Романтическое произведение М.Горького "Песня о Соколе"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanticheskoe_proizvedenie_m.gorkogo_pesnya_o_sokole._7_kl.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Романтическое произведение М.Горького «Песня о Соколе»
Цели и задачи:
1. Ознакомление с идейно-тематическим содержанием и художественными достоинствами «Песни о Соколе» М.Горького;
- анализ основной части, ее образного содержания;
- выявление главной идеи произведения, авторской позиции;
2. Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи, развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения.
3. Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, определение своей роли в жизни общества.
Слово о Горьком – выделить трудные, тяжелые моменты жизни писателя, его рабочая биография.
- Обратимся к произведению Горького: с чего начинается «Песня…»? ( с пейзажа)
- Чтение отрывка. Что дает нам данный отрывок? (представление о романтическом мире произведения)
- Какие образы предстают перед нами? (море, горы, волны, небо)
Начинается работа втетради.
- Что в общем можно сказать об этих образах? (необычные, сильные, красивые)
- Да, все они имеют характер и наполнены мощной энергией. А когда природа мощна, энергична, действенная, жива – это первая особенность романтического произведения (запись в тетради)
- Что помогает автору показать, что это живые образы? (художественно-изобразительные средства)
- Дома вы должны были найти эпитеты, метафоры. Что можете сказать относительно каждого образа?
- Развернутые метафоры: живые горы, одетые черными тенями, устремились в небо
- Это знак свободы (море безгранично, небо бездонно) – вторая особенность романтического произведения (запись в тетради)
- Посмотрите, сколько изобразительных средств мы выделили. Какой богатый мир природы. Множество изобразительных средств- третья особенность романтического произведения
- Богатый мир (красоту мира) можно изобразить и словами, и красками
- Иллюстрации учащихся, художников, в которых чувствуется призыв к свободе
Герои
- Песня начинается с пейзажа, а только потом, появляются люди. Насколько они отделены друг от друга? (люди сливаются с природой, являются ее частью)
- Рагим лежит у камня, общается с волной: «Куда идешь? Пшла! – машет на нее рукой»
- Человек и природа понимают друг друга (унисон), они сильны и неугомонны – мотив растворенности в природе – четвертая особенность романтического произведения (запись в тетради)
- Автор на первое место ставит какие образы? (необычные) – живые существа, вышедшие из природы, имеющие имена – Уж и Сокол
- Что происходит между Ужом и Соколом в старой песне, которую рассказал Рагим? (спор)
- О чем? (о жизни, о смысле жизни, о счастье)
- Каждый из них высказывает свою правду. Какая она у Ужа? («земли творенье, землей живу я»; «как мне там (в небе) ползать? Пустое место»; «летай и ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»)
- Какая правда у Сокола? («я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо.. О, счастье битвы!»)
- Каждый, по-своему, прав, но…
- Сокол:»Врага прижал бы…»- значит были и друзья (было за что ему биться)
- А у Ужа есть кто-то, за кого можно сражаться? (Он один). Кому он нужен?
- Один прав для себя, другой – для других.
- Какую правду ценит автор? Какая правда выше?
- Уж одинок, т.к. он способен на подлость. Как он встречает Сокола? (шипение)
- Ответ Сокола: «Да, умираю!», тогда Уж предлагает: «Подвинься и бросайся»
- За кем последнее слово? (За Ужом. Он говорит- оправдывается и перед самим собой, чтобы успокоить свою совесть. Ведь его задела фраза Сокола: «Ты не увидишь его (небо) так близко!.. Эх ты, бедняга!»)
- Уж убеждается: «рожденный ползать – летать не может!» (у него было любопытство простого обывателя), «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль так он стонет!» А теперь: «Я знаю правду», - гордится он.
- Кто-нибудь всё же ответит Ужу? Или получается, он прав? (ему отвечает стихия свободы – волны: ответ их в львином рыке)
- Вывод: безумству храбрых – вот мудрость жизни – романтический герой живет по закону «умереть ща идею»
- Своей гибелью он зажигает сердца других
Оформление тетради
Романтическое произведение М.Горького «Песня о Соколе»
Образы | Особенности романтического произведения | |
Море – огромное, лениво вздыхающее, голубое сияние, мягкое, серебро Волны – пышные, немолчный плеск, вздохи пены Небо – ниже наклоняется, синее, прозрачная ткань перистых облаков |
| |
Правда Ужа
| Правда Сокола 2 я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо! О, счастье битвы! | Вывод: безумство храбрых – вот мудросто жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)
Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...
Из опыта работы. Урок. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.
Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения....
Вопросы для беседы по теме "Н.В.Гоголь. Личность и судьба. Романтические произведения Н.В. Гоголя". 10 класс
Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю...
Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения
На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления....
Конспект урока литературы в 9 классе "Поэма А. Пушкина "Цыганы" как романтическое произведение"
quot;Поэма А. Пушкина "Цыганы" как романтическое произведение"...
Урок литературы в 11 классе по теме "М. Горький. Ранние романтические произведения. Идейный смысл. Художественные особенности".
Конспект урока литературы....
М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».
Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш»....