.

1 группа (основное задание)

Пейзажное обрамление и его роль.

Сопоставление начала и финала пейзажей.

 -Как изображена природа в 1-й части песни?

 

Какие выразительные средства использует автор для создания образов природы? 

 - Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»?  

Итогом работы 1 группы является создание презентации.

2 группа

Образ Сокола.

Работа по примерному плану:

  1. Среда обитания.
  2. Действия.
  3. Самохарактеристика.
  4. Речевая характеристика.
  5. Авторская оценка.
  6. В чем, на ваш взгляд, смысл жизни Сокола?

Итогом работы 2 группы является создание синквейна.

3 группа

Образ Ужа

Работа по примерному плану:

  1. Среда обитания.
  2. Действия.
  3. Самохарактеристика.
  4. Речевая характеристика.
  5. Авторская оценка.
  6. В чем состоит смысл существования Ужа?

Итогом работы 2 группы является создание диаманты.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают   с блок-схемами.

Обсуждают задание в группах, цитируют текст,  исследуют текст – находят подтверждение тому, что писатель одухотворяет природу.

Учащиеся называют олицетворения, метафоры, эпитеты,  примеры из текста устно. 

Приходят к выводу о том, что оно подготавливает читателя, настраивает на философский лад, заставляет задуматься над вечными вопросами о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии.

Создают презентацию (до 5 слайдов).

Работают   с планом.

Обсуждают задание в группах, цитируют текст,  исследуют текст – находят ответ на вопрос № 6 предложенного плана.

Создают синквейн. 

Работают   с планом.

Обсуждают задание в группах, цитируют текст,  исследуют текст – находят ответ на вопрос № 6 предложенного плана.

Создают диаманту.

Применение нового знания.

5-7 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Задает вопросы:

- Кого автор подразумевает под образами Сокола и Ужа? 

Какой художественный прием использует писатель? 

 - Как вы думаете,  почему писатель применил этот прием? 

 - Следовательно,  мы имеем дело с образами - символами.

-  Давайте определим эти образы-символы.

- О каких чертах человеческого характера можно говорить, анализируя действия героев?  

Учитель предлагает заполнить таблицу «Образы-символы»

Обыватель

Борец

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Отвечают на вопросы. Работают с термином «аллегория».

Заполняют таблицу.

Рефлексия учебной деятельности.

6-8 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями. Контроль знаний, обратная связь.

Дает задание - написать мини-сочинение «Чья позиция мне близка (Ужа или Сокола)».

Организует рефлексию.

Задает вопросы:

- Давайте вернемся к теме нашего урока.

- А в нашей сегодняшней жизни мы можем наблюдать таких людей, как вы думаете?

Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Песня о Соколе» - это произведение о …

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий. 

Пишут мини-сочинение (3-4 предложения), читают по желанию свои работы.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Дает задание - выучить отрывок из «Песни…» наизусть.

Записывают в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована  также  для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы)  и темат...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.

В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....

Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"

Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...

Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».

Методическая разработка урока по литературе (8 класс)....

Горький М. "Песня о Соколе". Презентация.

Рабочие материалы к уроку литературы и внеклассного чтения по жизни и творчеству М. Горького на основе анализа "Песни о Соколе". Развитие понятия о символе....